Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми в возрасте от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности «Винни-Пух в поисках дикого меда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие направлено на расширение представлений детей по лексической теме «Лиственные деревья». Задача, стоящая перед детьми в течение занятия - помочь медвежонку Винни и его другу Пятачку найти в лиственном лесу дерево с диким ульем. Во время путешествия дети узнают неизвестные им ранее факты о деревьях средней полосы, чему способствует выполнение различных увлекательных заданий по развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, навыков конструирования и математических представлений.

Авторы конспекта:

Маркелова Анна Сергеевна, воспитатель

Шульга Екатерина Анатольевна, учитель-логопед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vinni-puh_v_poiskah_dikogo_meda.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми в возрасте от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности

«Винни-Пух в поисках дикого меда»

Авторы конспекта:

Маркелова Анна Сергеевна, воспитатель

Шульга Екатерина Анатольевна, учитель-логопед

Тема: «Лиственные деревья».

Цель: обогащение представлений о деревьях средней полосы.

Задачи:

I. Развивающие:

1. Развивать зрительного восприятия.

2. Развивать пространственные представления.

3. Развивать навыки конструирования.

4. Развивать математические представления.

II. Обучающие:

1. Актуализировать знания о составных частях деревьев (ствол, крона, лист, кора, ветвь, корень, плод, семя, соцветие) и их функциях.

2. Расширять представления о строении деревьев, о предметах окружающего мира, изготавливаемых из различных деревьев.

III. Воспитательные:

1. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2. Формировать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: ПК, портативная музыкальная колонка, мультимедийный проектор, презентация, плакаты с изображением деревьев: дуба, каштана, березы, клена, липы, фланелеграф, предметные картинки с липучками: листья, грибы, ягоды, пни, птицы, дикие животные, листы корректурных проб на каждого ребенка с изображением листьев и плодов различных деревьев, простые карандаши, отдельные картинки с изображением листьев, плодов и соцветий различных деревьев, схемы конструирования кленового листа, наборы палочек Кюизенера.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня мы встретимся с одним персонажем, которого вы очень любите. Только прежде, чем вы узнаете его имя, послушайте звук, и попробуйте догадаться, что с ним происходит. Возможно, вы даже догадаетесь, кто это!

(Педагог воспроизводит аудиозапись из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» - отрывок с Винни-Пухом, который падает с дерева).

Затем демонстрирует детям отрывок из мультфильма.

Дети входят в группу, здороваются.

Дети отвечают: «Кто-то падает».

Дети отвечают: «Это Винни-Пух».

  1. Введение в тему занятия.

- Давайте вспомним, для чего мишка залез на дерево и что с ним случилось дальше.

Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.

А вы знаете, что иногда дикие пчелы заселяются в дуплах деревьев и строят там соты, в которых хранится мед?

Посмотрите на картинку и попробуйте назвать дерево, с которого упал Винни-Пух. Скажите, легко догадаться, что за дерево? Давайте подумаем. Винни-Пух долго падал с дерева или быстро упал на землю? Значит, дерево какое? А какой ствол у дерева – тонкий или толстый? А теперь давайте еще раз посмотрим видео. На нем есть важная подсказка!

А на этой картинке вы можете хорошенько рассмотреть эту подсказку. Итак, что это за дерево?

Верно, это дуб! Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Живут дубы очень долго! (Педагог показывает схему). Дуб очень любит свет, поэтому его называют светолюбивым. Ветви дуба многократно изогнутые, словно скрученные, потому что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету.

Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

У дуба ценная древесина. Ее используют при строительстве кораблей и мебели.

- Ребята, скажите, а кого позвал Винни-Пух к дубу за медом?

- Верно, это был Пятачок! Мы знаем, что Винни-Пух – это медвежонок, а какое животное Пятачок? Правильно, это поросенок. А как назвать маму поросенка, чей он детеныш? А папу? А что любят есть свиньи и поросята?

Верно, желуди! Напомните, желудь – это плод какого дерева (на каком дереве он растет)?

Пока Винни-Пух собирал мед, Пятачок сильно проголодался. Хотелось бы ему поесть желудей! Но листья облетели, и под ними желудей совсем не видно. Помогите ему собрать все дубовые листочки, чтобы добраться до желудей!

Спасибо за помощь!

Но наш медвежонок снова проголодался, поэтому он решил продолжить поиски деревьев, в дупле которых он может найти мед! Итак, в путь!

Дети отвечают.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети называют дерево и объясняют, по каким признакам они узнали дерево.

Дети слушают рассказ педагога и рассматривают иллюстрации на слайде.

Дети отвечают: Винни-Пух позвал с собой Пяточка.

Дети отвечают: Пятачок – это поросенок. Мама поросенка – свинья. Папа поросенка – хряк. Свиньи любят есть желуди.

Желуди растут на дубе.

Дети выполняют задание.

  1. Основная часть.

  1. Обогащение представлений о дереве каштан. Развитие пространственных представлений.

- Где Винни-Пух может встретить множество деревьев?

- Верно! Винни-Пух идет в лес искать мед и находит еще одно незнакомое дерево, а под ним колючие шарики, очень похожие на ежика. Ребята, вы знаете, как называется это дерево? Верно, это каштан.

Конский каштан — величественное дерево с раскидистой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный.

У каштана необычные большие листья, разделенные на 5-7 листочков.

