Исследовательский проект «Вода, вода, кругом вода» Группа младшего возраста.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Помочь детям направить и развить их любознательность; развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; познакомить со свойствами воды: вода течет, разливается, меняет цвет, впитывается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №10 «Золотой улей»

Исследовательский проект

«Вода, вода, кругом вода»

Группа младшего возраста.

Составители:

Воспитатель Могилатова С.В.

г. Карасук

2020 г.

Исследовательский проект

«Вода, вода, кругом вода» в группе младшего возраста.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.

Продолжительность:

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Актуальность:

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Знакомство младших дошкольников с водой активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка. Игры с водой побуждают детей к выражению своих мыслей и желаний словами. Это развивает активную и пассивную речь, первичные навыки общения (участие детей в совместных играх). При знакомстве с водой у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, обогащаются тактильные ощущения.

Цель:

Помочь детям направить и развить их любознательность; развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; познакомить со свойствами воды: вода течет, разливается, меняет цвет, впитывается.

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение детей к воде;

2. Закрепить знания о воде, ее свойствах, формировать активный словарь, развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на вопросы;

3. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

4. Учить детей выполнять простейшие опыты.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой – водой;

2. Развитие у детей познавательных способностей в процессе экспериментирования;

3. Расширение кругозора детей, развитие речевой активности.

Подготовительный этап

• Разработать вопросы наблюдения;

• Провести мониторинг воспитанников первой младшей группы на определение знаний по теме проекта;

• Проанализировать результаты мониторинга воспитанников первой младшей группы;

• Составить план основного этапа проектирования;

• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• Пополнить предметно-развивающую среду;

• Подобрать художественную литературу по теме;

• Составить картотеку опытов с водой;

• Подготовить оборудование для опытов с водой.

Основной этап

Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей:

Речевое развитие

1. Беседа «Какая бывает вода»;

2. Чтение художественной литературы.

Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще».

Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая»;

Социально-коммуникативное развитие

1. Игра с водой «Тонет –не тонет»;

#1048;гровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью);

Познавательное развитие

1. Опыт «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»;

2. Опыт «Вода безвкусная»;

#1054;пыт «Вода прозрачная?»;

#1054;пыт «У воды нет запаха»;

#1054;пыт «Вода холодная – теплая»;

#1054;пыт «В какую бутылку быстрее нальется вода?»;

#1054;пыт «Прятки».

Художественно – эстетическое развитие

#1055;рослушивание фонограмм звуков: журчание ручья, шум моря, шум дождя;

#1055;ение песен о воде;

#1052;узыкаьная игра «Тучка и капельки»;

#1056;азучивание подвижных игр с музыкальным сопровождением;

#1056;ассматривание иллюстраций;

#1040;пликация «Рыбка в аквариуме»;

#1050;онструирование из бумаги «Рыбка плавает в водице»;

#1056;исование «Дождь идет по улице, нам нельзя гулять»;

#1088;исование ладошками «Красивые рыбки».

Физическое развитие

1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

2. Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей».

Работа с родителями

#1050;онсультация: «Игры сводой»;

#1042;ыставка рисунков «Волшебница вода»

Заключительный этап

Музыкальное развлечение «Волшебная капелька»

Приложение №1

Конспект НОД «Всем нужна вода».

Цели:

- дать представления детям о значении воды в нашей жизни.

- формировать представления детей о том, где используется вода.

- активизировать речь детей, развить образное мышление.

-воспитывать у детей бережное и осознанное отношение к воде.

Развивающая среда:

- игрушка «Капелька».

- картинки с сюжетами использования воды.

- вода в разных сосудах.

- картинки с растительным и животным миром.

Ход занятия:

Внести игрушку «Капельку». Спросить у детей, кто к нам пришёл в гости.

- А где живёт Капелька?

Ответы детей (в кране, в ванне, море, луже, в чайнике и т. д.)

-Как вы думайте, для чего людям нужна вода?

Вода очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук тела, стирки вещей, для полива растений.

Рассматривание картинок с сюжетами использования воды.

Чтение детям стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

- Как вы думаете, кому ещё нужна вода, кроме человека?

- Зачем вода растениям?

- Нужна ли вода животным?

Рассматривание соответствующих картинок.

- Правильно всем нужна чистая вода.

Внести воду, налитую в разные сосуды. Рассмотреть.

Подвижная игра «Тучка и капельки».

(воспитатель – тучка, дети капельки воды. Тучка играет с капельками. Капельки летают, приседают, соединяются в ручеёк и т. д.)

