Конспект ОДРМ по экспериментированию в средней группе на тему "Лёд - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Горбунова Елена Анатольевна

Большое значение в формировании у дошкольников элементарных естественно-научных представлений имеет исследовательская деятельность, проходящая в форме опытов, экспериментов.  Данный конспект ОДРМ  расчитан на средний дошкольный возраст. В нём собран  методический материал, который поможет педагогу организовать работу по расширению представлений детей  о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_odrm_po_eksperimentirovaniyu.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Конспект ОДРМ по экспериментированию на тему:

«Лёд - вода»

                                                Составила: воспитатель Горбунова Е.А.

Г.Семенов

2022 г.

Цель: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия «превращения».

Задачи:

  1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
  2. Формировать умение высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
  3. Создать эмоциональный настрой на совместную деятельность детей всей группы;
  4. На основе полученных знаний сформулировать правила поведения со льдом.

Материал: лёд в целлофановом пакетике (на каждого ребёнка), салфетки, фломастер,  две картинки с изображением двух времён года (зима, лето), мяч.

Ход ОДРМ:

     Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о превращениях. А как вы думаете, что может превращаться?

     Дети: вода в лёд, лёд в воду.

Воспитатель: Дети, я вчера хотели напоить птичек на улице водой, налила воду в стаканчики и поставили на улицу. А сегодня, когда я хотела долить ещё воды, увидела, что птички не смогли попить воды. Как вы думаете, почему? Что произошло в эту холодную ночь?

Дети: Вода замерзла, стала твердой!

Воспитатель: Молодцы! Да, за ночь замерзала и стала твердой! А вспомните, что мы часто используем на занятиях по лепке?

Дети: Пластилин!

Воспитатель: Да, пластилин! Он у нас сначала был твёрдый, а потом мы его руками мяли-мяли и он стал какой?

Дети: Мягкий!

Воспитатель: Да! А что еще бывает мягкое помимо пластилина? (подушка, игрушка и т. д.). А что твёрдое? (камешек, дерево и т. д.). Дети, как вы думаете, твёрдое может во что-нибудь превратиться? Сегодня на занятии мы это и проверим!

Сюрпризный момент.

Приходит Снеговик

Снеговик: Я весёлый снеговик,

К снегу, холоду привык,

Вы, ребята, молодцы!

Я принёс вам леденцы.

Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей.

Воспитатель наблюдает за реакцией детей.

Воспитатель: Ребята, чем угостил вас снеговик?

Загадка: Прозрачен как стекло, но не вставить в окно?  (лёд)

Воспитатель: Извини, Снеговичок, но мы не будем кушать лёд! Это делать нельзя! А почему, ребята?

Дети: - Холодный, можно заболеть.

Воспитатель: - Снеговик, не расстраивайся, нам как раз для занятия нужен лёд.

- Ребята, я приглашаю вас со Снеговиком в нашу лабораторию, чтобы узнать побольше о льде.

Ребята одевают фартуки, встают к столам и экспериментируют со льдом.

Опыт1

Воспитатель: Снеговичок, а меня ты угостишь льдинками? (Снеговик даёт 2 больших льдинки). Помоги мне, пожалуйста, Снеговик посыпать 1 льдинку на тарелочке, а вторую просто положим на другую тарелку. А после посмотрим, что будет с льдинками.

Опыт 2. Лёд - холодный, гладкий и скользкий.

Воспитатель: - Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.

Дети берут, трогают лёд.

Воспитатель: - Ребята, какая льдинка?

Дети: холодная (2-3 ребенка)

Воспитатель: - Лёд холодный.

- А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).

Вывод: На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.

Слайд 1

Опыт 2. Лёд твердый, но хрупкий.

Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).

Дети: твёрдый (2-3 ребенка).

Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.

Воспитатель берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.

Воспитатель: - Ну, вот, лёд разбился, и так легко! Почему? Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается.

Вывод: Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.

Опыт 3. Лёд бесцветен и прозрачен.

Воспитатель: - А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?

Воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Лёд бесцветен.

Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?

Дети: - Бумагу.

Воспитатель: - А почему её видно?

Дети: - Потому что лёд прозрачный (2-3 ребенка).

Вывод: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.

Опыт 4. Лед тает.

Воспитатель: - А теперь вернёмся к тарелке со льдом.

- Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.

Дети смотрят.

Воспитатель: - Лёд начал таять.  

Воспитатель: А давайте посмотрим, почему он тает. Положите льдинки в пакетики и возьмите льдинки в ладони. Лёд какой, (холодный) А какие у нас ладошки? (тёплые) Что происходит? (В пакетике появляется вода) Почему лёд таит? ( Он тает, когда тепло.)

Вывод: Лёд тает в тёплом помещении и превращается в воду.

Воспитатель:А что произошло в моих тарелочках? Какой кусочек льда растаял больше?

Дети: Который посыпан солью.

Воспитатель: Молодцы! Дети, мы играли со льдом, ручки наши замёрзли, давайте их согреем!

Дети: Давайте!

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок!

Потрём ка мы свои ладошки!

Согреем пальчики немножко!

Воспитатель: Давайте зарисуем наш опыт (льдинка, лужица, стрелка).

Воспитатель: Дети, как узнать, что лёд превратился в воду?

Дети: Нужно нарисовать стрелку!

Воспитатель: Молодцы! (ребёнок по желанию выходит и рисует стрелку). Молодец! Мы нарисовали стрелку, где картина показывает, что лёд превратился в воду!

Дети: Да!

Воспитатель: А когда лёд тает?

Дети: Когда тепло!

Воспитатель: Правильно! А когда можно увидеть лёд?

Дети: Зимой!

Воспитатель: А почему зимой вода превращается в лёд?

Дети: Потому что на улице холодно!

Воспитатель: Молодцы! Лёд превращается в воду, когда тепло, а когда холодно вода превращается в лёд!

Далее воспитатель демонстрирует картинки с изображением пейзажа зимы и лета. Спрашивает детей, что нарисовано на первой картинке (зима, а что на второй? (лето)

Воспитатель: На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (по льду) На второй картинке что на речке? (Вода) Что дети делают? (купаются) Почему зимой на речке лед? (холодно) Почему летом в речке вода? (тепло)

Итог занятия

Снеговик: - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой лед. А то я совсем запутался, а мне так хочется все запомнить.

Воспитатель: - Снеговик, это не беда. Сейчас всё вместе вспомним. Дети вместе с воспитателем еще раз рассказывают Снеговику о свойствах льда.

Воспитатель: А сейчас для нашего гостя  еще раз назовем свойства

льда.

  1. Ваши пальчики по нему скользили, потому что он…? (скользкий)
  2. Какой он, когда его потрогали? (холодный)
  3. Держали в ладошке, что с ним произошло? (тает в тепле)
  4. Рассматривали цветной листочек подо льдом. Его было видно? Значит лёд какой?

(прозрачный)

  1. Наблюдали, как ломался лёд? Потому, что он какой? (хрупкий).

Воспитатель: - Запомнил снеговик?

Снеговик: - Да! - Ой, ребятки, вы такие молодцы!    

Воспитатель: - Ребята, сегодня вы узнали, и показали Снеговику удивительные свойства льда.

До свидания Снеговик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода

Расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды,посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) ....

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе №3 «Солнышко» «Волшебница – вода».

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....