Конспект НОД по ФЦКМ "Пасха идет"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Маргарита Владимировна Глаголева

Конспект НОД  по ФЦКМ

в старшей группе.

Тема: «Пасха идет».

Цель: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;

Задачи. Образовательные:  познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как, о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; познакомить с русскими народными, играми и                                   забавами праздника «Пасха»;  познакомить с новыми словами: Великая Пасха, кулич, «Христос Воскресенье!», писанки, крашенки;

Развивающие: память, логическое мышление.

Воспитательная:  вызвать у детей положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение;  воспитывать уважительное отношение к традициям народа.

Материал к занятию: картинки на тему «Пасха», деревянные яйца, крупный конструктор для постройки «Горки», веточки вербы, шаблоны пасхальных яиц, цветные карандаши, ложки,  готовые изделия пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседы, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы по теме занятия.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по ФЦКМ

в старшей группе.

Тема: «Пасха идет».

Цель: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;

Задачи. Образовательные:  познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как, о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; познакомить с русскими народными, играми и                                   забавами праздника «Пасха»;  познакомить с новыми словами: Великая Пасха, кулич, «Христос Воскресенье!», писанки, крашенки;

Развивающие: память, логическое мышление.

Воспитательная:  вызвать у детей положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение;  воспитывать уважительное отношение к традициям народа.

Материал к занятию: картинки на тему «Пасха», деревянные яйца, крупный конструктор для постройки «Горки», веточки вербы, шаблоны пасхальных яиц, цветные карандаши, ложки,  готовые изделия пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседы, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы по теме занятия.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

                                             

                                                   Ход занятия.

                                        1часть. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Как ярко светит солнышко, поют птицы. В какое время года это происходит? (ответы детей). Правильно, весной. Весной много чудесных праздников.  Назовите, весенние праздники, которые отмечают весной.

Дети: 8 марта, день космонавтики, день Земли.

Воспитатель: А сейчас многие верующие люди готовятся к великому христианскому празднику, который называется Пасха.

- Слово пасха – обозначает «исход»«избавление»«освобождение». Пасху считают «Праздником праздников» и всегда отмечают торжественно и весело.

Пасха – это ожидание весны. Длится он неделю.

- На пасху люди доставали из сундуков праздничные одежды, наряжались и шли в церковь.

- К празднику Пасха все готовятся заранее. Еще в прошлое воскресение многие люди украшали дома вербой, потому что люди перед Пасхой встречают вербное воскресенье. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы. Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

Весна ещё не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь вербы распушила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам –

Веселые, живые,

Как маленькие детки.

Воспитатель: А, что обязательно готовят к Пасхе? Кто знает? (ответы)

Правильно, красят яички. На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные.

Почему именно яйца являются символом Пасхи? Яйцо это символ новой жизни, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды,  воскрешения Иисуса Христа.  Как вы думаете, почему в Пасху принято красить яйца?
Крашеные или расписные яйца являются символом весны, а весной все оживает, распускается и расцветает. Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?
Потому что тем самым мы желаем людям здоровья и доброты.

На этот счет существует легенда:
В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христоситься, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Иисус воскрес, а отвечать - воистину воскрес!
Как называется этот обмен? - христоситься
Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ, А РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА, ТО ЕСТЬ С УЗОРОМ, ПИСАНКАМИ.

Давайте, вы тоже сейчас раскрасите яйца. Шаблоны лежат у вас на столах. Какие цвета вы выберете для раскрашивания?  (ответы детей).

                    Дети садятся за столы и приступают к работе.

Воспитатель: Ребята, какие яички у вас получились- «крашенки» или «писанки»? (ответы детей).

Воспитатель:  На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру «Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится, тот и победит.

                           П\игра «Катание Яиц»

Чьё яйцо дальше по горке скатится, тот и победит.

Воспитатель:  Ребята, а что еще обязательно готовят к Пасхе? Кто знает? (ответы)

- Правильно, готовят много других угощений, пекут куличи и пасхи. Они являются главным украшением стола. Так выглядели куличи и пасхи в старину. А так украшают современные куличи.

В пасхальную ночь все шли в церковь, святили яйца. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.   Вернувшись из церкви ранним утром, а иногда прямо в храме, люди устраивают пасхальный пир. Парни и девушки устраивали гуляния на полянках, водили хороводы, катали яички. А еще кто – то у себя принимал гостей, кто – то в гости шел. Люди встречались, пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес» и обменивались красными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни.

                       П\ игра «Из руки в руку»

В кругу под музыку передают друг другу яйцо, музыка выключается, из игры уходит тот, у кого в руке яйцо.

                                          П\ игра «Не урони» 

Яйцо кладут в ложку и, держа перед собой, бегут на перегонки, побеждает тот, кто его не роняет во время бега.

Воспитатель:  Люди ходят в гости на пасху и обязательно дарят подарки - разные сувениры, поделки, открытки. Я тоже хочу подарить вам пасхальный сувенир. У меня на подносе лежат  самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

(Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.)

Воспитатель:  Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.

Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.

Пестрое – от веснушек.

С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.

С жёлтыми колосьями – для урожая.

С домом – к новоселью.

С дубовым листом – будешь сильным.

С зайчиком – этот символ означает храбрость.

С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.

Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

- Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

3 часть. Анализ занятия.

Воспитатель: Ребята, Как называется праздник, о котором мы сегодня говорили?
            Назовите символ праздника Пасхи?
            Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Воспитатель: Желаю вам быть здоровенькими и любимыми.

                        Желаю мира, добра и любви!

                        Дарю вам свой подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...