Конспект непосредственно-образовательной деятельности По познавательному развитию ( Природный мир) в подготовительной группе на тему: «Животные Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: формирование учебно – познавательной компетенции дошкольников через обобщение представлений о животных севера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhmvotnye_severa_prirodnyy_mir.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 165 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

По познавательному развитию

( Природный мир)

в подготовительной группе «Колокольчик»

Тема: «Животные Севера»

Составитель:

Безносова А.А.

Высшая  квалификационная категория

г.Новосибирск, 2020

Цель: формирование учебно – познавательной компетенции дошкольников через обобщение представлений о животных севера.

Задачи:

образовательные:

  • Познакомить детей с жизнью северных животных, закрепить знания о животных Севера;
  • Учить детей описывать животных с помощью схемы;
  • Уточнять, расширять словарь по теме «Животные Севера»;
  • Учить устанавливать существенные признаки для обобщения;
  • Упражнять в употреблении формы родительного падежа прилагательных и существительных в единственном и множественном числе;

развивающие:

  • Способствовать развитию связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия;
  • Благоприятствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук;
  • Содействовать расширению кругозора детей;

воспитательные:

  • Воспитывать гуманное отношение к животным;
  • Воспитывать доброжелательность друг к другу;
  • Воспитывать в детях самостоятельность;

Приоритетная образовательная область – речевое развитие (коммуникативная деятельность).

Интеграция образовательных областей: физическое развитие (двигательная деятельность), познавательное и социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

Форма работы:

  • Групповая работа с детьми.

Оборудование:

  • Белый плюшевый мишка.
  • Ноутбук
  • Презентация «Животные севера».
  • Разрезные картинки с изображением животных севера.
  • Предметные картинки с изображением животных севера.
  • Карточки-подсказки для составления загадок.
  • Схема для описания животного.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  • Ребята, давайте с вами встанем в круг и возьмемся за руки! (Дети становятся в круг, держась за руки.)

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили. Будем мы заниматься, играть, Чтобы добрыми, умными стать.

  • Ребята отгадайте, кто сегодня пришел к нам в гости:

Загадка:

В океане темно-синем, Лапой трогая моржа,

На полярной скользкой льдине

Он дрейфует, не дрожа.        (Белый медведь) (Дети отвечают: белый медведь)

  • Правильно. Это белый медвежонок. И зовут его Умка. А как вы думаете где он живет? (Дети отвечают: на Севере; там, где холодно)
  • Правильно на Севере.
  • Умка приглашает нас совершить путешествие на Крайний Север и пришел рассказать нам еще о животных, которые с ним живут на Крайнем севере: это северные олени, полярные волки, песцы, пингвины, полярные совы тюлени, морские котики, моржи, белые медведи.

- Отправимся в путешествие? (Дети отвечают: да)

  • Ребята, как вы думаете, на чем мы можем быстрее всего добраться на Север? (Дети отвечают: на самолете)
  • Правильно, на самолете! Полетели? (Дети отвечают: да)

Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет!

  • Посмотрите, ребята, какая снежная гора на нашем пути…а за нею кто-то прячется! Давайте присядем с вами и посмотрим, куда же мы попали, и кто же здесь живет?! (Дети садятся на стульчики) А Умка нам в этом поможет!
  1. Просмотр презентации «Животные Севера», отгадывание загадок

  • Крайний Север – это далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег. Здесь суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. Зимой в тундре и Арктике наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота. Зато в ночном небе бывает Северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями… Это очень красивое зрелище!!! Ну а чтобы узнать, кто живет здесь, отгадайте загадки!

Толст, морщинист, два клыка Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий …        (Морж)

Морж – очень крупный зверь. Основным универсальным инструментом моржа являются его бивни. При помощи своих бивней-клыков моржи взбираются на льдины, а также роют морское дно в поисках мелких моллюсков. Пища моржа состоит главным образом из моллюсков, моржи едят иногда рыбу.

Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет.

У моржа соседи –

Белые ...        (Медведи)

Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Обитает у берегов северных полярных морей. Шуба его желтовато-белого цвета. Он силён и кровожаден, отличный пловец. Белый медведь - превосходный охотник. Питается рыбой, тюленями, и пингвинами.

Странный гладкий серый кот Рыбу ест, во льдах живет, Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? – ...        (Морской котик)

Морские котики принадлежат к семейству ушастых. Основная пища морских котиков рыба, кальмары, каракатицы. Все их обтекаемое тело покрыто непромокаемым теплым мехом. Вместо ног у них кожистые ласты. уши в виде трубочек, прижатых к голове, чтобы не тормозить скольжению в толще воды. Острая морда украшена длинными усами, за которые и прозвали животных морскими котиками.

У него есть большие рога

И бежать ему в тундре не лень, Потому не боится врага

Очень умный и быстрый…        (Олень)

Северный олень – парнокопытное млекопитающие. Рога украшают головы не только самцов, но и самок. Самцы сбрасывают свои рога вначале зимы, а самки в начале лета

  • после рождения потомства. Питаются северные олени растительной пищей: оленьим мхом - ягелем. Зимой олени утоляют жажду, поедая снег. Кроме того, они пьют в больших количествах морскую воду.

В тундре белый лис гуляет, Мышек маленьких пугает. Очень хитрый он ловец.

