Конспект занятия "Дерево и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Золотаревич Ирина Игоревна

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_derevo_i_ego_svoystva.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад № 233 ОАО «РЖД»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской

деятельности в средней группе на тему

«Дерево и его свойства».

Составил: воспитатель

Золотаревич И.И.

2022 г.

Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с

новыми способами обследования.

2. Способствовать освоению ребёнком соответствующего словаря:

самостоятельно называть предметы и качества, действия обследования, понимать значение слова «Древесина».

3. Закрепить понятие «Живая-не живая» природа.

4. Обогащать представления детей об источниках опасности в быту

(древесина горит).

Развивающие:

1. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.

2. Развивать умение определять существенные признаки и свойства

материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло и т.д.)

3. Развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из

дерева.

Демонстрационный материал:

- карточки к игре «Живая-не живая природа»

- шкатулка;

- картинка с папой Карло;

- письмо от Буратино;

- картинки со спилом дерева;

- картинки со схематичными изображениями свойств дерева;

- картинки с предметами, сделанными из дерева;

- спички.

Раздаточный материал:

- деревянные брусочки на каждого ребёнка;

- подносы;

- ёмкость с водой на каждого ребёнка;

- лупы на каждого ребёнка;

- деревянные и металлические ложки на каждого ребёнка.

Ход НОД:

1 часть: Воспитатель и дети заходят в группу и проходят на ковёр, где стоит магнитная доска. Дети садятся на ковёр.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (предметы)

Воспитатель: А, если бы мы оказались в лесу, то что бы нас окружало?

(ответы детей)

Воспитатель: Как это назвать одним словом? (природа)

Воспитатель: Ребята, а какая бывает природа? Природа бывает разная.

Дети: Живая и не живая.

Воспитатель: Какая природа живая?

Дети: Живая она растёт, дышит, питается.

Воспитатель: А не живая?

Дети: Не растёт, не дышит, не питается.

Игра «Живая-не живая природа».

2 часть: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. (дерево)

Воспитатель: Да, ребята, это дерево. Дерево-какая природа? (живая)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела шкатулку. А в ней письмо. Оно адресовано вам. Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я узнал о том, что вы изучаете свойства

разных предметов. Правильно? Я хочу, чтобы вы изучили волшебные

свойства дерева, для меня это очень важно. Буратино.»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

Дети: Буратино сделан из дерева.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Деревянный.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Папа Карло сделал Буратино из

деревянного полена. (картинка). Ну, что, ребята, хотите узнать какими

свойствами обладает дерево? (Да) Мы сейчас с вами превратимся в

исследователей и отправимся в нашу лабораторию. В лаборатории проводят разные опыты и эксперименты. А потом расскажем Буратино о свойствах дерева.

Физкультминутка:

Белая берёза на ветру качается (качают руками над головой)

Вправо наклоняется (наклон вправо)

Влево наклоняется (наклон влево)

И полощет длинные веточки в реке, (наклоняются вперёд и качают руками)

Чтобы были чистые косы по весне. (выпрямляются, проводят руками по волосам и плечам, опускают руки).

3 часть: Воспитатель: Ребята, вот мы в нашей лаборатории. Буратино нас уже ждёт. (картинка с Буратино). Деревянные предметы делают из древесины. (картинка с брёвнами). Давайте изучим свойства древесины. У

вас на столах лежат деревянные брусочки, возьмите их в руки.

Опыт 1.

Воспитатель: Проведите рукой по спилу дерева. Что вы ощущаете? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, с одной стороны гладкие, а с другой шероховатые.

Вывод: Обработанная древесина-гладкая, а необработанная-шероховатая

Опыт 2.

Воспитатель: Дети, как выдумаете мы можем переломить деревянные

пластины? (ответы детей)

Давайте попробуем. Переломились? (нет)

Значит они какие?

Дети: Твёрдые, прочные.

Вывод: Древесина прочная.

Опыт 3.

Воспитатель: Ребята, а если предмет из древесины уронить на пол,

разобьётся он или нет? Давайте я уроню и мы посмотрим. (роняю) Что

случилось? (не разбилось)

Вывод: Древесина не бьётся.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как узнать сколько лет дереву? (ответы детей).

Сколько лет дереву можно узнать по спилу дереву, сколько колец на спиле столько и лет дереву. (картинка со спилом дерева).

Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку лупу, в другую деревянную пластину, посмотрите через лупу на пластину. Что вы видите? (ответы детей). Ребята, мы видим бороздки, дорожки, от колец дерева.

Ребята, а сквозь нашу деревянную пластину мы можем увидеть стол?

Почему? (ответы детей).

Вывод: Древесина не прозрачная.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и немного разомнёмся.

Физкультминутка: «Во дворе стоит сосна.»

4 часть.

Опыт 5. Воспитатель: Ребята, интересно, Буратино мёрзнет зимой? (ответы детей). Давайте это проверим. У вас на столах деревянные и металлические ложки.

Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую-к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? (ответы детей).

Вывод: Дерево удерживает тепло, поэтому из него строят тёплые деревянные дома.

Опыт 6.

Воспитатель: Когда Буратино попал в воду, он не утонул, почему?

Перейдём к следующему опыту.

Опустим деревянные пластинки в воду. Что происходит? (пластинки

плавают).

Вывод: Дерево лёгкое, оно в воде не тонет.

Воспитатель: Ребята, а как люди используют это свойство древесины?

Дети: Люди из дерева строят плоты, лодки, корабли.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что пластинки с одной

стороны покрашены краской. Как вы думаете, зачем древесину красят? (ответы детей).

Воспитатель: Если дерево долго пролежит в воде, то оно потемнеет и

разбухнет, так как оно впитывает воду и от этого портится. Вот почему, мы каждый год красим на участке, всё, что сделано из дерева.

Вывод: Дерево поглощает влагу и от этого портится.

Опыт 7.

Воспитатель: Ребята, из чего можно развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу? (ответы детей). Спички сделаны из дерева. Посмотрим, как они горят. (зажигаю спичку)

Вывод: Древесина горит. Это недостаток древесины. Нельзя располагать деревянные предметы там, где горит огонь.

5 часть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а зачем людям знать свойства древесины? (ответы детей). Люди изучают свойства древесины, чтобы знать, как её обрабатывать и что из неё можно сделать. А что можно сделать из дерева? (ответы детей). Посмотрим картинки.

Ребята, у нас в группе есть выставка «Деревянный мир», где мы с вами увидели много интересных предметов, сделанных из древесины.

Итог:

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Буратино, какие же свойства

древесины мы узнали, проделав опыты. (картинки)

1. Древесина на ощупь бывает гладкая и шероховатая.

2. Древесина твёрдая, прочная, не бьётся.

3. Древесина не прозрачная.

4. Древесина удерживает тепло.

5. Древесина лёгкая, она не тонет в воде.

6. Древесина горит.

7. Древесина поддаётся обработке, из неё изготавливают много нужных и полезных вещей.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что Буратино, говорит вам: «Спасибо, вам, ребята, я так много про себя узнал. Вы очень сообразительные и самые настоящие исследователи.». На сегодня опыты в нашей лаборатории закончены. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

занятие по экологии о лекарственных растениях....