В конце весны каштан цветет. Цветочки у него очень красивые, выглядят, как маленькие метелки. А еще они напоминают свечи на новогодней елке. У каштана плоды, которые легко запомнить: зеленые, все в шипах, коробочки в виде шарика, в каждой их которых хранятся 1-3 темно-коричневых семени.

Из молодых ветвей каштана плетут корзины.

Ребята, а вам не кажется, что вокруг каштана слишком пусто? Что еще мы можем встретить в лесу?

Давайте сделаем настоящий лес. (…), возьми гриб и прикрепи его справа от каштана. (…), возьми пень, и прикрепи его перед каштаном.

(Педагог дает инструкции каждому ребенку).

- Отлично, ребята, вы справились, а как вы думаете, есть ли мед на этом дереве? Нет, значит, оно нам не подходит и Винни-Пух решает идти дальше, чтобы найти подходящее.

  1. Обогащение представлений о дереве береза.

Винни-Пух продолжает свой путь. К какому дереву пришел медвежонок? Верно, это береза!

По каким признакам вы ее узнали?

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и в болотистых местах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Весной на березе появляются соцветия — сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и вырастают вновь.

Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

Кору березы используют для изготовления бытовых изделий. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы — лыка — плели лапти, корзины, баулы.

Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали.

Берёзовый сок очень полезный!

Но с молодых берёз сок брать нельзя, почему? Дерево погибнет. Чтобы набрать березового сока, нужно сделать небольшой надрез, вставить палочку, и сок потечет в банку. После того, как банка наполнилась, нужно замазать ранку у берёзы глиной, но если нет глины, можно замазать и мхом. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы дерево не погибло. Скажите, пожалуйста, что течёт у человека по сосудам? Кровь. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок, он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.

Динамическая пауза.

Ребята, подул сильный ветер, сорвал листья, соцветия, плоды и разбросал по полянке. Давайте найдем только листья и соцветия (сережки) березы!

Ну что, на березовом дереве удалось Винни найти дупло с ульем? Снова нет, поэтому продолжаем наши поиски.

  1. Обогащение представлений о дереве клен. Развитие навыков конструирования.

Винни-Пух продолжает свое путешествие по лесу. Его внимание привлекло какое-то яркое дерево. Он подошел к нему поближе и стал его рассматривать. Вдруг неожиданно подул ветер и с дерева упал какой-то разноцветный листок, Винни-Пух его поднял и стал рассматривать. А вы догадались, что за листок поднял Винни Пух? Сможете подсказать медвежонку, как называется дерево?

Клён легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий.

В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые.

Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее используют для изготовления музыкальных инструментов: из него делают гусли, скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

- Давайте выложим из палочек кленовый лист. Перед вами лежат схемы, которые помогут вам.

У вас получились замечательные кленовые листы!

  1. Обогащение представлений о дереве липа. Развитие математических представлений.

Итак, Винни-Пух продолжает свой путь! Снова в лесу он встречает дерево. Узнаете его?

Верно, это липа!

Липа — стройное дерево с густой кроной.

Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья.

Липа — лучший медонос. Как вы думаете, что значит слово «медонос»? Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.

Древесина у липы используется для создания посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Ребята, посмотрите, на липе много листочков. Они одинакового размера? Давайте разложим их по порядку от самого большого к самому маленькому.

Посмотрите, что пряталось под листьями! Это же дикий улей! Наконец-то медвежонок нашел дерево с медом!

Дети отвечают: «В парке, в лесу».

Дети пытаются назвать дерево с опорой на иллюстрацию, описывают признаки, которые помогли им определиться, а затем слушают рассказ педагога.

Дети отвечают: В лесу можно встретить ягоды, кустарники, грибы, пни, зверей, птиц…

Дети по очереди прикрепляют к панно элементы в соответствии с инструкцией педагога.

Дети пытаются назвать дерево с опорой на иллюстрацию, описывают признаки, которые помогли им определиться, а затем слушают рассказ педагога.

Дети собирают среди множества картинок, разбросанных на полу, только те, которые относятся к березе.

Дети пытаются назвать дерево с опорой на иллюстрацию, описывают признаки, которые помогли им определиться, а затем слушают рассказ педагога.

Дети конструируют кленовые листы с опорой на схему из палочек Кюизенера.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети раскладывают на фланелеграфе листья липы по размеру. Под листьями находят улей.

  1. Подведение итогов.

Давайте вспомним, какие деревья встретил Винни-Пух во время прогулки по лесу.

Вам понравилось путешествие с медвежонком? Что вам понравилось больше всего? Было ли вам легко? Какое задание было сложным?

До свидания, ребята! А Винни-Пух хочет вас поблагодарить за помощь и подарить раскраски, чтобы вы тренировали свои пальчики.

Дети отвечают на вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Круг, квадрат, треугольник»

·       Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Как дети лес спасли и зверятам помогли»

Данная организованная образовательная деятельность направлена на ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с лекарственными травами, формирование отрицательного отношения к проявлению негат...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной логопедической группы Тема: "Поможем Буратино"

Развивать у детей общие математические представления и познавательную мотивацию.Развивать у детей любознательность, логическое мышление, память, способность концентрировать внимание.Воспитывать целеус...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Мой любимый город"

Формировать у детей представление о России, о Санкт - Петербурге. Закреплять представления детей о символах России и Санкт - Петербурга....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы Тема «Путешествие в Звездную страну»

Закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений....