Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Путешествие на север Красноярского края.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аристова Елена Даниловна

Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_krasnoyarskiy_kray.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Путешествие на север Красноярского края.

Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о родном крае. Обобщать и систематизировать знания о климатических условиях, растениях и животных севера Красноярского края. Расширять представления о коренных народах севера, познакомить с северными городами края.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные::

Воспитывать интерес и любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением природы тундры, животных севера Красноярского края,  быта и национальной одежды эвенков,  достопримечательностей Норильска и Дудинки, макет чума,  билеты с изображением карты Красноярского края, аудиозапись логоритмики «Самолет», снежинки, следы медведя, распечатанные на бумаге, мелкие камешки породы железной руды, магниты, весы, лимонный напиток.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, рассаживаются на ковре.

Воспитатель:

-Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в необычное путешествие на самый север нашего края? Как вы думаете, на каком транспорте лучше всего туда добираться? Быстрее и удобнее всего будет лететь на самолете. Что должно быть у пассажира, чтобы он мог полететь или поехать куда-нибудь? Нам нужны билеты. Как пассажир получает билет? Обычно билеты покупают, но  вы можете получить билеты, ответив на мои вопросы.

- Как называется наш край?

-Как называется главный город Красноярского края?

-Какие еще города Красноярского края вы знаете?

-Назовите самую большую реку нашего края.

-Как называется поселок, в котором мы живем?

-Назовите редких животных нашего края (показ картинок) Молодцы, все получили свои билеты, занимаем места и отправляемся в путь.

Логоритмика  «Самолет»

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, на полу появились снежинки, значит мы добрались до Севера. Давайте посмотрим, куда приведут нас снежинки.

Дети выходят из группы и на лестнице видят следы белого медведя. По следам дети проходят в музыкальный зал. На стене дети видят иллюстрации с изображением природы тундры.

-Вот мы и добрались. Что мы можем увидеть, какая природа нас окружает?

-О природе тундры, ее растениях нам расскажет Степа В.

Ребенок:

-Север нашего края- это тундра, огромная равнина без леса. В тундре много озер, болот и рек. Деревья здесь очень низкие, растет много мха и невысокие кустики ягод. Зима в тундре долгая и морозная. Часто дуют сильные ветры. Лето- очень короткое и холодное.

-Ребята, как вы думаете, почему в тундре так много болот? (Под небольшим слоем почвы – лед, вечная мерзлота. Когда снег тает, вода не может просочиться глубоко в землю, поэтому  образуются болота и множество небольших озер.)

А сейчас давайте поиграем в игру «Ручейки и озера».

Игроки делятся на 2 команды. Каждая команда встает в колонну-ручеек, и пока играет музыка, «ручейки» бегают в разных направлениях. Когда музыка закончится, ручейки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озера.

Воспитатель:

-Ребята, мы увидели, что природа севера очень сурова. Какие же животные смогли приспособиться к жизни там, нам расскажет Дима.

Ребенок:

-На севере живут самые разные животные и птицы. У них всех очень густой мех и пух, которые защищают их от мороза, а цвет меха и перьев- белый или светло-серый, чтобы быть незаметными на снегу. Здесь обитают травоядные животные- олень и лемминг и хищники- полярный волк, песец, белый медведь. В море живут тюлени и моржи. Весной и летом в тундре очень много насекомых, поэтому сюда прилетают перелетные птицы.

Воспитатель:

- Дима нам рассказал, что животных и птиц от мороза защищает мех и густой пух, а как вы думаете, что защищает от холода моржей и тюленей? (У тюленей и моржей есть толстый слой жира под кожей. )

-Ребята, несмотря на морозы и трудные условия жизни, на Севере с давних пор живут люди. О них нам расскажут Степа С, Вера и Алиса.

1 ребенок:

- На севере Красноярского края живут эвенки. Они занимаются охотой,  ловят рыбу,  разводят  оленей. Эвенки редко живут на одном месте, они  перегоняют стада с места на место, ищут для оленей новые пастбища.

2ребенок:

- Мороз эвенкам не страшен, они тепло одеваются в меховую одежду, шапки и сапоги. Сверху надевают широкий пояс из кожи. От сильного ветра их защищает теплый меховой нагрудник. Вся одежда украшается вышивкой и бисером.

3ребенок:

-Эвенки не строят дома. Они живут в чумах. Чум состоит из нескольких шестов, покрытых шкурами оленей. В центре чума ставят небольшую железную печку. Из мебели в чуме есть только маленький столик. Вместо кроватей- оленьи шкуры, а вместо шкафов- коробки из бересты.

Воспитатель:

-Ребята, хотите поиграть в игру, в которую  любят играть эвенкийские ребятишки? Она называется «Оленьи упряжки»

Игроки делятся на две команды, встают в пары, один изображает оленя, второй- седока. «Седок» встает позади «оленя» и кладет ему руки на плечи. По сигналу упряжки бегут до «стойбища», «олень» и «седок» меняются местами, бегут обратно и передают эстафету следующей паре.

Воспитатель:

-Ребята, а как вы думаете, есть ли города на севере Красноярского края?

На севере есть города и поселки, про два наших самых северных города расскажут Матвей и Артем.

1ребенок:

-Норильск- самый северный город не только Красноярского края, но и всего мира. Здесь полгода длится полярная ночь и часто можно увидеть северное сияние. На гербе Норильска изображен белый медведь, он держит над головой ключ. Это ключ к Северу и его богатствам, а богат Север самыми разными полезными ископаемыми.

Воспитатель:

-Ребята,  вы знаете, какие полезные ископаемые добывают в Красноярском крае?

-  А сейчас мы поиграем в игру-эстафету «Металлурги». Вы поделитесь на 2 команды, и будете соревноваться -  какая команда добудет больше железной руды. Нам нужно отделить железную руду от простых камешков, что нам в этом может помочь? (Магниты).

Проводится эстафета «Металлурги» После эстафеты дети на весах взвешивают железную руду, добытую каждой командой.

2 ребенок:

-Дудинка- самый северный город-порт в России. Сюда приходят морские корабли со всего мира, а зимой можно увидеть огромные атомные ледоколы. Главные  профессии жителей города- моряки и рыбаки.

Воспитатель:

 Рыбаки работают в море и в мороз, и в сильный ветер. Из-за этого им постоянно угрожают простуды и болезни. Как вы думаете, что помогает им защититься от простуды? Отправляясь в море и возвращаясь на берег, они обязательно пьют вкусный и полезный витаминный напиток. Хотите попробовать его?

Дети пьют лимонный напиток.

-Угадали, из чего он приготовлен? Теперь и нам с вами не страшны простуды. Как вы думаете, можем мы добраться домой на корабле? Давайте посмотрим на наши билеты. На них изображена карта Красноярского края. На карте можно увидеть, что река Енисей протекает по всему Красноярскому краю, и по ней мы сможем добраться домой. Занимайте места на корабле и отправляемся!

Под музыку дети «плывут на корабле».

-Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие?

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-integrirovanoe-nod-v-starshei-grupe-puteshestvie-po-krasnojarskomu-krayu.html

https://urok.1sept.ru/articles/530230

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/21/dudinka

https://ecoportal.info/tundra/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/01/22/beseda-s-detmi-evenki-kultura-i-byt

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-narodov-severa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "История родного края»

Знакомство с  историей родного  края (горный КРЫМ) в  старшей  группе. ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Башкортостан – мой край родной»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: "Башкортостан - мой край родной"...