авторская квест-игра "Загадочная Арктика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Панова Юлия Алексеевна

Цель: Формирование целостного представления об Арктике. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Квест-игры актуальны в контексте требований к современному дошкольному образованию. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Квест-игра, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Возраст детей: 6-7 лет

Продолжительность квест-игры: 30-35 минут.        

Цель: Формирование целостного представления об Арктике. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников через игровую деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для формирования представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях.

2. Создать условия для развития связной речи у дошкольников, обогащения словаря.

3. Создать условия для расширения кругозора у детей.

4. Создать условия для развития интереса к опытно-экспериментальной деятельности, развивать внимание, мышление, память.

5. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Средства реализации: карта, конверты с подсказками, глобус, 6 пазлов с изображением климата Арктики, фотография северного сияния, емкость с водой, кубики льда, 13 фото с животными Арктики, 8 фото с растениями, полоски бумаги обычные и пропитанные жиром, сюрприз для детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий; просмотр видео фильмов, мультфильмов; изготовление макета «Белые медведи»; рассматривание картин, иллюстраций.

Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Участники квест-игры: дети подготовительной группы, педагоги детского сада.

Проведение квест-игры:

Ведущий1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в большое и интересное путешествие. А чтобы узнать куда, вы должны найти подсказку. Внимательно осмотрите комнату. Она стоит на видном месте, яркая, блестящая.Первый, кто увидел, подходит, забирает подсказку и отдаёт её мне.

Дети внимательно осматривают помещение и обнаруживают открытку, в которую вложена подсказка.

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся?.. (Арктика)

Входит второй ведущий в костюме белого медведя

Ведущий 2: здравствуйте, ребята. Я смотрю, вы быстро отгадали загадку, которую я вам прислал. Давайте отправимся с вами в путешествие, в настоящую экспедицию в Арктику – царство снега и льда, где проведем небольшие исследования. Хотите? Еще я принес вам карту, где указан наш маршрут.

Ведущий 1: Наше путешествие пройдёт в форме квест-игры. Квест – это игра-бродилка. Решив одно задание, вы получает подсказку, где искать следующее задание. А в конце получаете доступ к сюрпризу.

Ведущий 2: Скажите, а что же такое Арктика? И где она расположена?

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

(Арктика – это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика – северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «Медведица». Там полярная ночь зимой, а летом круглосуточно день).

Ведущий 1: Давайте посмотрим карту и поймем, что же нам поможет увидеть, где располагается Арктика?

Дети смотрят карту и понимают, что им нужно искать глобус.

Ведущий 1: ребята, а глобус находится в кабинете у заведующей. Скорее бегите и найдите его.

В кабинете заведующая не сразу отдает ребятам глобус, а только после того, как они ответят на вопрос:

- Что такое глобус?

Дети: это маленькая модель нашей планеты Земли.

Дети с глобусом возвращаются в зал

Задание № 1 «Арктика на глобусе. Климат Арктики»

Ведущий 2: Кто покажет Арктику на глобусе?

По желанию один из детей показывает на глобусе, Арктику.

Ведущий 1: А чтобыузнать о погоде в Арктике, нужно выполнить следующее задание.

«Пазлы «Климат Арктики» (Приложение № 1)

  1. Пазл с изображением градусника, на котором указана температура воздуха -60;
  2. Пазл с изображением полярной ночи;
  3. Пазл с изображением полярного дня (солнце не высоко над горизонтом);
  4. Пазл с изображением огромных льдин;
  5. Пазл с изображением снежных просторов;
  6. Пазл с изображением Арктики с высоты птичьего полета.

Дети и ведущие проговаривают климатические условия Арктики.

(Одной из самых холодных и заснеженных частей света считается именно Арктика. Большая часть поверхности покрыта льдами. Долгая и холодная зима, с температурой воздуха до – 60. Полярная ночь длится 5 месяцев.Короткое холодное лето до + 3, полярный день продолжается несколько месяцев.) Ведущий 1: Молодцы ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями. А у меня есть еще одна картинка с изображением очень красивого явления, которое появляется на небе в Арктике.

