Конспект НОД по экологическому развитию в старшей группе
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по экологическому развитию

«Бросим умный взгляд на мусор!»

(старшая группа)

 

Цель: Расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира и деятельности человека. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

       Задачи:

1.    Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

2.    Развивать умение анализировать экологическую проблему;

3.    Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

4.    Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду;

5.    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologicheskomu_razvitiyu.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому развитию

«Бросим умный взгляд на мусор!»

(старшая группа)

Цель: Расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира и деятельности человека. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

2. Развивать умение анализировать экологическую проблему;

3. Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

4. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду;

5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города.

Предварительная работа:

• Прогулки, экскурсии и повседневные наблюдения.

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Беседы на тему, «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».

• Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».

• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)

• Труд в природе (сбор листьев и т. д.)

Материал и оборудование:

• Натольно-дидактическая игра «Живая – неживая природа».

• Стол с набором "мусорных вещей» (стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока).

• Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы).

• Бросовый материал для ручного труда – пластмассовые баночки, обрезанные бутылки, самоклеющаяся плёнка.

• Схема утилизации отходов.

Ожидаемые результаты: Понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

  1. Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!

2. Основная часть.

Раздаётся стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель. Дети, к нам пришла посылка. На ней написано «Юным экологам». Это точно нам?

- Ребята, кто скажет, как, вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)

Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду. Экология это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.

Игра “Разложи правильно”

Воспитатель: - Облака – это живая природа или неживая? (Неживая природа). - Какие еще объекты относятся к неживой природе? (вода, воздух, почва, песок, камни, глина, небесные тела)

- А, что относится к живой природе? (Люди, животные, насекомые, растения, рыбы, птицы)

- Чем отличаются объекты живой природы? (Живые объекты живут, питаются, размножаются, дышат)

Воспитатель: Тогда давайте откроем посылку. Здесь картины и письмо. Природа как израненная птица просит нас о помощи.

«Здравствуйте дети! Я – Земля! Я вижу и чувствую всё что происходит с моей природой. И вот, что летом я увидела.

Жил Человек на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил. Вот однажды пошёл Человек на рыбалку и не узнал своего леса - было повсюду много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришёл Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует,

что - то есть! Вытянул!

А вытянул Человек консервную банку. (Рис. Консервной банки) Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил полиэтиленовый пакет с бумагой. (Рис. полиэтилен, пакета)

Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.

- Дети как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Рассуждения детей).

Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка!

Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может.

Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».

- Хорошо, рыбка исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание. И я тебя отпущу. - говорит Человек.

- Ребята, как вы думаете, какие желания попросил исполнить Человек?

(Предположения детей).

- Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки.

А Золотая Рыбка ему ответила:

- Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её»

Детям читают стихотворение:

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.


Но когда летать начнут в мини - центр на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...


Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!


Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в мини- центр не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель: Ребята, вы послушали стихотворение, подумайте, о чем в нем рассказывается?

Дети. О мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.

Воспитатель: Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Дети. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки и т.д.

Воспитатель: Правильно, сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида.

- пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни;

- твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Воспитатель: Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети. На свалку.

Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.

Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой? А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!

Дети: Грязно, некрасиво

Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину. Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!

Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?

Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.

Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.

Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: Лес, вода, земля

Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны, у нас в городе на ЖД вокзале уже установили такие баки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идём, на которой мы живём,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.
Раз в ведро, а два - в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если вместе потрудиться
Всё вокруг преобразится!

Воспитатель: Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.

Дидактическая игра ”Сортируем мусор правильно”.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Все справились с заданием и правильно разложили мусор по корзинам.

Воспитатель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?

Работа воспитателя и детей: «Изготовление стакана для карандашей

из бросового материала»

Воспитатель: Ребята, а вам нравится выставка в нашей группе?

- А из чего это всё сделано? (Ответы)

- Да, дети, всё наши поделки сделаны так же из бытовых отходов или бросового материала.

- Ребята, а вы хотели бы сами попробовать сделать своими руками поделку?

- Посмотрите, какой бросовый материал лежит у меня на столе. (Ответы)

-А что из этого можно сделать? (Ответы)

Дети во время ручного труда свободно перемещаются по группе.

-Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов.

3. Итоговая часть.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?

Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.

- Да, правильно, сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз. О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным! И если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать!

Воспитатель читает стихотворение

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша навеки родная земля

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».

конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...

Конспект НОД по экологическому развитию в старшей группе "Путешествие в лес"

Тема: «Путешествие в лес»Предварительная работа:Наблюдение за растениями на участке д/с, Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью). Чтение художественной литературы о лесе. Просмотр ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект ООД по экологическому развитию в старшей группе "ЗООМАГАЗИН"

Тема "В зоомагазине"Дата проведения :апрельНаправление развития : познаниеЦель: формирование экологических знаний у детей.Задачи:Образовательные: уточнение, систематизация и углубление знани...

Конспект НОД по экологическому развитию в старшей группе «Как животные зимуют в лесу»

Конспект НОД по экологическому развитию в старшей группе«Как животные зимуют в лесу»Задачи: Закрепить представления детей о жизни диких животных в лесу зимой. Их жилищах (медведь, белка, з...

План-конспект ООД по Экологическому развитию в старшей группе

План-конспект ООД по Экологическому развитию в старшей группе...