Познавательно-исследовательский проект "Солнце - это жизнь" подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевердина Надежда Анатольевна

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Солнце - это жизнь" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Солнце – это жизнь»

Цели и задачи проекта.

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Солнце и его влиянии на жизнь на планете Земля.

Задачи:

  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5-6 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники подготовительной  группы (дети 5-6 лет).

1 этап – подготовительный:

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности в группе и на игровой площадке

2 этап– исследовательский:

  • Беседы, наблюдения
  • Чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр фильмов
  • Экспериментирование, решение проблемных задач
  • Отражение полученных знаний в творчестве

3 этап – заключительный:

  • оформление результатов с помощью фотовыставки
  • подведение итогов работы над проектом, выставка творческих работ детей

План-график реализации проекта

День

Виды деятельности

Название

                         Цель

      1-й день «Что такое солнце? Солнечная система»

Наблюдение и беседа

ОД

Игра-моделирование

Ходит солнышко по кругу

Солнце и солнечная система

Солнечная система

В течении дня наблюдать движение солнца. Определить расположение солнца на небе утром, днём вечером.

Познакомить детей с названиями частей света (восток, запад, юг, север), научить определять их, ориентируясь по солнцу.

Дать представления о том что Солнце это звезда, о планетах солнечной системы. Расширять представления об окружающем мире, формировать познавательный интерес.

Закрепить знания детей о солнечной системе, стимулировать познавательную и речевую активность

Заучивание стихотворения

А. Хайт «Планеты»

Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь с помощью стихотворения запомнить названия планет солнечной системы

               2-й день. «Солнце и время.»

Беседа с решением проблемной ситуации

Экспериментирование

Творческая деятельность

Просмотр энциклопедий

День и ночь

Солнечные часы

Солнечные часы

Солнечная система

Выяснить, почему день сменяется ночью, где находится Солнце в ночное время

Поставить перед детьми задачу – можем ли мы определить время суток, ориентируясь по солнцу. Рассказать о солнечных часах, как древнейшем изобретении человечества. Вместе с детьми сделать солнечные часы на игровой площадке. (В дальнейшем регулярно возвращаться к солнечным часам. Определять по ним время.)

Стимулировать воображение детей, для создания собственной модели солнечных часов из бросового материала.

Закреплять знания детей о Солнце, солнечной системе; формировать интерес к книгам

3-й день «Солнце и растения»

Беседа.

Знакомство с приметами.

Экспериментирование

Творческая деятельность

Солнце нужно всем

Солнце и растения

Что будет с растением без солнца?

Рисование  «Подсолнух – солнечный цветок»

Формировать знания детей о том, что жизнь на планете Земля не возможна без Солнца.

Познакомить детей с народными приметами.

Опытным путём выяснить, что будет с листьями деревьев, если лишить их солнечного света.

(Эксперимент продолжительный, для достижения результата нужно несколько дней.)

Рассказать детям об особенности подсолнуха – поворачиваться за солнышком; развивать творческую активность.

                                   4-й день «Что такое тень?»

Наблюдение и беседа с решением проблемной задачи

Экспериментирование на улице

- в группе

Театральная деятельность

Что такое тень?

Найди свою тень

Как появляются тени

Театр теней «Три поросёнка»

Утром рассмотреть тени от различных объектов. Помочь детям понять, как появляются тени.

В течение дня наблюдать за изменением теней. Предложить детям разделиться на пары, рассмотреть и обвести тень партнёра утром, в обед и вечером. Выяснить, как меняется длина тени, её направление .

С помощью настольной лампы и макетов смоделировать движение солнца, наблюдать изменение теней.

Развивать творческие способности детей; продолжать развивать интерес к театрализованной деятельности  путём вовлечения в игровые действия, в продуктивную деятельность (изготовление теней теневого театра).

                           5-й день «Солнце и вода»

Наблюдение и беседа с решением проблемной задачи.

Экспериментирование

Игры с водой

Куда делась роса?

