Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада
статья по окружающему миру (старшая группа)

Цехановская Ирина Олеговна

Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

Ключевые слова: познавательные способности, дети дошкольного возраста, экспериментальная деятельность.

Особое значение для развития личности дошкольника и познавательного развития имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы позволяет развивать познавательные способности детей, формировать интерес к изучению мира природы, желание сохранять природные объекты.

Экологический подход в организации экспериментальной деятельности  является ведущим при формировании основ экологической культуры, а также позволяет воспитывать у детей экологическую культуру, которая является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей. Экологический подход к воспитанию дошкольника предполагает решение следующих задач: - воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе и желание заботиться о растениях и животных; - формирование познавательного интереса к объектам природы и умения наблюдать за ними;

Формируя познавательную активность, обращаем внимание детей к изучению насекомых, птиц, земноводных, а также к объектам растительного мира. С помощью экологических сказок мы одухотворяем природу. Стремимся не просто показать красоту осеннего листика, но и рассказываем историю о том, как листик оторвался от дерева и полетел на юг, а потом вернулся, чтобы согреть божью коровку, которой стало холодно поздней осенью. Таким образом, у детей развивается экологическое сознание, осознание причинно-следственных связей в природе.

Следует отметить некоторые особенности при организации экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы. С объектами неживой природы проводятся опыты, в ходе которых дети могут трогать, пересыпать, изменять объекты неживой природы. С объектами живой природы подобных опытов проводить нельзя. Поэтому экспериментальная деятельность осуществляется в естественных условиях путем наблюдения, экологических игр. Есть только ограниченное количество опытов, которые можно провести с объектами живой природы, например, можно понаблюдать за муравьями, у которых на пути положили сахар и хлеб. Дети наблюдают и делают вывод о том, что едят муравьи.

При проведении опытов с живыми объектами следует соблюдать правила экологического поведения в природе. Ведь экспериментирование имеет цель формирование осознанного гуманного отношения к живой и неживой природе.

Занимательные опыты, эксперименты с объектами неживой природы («Откуда дует ветер», «Из чего состоит снег», «Почему песок лепится» и др.) побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Кроме того эксперименты с объектами живой и неживой природы обеспечат развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активности ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

В нашей практике мы соединили экспериментальную деятельность с экологическими сказками.

Для этого мы взяли сказки: "Лесные путешественники", "Мышка в лесу", "Комар и солнце", "Белочка и грибы", "Лиса и журавль". Мы включили их в сюжетно-ролевые игры. В играх дети познакомились с жизнью и повадками животных, с их внешним видом, особенностями поведения, учились наблюдать и анализировать.

Развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы будет эффективным при учете экологического подхода в воспитании детей.

Список литературы

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: аркти, 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim_stat.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность с объектами природы в условиях детского сада

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

Ключевые слова: познавательные способности, дети дошкольного возраста, экспериментальная деятельность.

Особое значение для развития личности дошкольника и познавательного развития имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы позволяет развивать познавательные способности детей, формировать интерес к изучению мира природы, желание сохранять природные объекты.

Экологический подход в организации экспериментальной деятельности  является ведущим при формировании основ экологической культуры, а также позволяет воспитывать у детей экологическую культуру, которая является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей. Экологический подход к воспитанию дошкольника предполагает решение следующих задач: - воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе и желание заботиться о растениях и животных; - формирование познавательного интереса к объектам природы и умения наблюдать за ними;

Формируя познавательную активность, обращаем внимание детей к изучению насекомых, птиц, земноводных, а также к объектам растительного мира. С помощью экологических сказок мы одухотворяем природу. Стремимся не просто показать красоту осеннего листика, но и рассказываем историю о том, как листик оторвался от дерева и полетел на юг, а потом вернулся, чтобы согреть божью коровку, которой стало холодно поздней осенью. Таким образом, у детей развивается экологическое сознание, осознание причинно-следственных связей в природе.

Следует отметить некоторые особенности при организации экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы. С объектами неживой природы проводятся опыты, в ходе которых дети могут трогать, пересыпать, изменять объекты неживой природы. С объектами живой природы подобных опытов проводить нельзя. Поэтому экспериментальная деятельность осуществляется в естественных условиях путем наблюдения, экологических игр. Есть только ограниченное количество опытов, которые можно провести с объектами живой природы, например, можно понаблюдать за муравьями, у которых на пути положили сахар и хлеб. Дети наблюдают и делают вывод о том, что едят муравьи.

При проведении опытов с живыми объектами следует соблюдать правила экологического поведения в природе. Ведь экспериментирование имеет цель формирование осознанного гуманного отношения к живой и неживой природе.

Занимательные опыты, эксперименты с объектами неживой природы («Откуда дует ветер», «Из чего состоит снег», «Почему песок лепится» и др.) побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Кроме того эксперименты с объектами живой и неживой природы обеспечат развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активности ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

В нашей практике мы соединили экспериментальную деятельность с экологическими сказками.

Для этого мы взяли сказки: "Лесные путешественники", "Мышка в лесу", "Комар и солнце", "Белочка и грибы", "Лиса и журавль". Мы включили их в сюжетно-ролевые игры. В играх дети познакомились с жизнью и повадками животных, с их внешним видом, особенностями поведения, учились наблюдать и анализировать.

Развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы будет эффективным при учете экологического подхода в воспитании детей.

Список литературы

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Презентация опыта работы по экспериментальной деятельности c объектами живой и неживой природы"

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой об...

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми

Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особен...

Проектно-исследовательская деятельность «Огород – круглый год» в условиях детского сада

Поисково-познавательная деятельности детей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синзетировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность и умение ра...

« Роль изобразительной деятельности на успешность адаптации к условиям детского сада»

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он бер...

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....