"Путешествие в страну насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Любовь Николаевна

Уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимым ими природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_nasekomyh.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

            ООД по ФЦКМ        « Путешествие в страну насекомых»

     

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности:  социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: иллюстрации насекомыхшаблон бабочки на палочке, зеленая скатерть, иллюстрации цветов, музыка из м/ф « Паровозик из Ромашково», схема развития бабочки.

                  Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости! А к кому вы узнаете если отгадаете загадку.

Их разновидностей не счесть,

Размеры малые , но есть,

Три пары ног, глаза и крылья,

Вредят порой непоправимо.

Животным могут досождать,

Растительность всю истреблять,

Ну, вижу, дети их узнали.

Дети: Насекомые

Воспитатель: Правильно, мы с вами поедем в гости к насекомым. Давайте встанем паровозиком ( дети встают за воспитателем друг за другом) Звучит музыка из м/ф « Паровозик из Ромашково».

Вот мы с вами приехали на полянку, где живут насекомые. ( на столе зеленая ткань и иллюстрации цветов)

Насекомые, которые нас встречают вы узнаете отгадав загадки.

( на полянке появляются разные бабочки, кузнечик, божья коровка, комар, гусеница, пчела, муравьи, жук, муха ).

Загадки

Она ярка, красива ,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок. (бабочка)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.(кузнечик)

Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С чёрными горошками.(божья коровка)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

Я – мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.( Гусеница)

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая …..(  Пчела)

В лесу у пня суета, беготня

Народ рабочий весь день хлопочет.(  Муравьи)

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?(жук)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая …..(муха)

Воспитатель: Вот сколько загадок вы отгадали. Какие вы молодцы!

Физминутка « Сороконожка»

Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

 ( дети останавливаются, трясут одной ногой),

 Каждой лапкой потрясу!

 ( трясут другой ногой).

И потопаю потом

 ( дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вам нравиться чудеса?

Воспитатель: Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирую схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит.

Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?

Воспитатель:  Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде.

Воспитатель: А как они передвигаются?

Дети: летают, ползают, прыгают, бегают.

Воспитатель: А чем питаются насекомые?

Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).

 

Гимнастика для глаз

Воспитатель:  Следите глазами за бабочкой. ( у воспитателя шаблон бабочки на палочке)

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз... и назад спешит.

(Упражнение повторяется 2 раза.)

Затем воспитатель предлагает ещё раз назвать, используя схему, этапы развития бабочки.

Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Гусеница.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: В куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Бабочка.

(Воспитатель приглашает детей вернуться на полянку.)

Воспитатель: Есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть. Птицы, люди.

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов? (Обращаю  внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?

Дети: Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель: Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы говорите да, если плохо, то нет.

Игра «Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

Если разведу костер

А тушить не стану (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду (нет)

Если мусор уберу (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

Воспитатель: Ребята, к сожалению нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем нашим насекомым до свидания. Давайте встанем паровозиком ( дети встают за воспитателем друг за другом) Звучит музыка из м/ф « Паровозик из Ромашково».

Итог занятия:

Воспитатель: Вот мы опять в нашем садике. Вам понравилось в гостях у насекомых? С какими насекомыми мы с вами познакомились?  Что нового о них узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...