Конспект занятия "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Александровна Коробенкова

Занятие состояло из четырёх взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Установлена связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vozduh-nevidimka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чудо- воздух, он везде!» (Эксперименты с воздухом)

Образовательная область: «Познание».

Цель занятия: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,

Беседа «Живая и не живая природа».

Наблюдения на прогулке за ветром.

Просмотр презентации «Свойство воздуха»

Проведение занятия-экспериментирования «Свойство воздуха»

Оформление дидактической игры «Коробочка с запахами»

Оформление уголка «Чудо воздух»

Материал: Презентация свойства воздуха; веера, полиэтиленовые пакеты, пустые стаканчики, ёмкость с водой, соломинка для коктейля, воздушный шарик, пустая бутылка, ёмкость с холодной и горячей водой, мыльные пузыри, весы

Ход занятия

Организационный этап

(Под музыку «Почемучки» и в сопровождении слайдов дети входят в зал вместе с воспитателем.)

Мотивационно-ориентировочный этап

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.

- Что это? Правильно, это воздух. Что такое воздух?

1 слайд: изображение планеты Земля.

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется - атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

- А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу. Я предлагаю вам сегодня стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию, где мы проведем опыты и узнаем много интересного о воздухе. Хотите? (Дети проходят за столы, прикрепляют значки «Учёный - исследователь»)

III. Поисково-практический этап

ОПЫТ № 1 (с пакетами)

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим). Значит воздух какой? (невидимый). Показ картинки-схемы.

- Чтобы воздух почувствовать, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы поймаем воздух и закрутим пакет. Что в пакете? (воздух). Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей). Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувные матрасы, спасательный круг, мяч, колесо машины, велосипеда). Показ слайдов.

- А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы её видите? (видим). Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, бесцветный)

ОПЫТ № 2 (с веером)

- Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер). Ветер-это движение воздуха.

Вывод: воздух может двигаться.

Опыт № 3

- Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду кверху дном? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая). Есть ли в стакане вода, как вы думаете? (Да). Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она? (салфетка сухая.)

- Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан? (воздух, который был в стакане). Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух).

- Так что же мешало воде попасть в стакан? (воздух, который был в стакане). Что произошло с салфеткой? (она стала мокрой)

Вывод: в стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, а когда воздух вышел из стакана полоска бумаги намокла.

Опыт № 4 (весы)

- Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

- Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно? (шары весят одинаково)

- А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

- Давайте проверим (протыкаю один из шаров). Почему изменилось положение весов? (шарик без воздуха стал более лёгким). Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? (палка выравнивается)

- Что же произошло?

Вывод: Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик тяжелее, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

Опыт № 5

- Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

(Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в горячую воду, сдувается – при погружении в холодную воду)

Вывод: При нагревании воздух расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении сжимается.

Физ.минутка.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе я готов.

Опыт № 6 «Человек дышит воздухом»

- Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.)

- Но, чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Человек дышит воздухом. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

- Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить:

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

- Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным и растениям). Показ слайдов.

- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, каким воздухом он дышит. Показ слайдов. (фото с заводами, машинами, курящим человеком)

- Расскажите, что вы видите? Что происходит с воздухом вблизи заводов, на дорогах, где много машин? (Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль; автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ; пожары, извержения вулканов; загрязнение земли не переработанным мусором.)

- А теперь отправимся в лес. (изображение природы).

- Какой в лесу воздух? (ответы детей). Почему он там чистый? (там нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

- Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

- Каким должен быть воздух, чтобы мы были здоровыми?

Вывод: воздух должен быть чистым.

- Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше деревьев, цветов, беречь лес). Показ слайдов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- У меня в руках Шар знаний (вертит в руках)

- В нём собрались все знания, которые мы сегодня получили. Передаю его вам, а вы, передавая друг другу скажите, что вы сегодня узнали о воздухе? (шарик передаю со словами)

- Я узнал (ребёнок продолжает)

- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. О нём можно узнать ещё много интересного и полезного, на сегодня наша лаборатория закрывается. Мы продолжим свои исследования в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....