Как зовут его?        (Песец)

Песец — сравнительно небольшое хищное животное, семейства волчьих, напоминающее лисицу. По окраске различают обычного белого и голубого песца. Песец всеяден, его основу составляют мелкие грызуны. Песец — важный промысловый зверь, дающий ценный мех.

Про полёты позабыл, Крылья в ласты превратил, Рыбку ловит среди льдин

Антарктический …        (Пингвин) Пингвины- это птицы, которые не умеют летать, но отлично плавают. Окрас у пингвинов характерный: черный «фрак» и белый животик. Пингвины живут только в южном полушарии – в Антарктиде, где у них нет естественных врагов. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых.

За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день,

Этот северный…        (Тюлень)

Животное Арктики тюлень. Форма тела тюленя веретенообразная, маленькая голова заметно сужается спереди. Шея малоподвижная и короткая, наружные ушные раковины полностью отсутствуют. Тюлень превосходный пловец. Питается тюлень

рыбой, мелкими кальмарами и каракатицами, различными моллюсками. Тюлень ярко выраженный хищник, растительная пища в его рационе отсутствует полностью.

Ловкий маленький зверёк Живёт на Севере суровом.

Шерсть его блестит как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.        (Полярный волк) Полярный волк, чтобы выжить, приспособился есть любой корм, который только попадается. Полярные волки держатся стаями. Стаю, как правило, возглавляет вожак, а его самка занимает в стае подобное же положение. Остаток стаи подчиняется им и образует свою собственную иерархию.

Летает бесшумно Кругом голова!

Полярная белая птица…        (Сова)

Полярная сова – очень крупная птица. Белая сова – активный хищник. Она питается зайцами, птицами и рыбой. Самец белый как снег, а самка тоже белая, только с темным рисунком на брюхе, спине и боках. Все совы днем обычно спят, а ночью охотятся. Полярная сова приноровилась охотиться в любое время.

  1. Физминутка «Кто живет на Севере»

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно) За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево) По полыни холодной

За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками) Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны) Полярная сова.

  1. Дидактическая игра «Один-много»

  • Мы с вами увидели, что на Крайнем Севере обитает много разных животных. Давайте с вами немного поиграем! Я называю одного животного, а вы называете, когда их несколько. Например, один тюлень – много тюленей.

Один морж – много моржей. Один песец – много песцов.

Один белый медведь – много белых медведей. Один северный олень – много северных оленей. Один белый волк – много белых волков.

  1. Дидактическая игра «Кого не стало?»

  • Ребята, а теперь Умка хочет проверить, насколько вы внимательны…Он предлагает вам поиграть в игру «Кого не стало?». Посмотрите внимательно на картинки и запомните этих животных Севера. Сейчас одного из них не станет. Вам нужно будет угадать, изображение какого животного пропало. Справитесь? (Дети отвечают: да) Запомнили животных? (Дети отвечают: да) Тогда закрывайте глаза…открывайте…кого не стало?
  • Молодцы, ребята! Какие же вы все внимательные!
  1. Дидактическая игра «Собери картинку»

  • Ребята, умка принес нам фотографии животных Севера! Но пока он до нас добирался, фотографии заледенели… Умка нечаянно их уронил, и они разбились на кусочки… Поможете собрать? (Дети отвечают: да)

(Каждому ребёнку раздаются разрезные картинки с изображением животного севера.)

  • Ребята, ваша задача - собрать картинку и сказать какое животное получилось! (Дети собирают картинку)
  1. Дидактическая игра «Составь загадку»

  • Ребята, Умка приготовил для вас еще одну загадку! (Детям читается по схеме загадку, они ее отгадывают) А хотите сами попробовать составить загадку как у Умки? (Дети отвечают: да). Я вам дам карточки-подсказки, а вы попробуйте составить загадку про любое животное Севера. (Дети составляют загадки по схеме, озвучивают их и отгадывают загадки друг друга)
  • Молодцы, ребята!!!
  1. Итог занятия

  • Пора нам возвращаться. Давайте поблагодарим Умку за интересное путешествие. (Дети благодарят медвежонка, прощаются с ним)
  • А это вам ребята подарки от Умки.
  • Ну что, полетели обратно в детский сад? (Дети отвечают: да)

Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет!

  • Вот мы и вернулись в детский сад! Ребята понравилась ли вам прогулка по Крайнему северу? (Дети отвечают: да)
  • А что больше всего вам запомнилось? (Дети отвечают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: математические представления в подготовительной группе на тему: «Число5».

Создать условия для знакомства с составом числа 5. Развивать умение четко и последовательно излагать свои мысли...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: математические представления в подготовительной группе на тему: «Число 10». «Число 0».

Знакомство детей с числом ноль и составом числа десять. Анализ изображения цифр 10 и 0 на что похожи из каких частей состоят, развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость, интерес к предмету, а...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: математические представления в подготовительной группе на тему: «Закрепление материала. Порядковый счет».

Закрепить порядковый счет до 20,обратный счет от 10 до 1,упражнять в отсчете,пересчете предметов, развивать внимание,память, воспитывать чувство взаимопомощи....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: математические представления в подготовительной группе на тему: «Множества».

Познакомить с понятием множество, учить выделять множество предметов, закрепить навыки счета, упражнять в решении задач, развивать память, внимание речь, воспитывать умение отвечать полным ответом....