Ведущий показывает картинку с изображением северного сияния.

Ведущий 1: Это северное сияние! А кто знает, что это?

Дети: предположения

Ведущий 1: Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся в небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.

Ведущий 2: молодцы ребята! Про климат Арктики вы все верно рассказали, а вот интересно, какие растения могут переносить такую погоду? Давайте снова обратимся к карте.

Дети смотрят карту, где вторым им нужно искать большой конверт.

Ведущий 2: Даю подсказку: конверт ищите там, где живут яркие птицы.

Дети бегут к клеткам с попугаями и обнаруживают конверт, который лежит на клетке. Возвращаются в зал.

Вскрывают большой конверт и достают картинки  с изображениями растений, которые прорастают  и не прорастают на территории Арктики

Ведущий 1: ребята, перед вами стоит следующая задача: вы должны из всех растений выбрать те, которые прорастают на территории Арктики. Будьте внимательными и работайте вместе сообща.

Задание № 2 «Растения Арктики» (Приложение № 2)

  1. Ягель (мох) +
  2. Полярный мак +
  3. Камнеломка +
  4. Ива арктическая +
  5. Береза карликовая +
  6. Ромашка -
  7. Одуванчик -
  8. Дуб -

Ведущий 2: А теперь пришла пора опять обратиться к карте, чтобы узнать, где же прячется следующее задание.

Ребята смотрят карту и видят, что им нужно идти к холодильнику.

Ведущий 1: А где находится холодильник?

Дети: На кухне.

Все отправляются на кухню, и повар достает из холодильника листок с заданием и кубики льда, но сначала он просит  ребят отгадать загадку:

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься…(Лёд)

Затем дети идут в зал и ведущие читают задание.

Задание № 3 «Опыт со льдом «Почему айсберг не тонет в воде?»

Проводится опыт со льдом.

Ведущий 1: Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (предположения детей.) Лёд – это замёрзшая вода. При охлаждении она расширяется и переходит в состояние льда, а плотность её при этом уменьшается. Вещества с меньшей плотностью всегда легче. Другими словами, данный объём льда весит меньше, чем тот же объём воды. А ещё выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?

Ведущий 1: Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.)

Ведущий 2: А теперь мы снова с вами должны посмотреть карту. Где же искать следующее задание?

Ребята смотрят карту и видят, что им нужно искать синий конверт.

Ведущий 2: Ребята, когда мы найдем этот конверт, то узнаем, какие животные обитают в Арктике. А находится он там, где проводят свое время самые маленькие дети нашего детского сада.

Все отправляются на поиски и находят его в группе раннего возраста.

Задание № 4 «Животные Арктики»  (Приложение № 3)

Ведущие читают описание животного, а дети должны отгадать, как оно называется. После чего фотографии животных раскладываются на полу для рассмотрения.

  1. Белый медведь;
  2. Росомаха;
  3. Полярный волк;
  4. Песец;
  5. Северный олень;
  6. Овцебык;
  7. Морж;
  8. Тюлень;
  9. Морской котик;
  10. Нарвал;
  11. Белуха;
  12. Касатка;
  13. Лемминг.

Животные Арктики, занесенные в Красную книгу: Белый медведь, нарвал, северный олень, морж.

Ведущий 1: Ребята, давайте с вами узнаем, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.

Задание № 5 «Опыт «Почему животные Арктики не мерзнут?»

Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.

Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Вопрос к детям: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Ведущий 2: Ребята, мы много интересного узнали об Арктике и ее обитателях. Вы правильно и быстро выполняли все задания. Теперь осталось последний раз взглянуть на карту, чтобы узнать, где же спрятан сюрприз для вас.

Дети смотрят карту и определяют, что сюрприз находится в сундуке. Ведущие подсказывают, что сундук стоит там, где дети занимаются спортом.

Ребята находят сундук и обнаруживают там сюрприз (фигурки животных Арктики, раскраски, книгу и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"

Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...

"Арктика".

Сценарий зимнего спортивного развлечения на свежем воздухе для старших дошкольников "Арктика"....

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....

Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»

Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор:  Коньякова Дарья...