- Ребята, к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

«Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет».

Мы не можем прожить без воды. Вода нужна всем. Вода – наше богатство.

Приложение №2

Опыт «Вода прозрачная

Цели:

- познакомить детей со свойствами воды вода прозрачная, бесцветная.

- развивать интерес детей к играм – экспериментированиям.

- расширять кругозор детей, речевую активность.

Развивающая среда:

- игрушка «Капелька».

- по шесть стакана на каждого ребёнка: пять – с чистой водой, другой – с молоком.

- трубочки для коктейля.

- краска – гуашь разного цвета.

- палочки.

Ход занятия:

Капелька приносит детям стакан с водой.

- Что находится в стакане? (Вода).

Капелька предлагает детям поиграть с ней – посмотреть на неё через стакан с водой.

- Вы видите меня?

- А почему?

- Потому что вода – прозрачная.

Капелька ставит перед детьми по два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки для коктейля.

Спросить у детей, в каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет?

Почему?

- В воде трубочки видны, а в молоке – нет. Вода прозрачная, а молоко – нет.

- А какого цвета вода?

- Вода не имеет цвета, она бесцветная.

- Но можно воду сделать цветной. Если в стакан с водой налить красную краску, вода станет красной; если жёлтую – жёлтой.

Проделать опыты с окрашиванием воды.

Дети любуются цветной водой.

В конце занятия Капелька предлагает детям провести с ней массаж лица «Умывалочка».

Надо, надо нам помыться…

Где тут чистая водица?

Кран откроем: ш-ш-ш,

Ручки моем: ш-ш-ш.

Щёчки, шейку мы потрём

И водичкой обольём.

Дети выполняют соответствующие движения. Капелька благодарит детей.

Приложение №3

«У воды нет запаха».

Цели:

- познакомить детей со свойством воды: вода не имеет запаха.

-продолжать знакомить детей с ролью наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира.

- активизировать речь детей.

Развивающая среда:

- игрушка «Капелька».

- стаканчики с водой по количеству детей.

- поднос с жидкостями: духами, травяным чаем.

Ход занятия:

Капелька приносит детям на подносе жидкости: духи, травяной чай.

Предлагает детям понюхать мамины духи.

-Чем пахнут духи?

-Они имеют запах? (ответы детей.)

-Понюхайте теперь мамин любимый травиной чай.

-Чем пахнет чай?

-Духи, трава имеют свои запахи.

Капелька разносит детям стаканы с водой.

- Что в стаканах?

-Какого цвета вода?

-Вода бесцветная, у неё нет цвета.

- А запах у воды есть?

Предлагает понюхать воду.

- У воды нет запаха. Она ничем не пахнет.

Капелька проводит с детьми дыхательную гимнастику «Петушок».

Приложение №4

Опыт «Вода холодная – тёплая».

Цели:

-познакомить детей со свойствами воды: вода бывает разной температуры – холодной, и тёплой.

-развивать речевое дыхание,

-формировать правильное произношение звука «с».

Развивающая среда:

- картинка с изображением умывающихся детей.

- мисочки с холодной и тёплой водой.

- кукла.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает малышей в умывальную комнату, открывает кран с водой и обращает внимание на то, как «поёт» вода («с-с-с»). Затем возвращаются в группу, воспитатель показывает картинку с изображением умывающихся детей, читает стихотворение:

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, Мойся, шейка,

Хорошенько, хорошенько!

Грязь, смывайся! Обливайся!

Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение 3-4 раза и в заключение игры предлагает «спеть» песенку водички.

Воспитатель вместе с детьми подходит к мисочкам с холодной и тёплой водой, предлагает опустить пальчик. Вода бывает разной: холодной и тёплой.

Воспитатель предлагает детям искупать куклу Катю.

-Какая подходит вода для купания холодная или тёплая? (тёплая.)

- Почему?

В конце занятия дети вместе с воспитателем купают куклу.

Приложение №5

Опыт «В какую бутылку быстрее нальётся вода?»

Цели:

-продолжать знакомить со свойствами воды.

- предметами разной величины.

- развивать смекалку.

- учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Развивающая среда:

- ванночка с водой.

- две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком.

- салфетка из ткани.

- песочные часы.

- игрушка «Капелька».

Ход занятия:

Капелька, предлагает детям вспомнить, какую песенку поёт водичка.

Дети: «Буль, буль, буль».

Капелька.

-Давайте послушаем сразу две песенки, какая из них лучше?

Первый эксперимент.