Как солнышко воду «пьёт»

Рисование водой на асфальте, земле, песке.

Утром рассмотреть растения на участке. Выслушать предположения детей о том, что такое роса. В дальнейшем помочь детям понять, куда делась роса.

В течении дня наблюдать за испарением воды в сосудах разной формы. Выяснить в каком испарилось больше воды и почему.

С помощью брызгалок рисовать на асфальте, земле, песке. Сделать выводы: где рисовать удобнее, где рисунки дольше сохраняются, почему?

        6-й день «Может ли солнце быть   опасным?»              

Беседа

Экспериментирование

 

Чтение художественной литературы

Может ли солнце быть опасным? Правила безопасного поведения на солнце.

Солнышко - художник

А. Барто «Жарко» из цикла «Вовка добрая душа»

Познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце.

На листах цветной бумаги выложить изображения с помощью разных предметов (счётные палочки, фишки, детали конструкторов и т.п.) Оставить их на солнце на несколько дней. Оценить и обсудить результат. Сделать вывод (на солнце краски выгорают – значит солнце может быть опасным).

Развивать навыки выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять; определить настроения стихотворения.

7-й день «Солнышка лучи очень горячи»

Наблюдение и беседа

Экспериментирование

Чёрное и белое

Шарики и солнце

С помощью тактильных ощущений определить, какие предметы на участке или в группе сильнее нагреваются на солнце. Сравнить цвет их поверхности, помочь детям сделать вывод о том, что чем темнее предмет, тем сильнее он нагревается на солнце.

Рассказать детям о том что разные цвета по разному поглощают солнечные лучи. С помощью лупы лопнуть шарики разных цветов (обязательно присутствуют белый и чёрный). Обсудить результаты опыта.

8-й день «Откуда появляется радуга?»

Наблюдение и беседа

Творческая деятельность

Чтение художественной литературы

Солнце +вода – это радуга

Рисование красками «Радуга-дуга»

С. Маршак «Радуга»

К. Чуковский «Радуга-дуга»

А.Венгер «Цвета радуги»

Утром или вечером, разбрызгивая воду из шланга, создать радугу. Рассказать детям о том. Как появляется радуга.

Помочь детям запомнить последовательность цветового спектра. Воспитывать художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному искусству.

Прочитать детям стихотворения о радуге. Сравнить их настроение. Помочь детям выучить одно из них.

9-й день «Солнечные  зайчики»

Подвижная игра

Экспериментирование

Просмотр мультфильма

Поймай зайчика

Солнечные зайчики

Солнечный зайчик (Куйбышевтелефильм 1978г)

Учить детей пускать солнечных зайчиков; помочь понять, как солнечный зайчик появляется в задуманном месте; формировать любовь к физической активности.

Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как преломление солнечного света. Расширить знания детей о явлениях неживой природы, Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для отражения солнечного света.

Формировать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость.

      10-й день «Что я знаю про солнце»

Викторина

Творческая деятельность

Разучивание стихотворения

Фотовыставка .

Выставка творческих работ.

Что я знаю про солнце

Рисование на асфальте «Моё солнышко»

 

«Некогда солнышку в небе лениться» В. Орлов

Наше солнышко

Закреплять и обобщать знания детей о Солнце, солнечной системе, природных явлениях, связанных с солнцем. Развить познавательные и интеллектуальные способности учащихся, их творческий потенциал, мышление, память, внимание и эрудицию.

Помочь  детям раскрыть свой творческий потенциал, дать  возможность через творчество передать своё отношение к солнцу.

 

Учить детей выразительно читать стихотворение. интонационно передавая его настроение.

Вместе с детьми проследить и обсудить этапы проекта, подвести итог. Предложить детям показать и рассказать родителям, что они узнали о солнце.

Литература:

О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольника. Москва «Сферум» 2002

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2006 — 190 с.

Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группы

НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Тарелочка из глины».  Цель.  Расширять...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...