Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Светлана Андреевна

Проблема прививания интереса к природе у детей дошкольного возраста является одной из самых важных. Необходимость начинать воспитывать экологическую культуру с дошкольного возраста, и важность этого для роста личности детей была упомянута во многих исследованиях. Сейчас всеми признается необходимость обучать детей основам экологической культуры.

Целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры. Необходимо научить ребенка правильному отношению к окружающей его природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у дошкольников

Проблема прививания интереса к природе у детей дошкольного возраста является одной из самых важных. Необходимость начинать воспитывать экологическую культуру с дошкольного возраста, и важность этого для роста личности детей была упомянута во многих исследованиях. Сейчас всеми признается необходимость обучать детей основам экологической культуры.

Целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры. Необходимо научить ребенка правильному отношению к окружающей его природе.

Во время ознакомления детей с природой воспитатель должен осуществлять нравственное и эстетическое воспитание. В нравственном развитии детей особое место занимает воспитание у них любви к родной природе и бережного отношения к животным. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети могут наблюдать и ухаживать, помогает прививать у них бережное отношение к природе, любовь к труду, ответственность.

Основные знания о природе дети получают вовремя непосредственно образовательной деятельности, основной задачей которых является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Воспитатель должен вести рассказы о живой природе, о растениях и животных, их внешнем виде, их месте обитания и о взаимодействии растений и животных. Объяснить детям базовые знания о неживой природе. Рассказать о взаимосвязи живой и неживой природы, о временах года, о погодных явлениях и как все это влияет на жизнь человека. Дети должны прийти к базовому пониманию перехода одного времени года в другое, они могут назвать характерные признаки наступающего времени года.

Наблюдение - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть делать выводы и обобщения. Наблюдения помогают детям обогатить свой духовный и нравственный мир, развивают патриотические чувства и способствуют личностному росту. Работа воспитателя показать детям имеющиеся природные материалы. Поговорить с детьми об их свойствах и отличительных качествах. Рассказать, как люди используют их в своей жизни.

Важной составляющей экологических занятий являются прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Прогулки на природе не только обогащают новыми знаниями о природе, но также способствуют физическому развитию детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту природы.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.

Воспитатель должен воспитать в ребенке экологически воспитанного человека. Экологически воспитанный человек отличается сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным и природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Основой экологической культуры являются знания о природе и их экологическая направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...