Дети сравнивают бутылки по величине; рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какой время она наполнится водой, и какую песенку будет петь.

Второй эксперимент.

С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?

Третий эксперимент.

Дети погружают в воду сразу обе бутылки.

Капелька.

-Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные.

-Теперь мы с вами знаем, что в бутылку с широким горлышком вода нальётся быстрее, и она издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком вода нальётся медленней и она издаёт более мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстрей и почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.

- А теперь давайте немного поиграем.

Капелька проводит вместе с детьми упражнение «Тучка».

Приложение №6

Опыт «Прятки».

Цели:

- углублять знания свойства и качества воды.

- развивать любознательность.

- закрепить знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Развивающая среда:

- игрушка «Капелька».

- стакан с чистой водой.

- стакан с молоком

- камешки.

- салфетка из ткани.

Ход занятия:

Капелька:

- Что вы видите в баночках? (Ответы.)

- Какого цвета вода? (Ответы.)

- Хотите поиграть с камешками в прядки? (Да.)

Первый эксперимент.

В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. (Он тяжёлый, опустился на дно.)

- Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)

Второй эксперимент.

Дети опускают камешки в молоко.

- Что происходит? (Камешка не видно: молоко- непрозрачное.)

Капелька вместе с детьми делают вывод:

-В прозрачной воде предметы видны хорошо, в непрозрачном молоке – не видны.

Приложение №7

Сценарий развлечения «Волшебные капельки»

Под музыку дети – капельки и Ведущая- Тучка заходят в музыкальный зал.

Тучка: Здравствуйте, мои веселые звонкие капельки!

Как я рада, что мы опять с вами вместе!
Капля с капелькой слетела,
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась,
Вот и песня началась!
Эй, капельки, споем да повеселимся!
Песня «Кап, кап, капельки»
Тучка: Молодцы! Очень вы меня порадовали своей песней! Ой, мои маленькие друзья-капельки, посмотрите, на нашей полянке нет ни травки, ни цветочков, ни листочков на деревьях! Капельки-подружки, здесь давно не было дождика! Без вас, водяные капельки, не вырастет травка и цветочки! Нам надо потрудиться и на землю пролиться! Что делать? Сейчас я подумаю! Я знаю, что делать! Спрыгнем на землю и подарим земле теплый дождик! Пусть травка зазеленеет, цветочки раскрасят землю, птички веселее запоют!
Тише, тише, тише, тише.
Дождик капает по крыше,
По асфальту, по песочку,
По скамейке и по дорожкам,
По деревьям, по кустам.
Принес дождик танец нам.

Танец «Маленький дождик»

Тучка: Посмотрите, капельки! После дождика появилось много луж. Давайте с ними поиграем.

Игра «Займи лужу» (Под шум дождя капельки бегают по залу, как заканчивается музыка, надо встать в любую лужу).
Тучка: Молодцы, капельки! Как все обрадовались вашему теплому дождику! Нас все ждали! Посмотрите, появились первые листочки, первые цветочки! Вместе с дождиком и весна к нам скоро придет! Слышите, кто-то идет? Да это Весна пожаловала к нам в гости! Мы так ее ждали!

Заходит Весна.
Весна: Здравствуйте, капельки! Я увидела дождик и сразу отправилась к вам! Вы меня узнали?
Дети: Да!
Весна: Ребята, а знаете, что у меня есть? У меня есть волшебное ведерко с капельками! Они такие же веселые, как вы! Они так и хотят выпрыгнуть из моего волшебного ведерка! Ой, капельки опять побежали землю поливать, выпрыгнули из ведерка! Помогите мне собрать веселые капельки в ручеек! Пожалуйста!
Игра «Собери капельки» (Дети собирают голубые шары в ручеек – голубая ткань).
Весна: Какой красивый ручеек получился! Спасибо, мои веселые капельки!

А сейчас, мои капельки, вам

Музыкальные инструменты я раздам.

Будем мы на них играть,

Звонко песню распевать.

Оркестр «Музыканты», муз. и сл. Г.Вихаревой
Весна:

Ох, и хорошие вы музыканты!

Настоящие таланты!

Ну, а мне уходить пора,

Ждет везде меня детвора.

Надо успеть ко всем в гости прийти,

Теплые деньки принести!
Тучка и капельки: До свидания, Весна! Еще увидимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

Познавательно-исследовательский проект «Водичка-вода"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...

Исследовательский проект «Вода - водичка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.Ц...

Информационно – исследовательский проект «Вода - водичка»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...