конспект по познавательному развитию "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Аверьянова Елена Анатольевна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста

 «Блокада Ленинграда»

 

Цели:

Познавательные:

    Обогатить знания детей о героическом прошлом городе – блокадном Ленинграде;

Дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны

    Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени;

 

Речевые:

Активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда»;

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативные:

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;

Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

Физические:

-развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blokada_leningrada.docx526.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста

 «Блокада Ленинграда»

 

Цели:

Познавательные:

    Обогатить знания детей о героическом прошлом городе – блокадном Ленинграде;

Дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны

    Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени;

Речевые:

Активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда»;

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативные:

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;

Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

Физические:

-развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений

Предварительная работа:

  1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
  2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
  3. Чтение художественных произведений по теме.
  4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
  5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
  6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.

Материалы и оборудование:  презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; фотоальбом «Дети блокадного  Ленинграда», лист А4,  блокадная ласточка для вырезания, клей, простые карандаши.

Ход занятия:

Чтение стихотворения:

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий – не хочет войны.

                                 Нам в жизни открыты – любые пути.

      Под небом спокойным, хотим мы расти.

 Воспитатель: Ребята, а какой город считается второй столицей России? Про какой город говорят, что он душа России?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09a7/0008819e-1b67757c/img0.jpg

Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

                                                                        Город чугунных оград на Неве, -

                                                                         И нет прекрасней его на земле!

Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для него. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам, может быть уже, знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.

Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает город 27 января.

А кто мне скажет, как назывался  город во время войны?

Ответы детей. Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город голодом. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1128/000ede37-0a6a598e/2/img13.jpg

Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/5898_c49912225da2aa116d88de5f995b6f1d.jpg

Наступила холодная зима…

Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5года.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10e7/0017b796-6ec29595/3/img11.jpg

      Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.

    Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. 

    Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Физкультминутка

     В осеннем тумане        Закрывают ладонями глаза

В январском снегу     Разводят руки в стороны

     Стоит Петербург     Руки над головой в виде крыши

            На морском берегу    Плавные движения руками-волны

            С дворцами и парками      Отводят руки влево и вправо

                Строг и красив            Повторить

      Как будто вплывает      Движения руками «плывут»

                В широкий залив      Повтор

                В блокадные дни     Шагают на месте

                Под обстрелом в снегу       Повторить

                Не сдался, не сдался     Повороты головы

                Наш город врагу         Повтор

     В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Если не было жестяной ласточки, то ее вырезали из старых журналов или рисовали сами.       Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит.

         Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте, веру в то, что он жив, что блокадники не теряют связь со всей страной.

     «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими. Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/c/cwndZajBmCHWuzgf0oD7OP4q5lSvkp21tUN3eK/slide-0.jpg     https://domikru.net/wp-content/uploads/2018/11/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD-1-768x576.jpg

       Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

 Я предлагаю вам, ребята, отправить письмо тем детям, вашим сверстникам,  которые пережили это страшное блокадное время. Мы писать еще не умеем, поэтому я давайте им нарисуем красивые открытки. Свернем письма треугольником, как в войну это делали солдаты. Еще, мы прикрепим блокадную ласточку, с той надеждой, что она унесет наше письмо тем, кто ждал и верил в победу.

Рефлексия. Интересно? Что мы будем делать с этими открытками?

Дети: отнесем на почту.

Воспитатель:

Хорошо, в выходной день, попросите папу или маму сопроводить вас на почту и помочь отправить письмо для сверстника в прошлое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия посвященного « Блокада Ленинграда» в подготовительной группе.

Конспект занятия посвященного « Блокада Ленинграда» в подготовительной группе....

Конспект занятия посвященного « Блокада Ленинграда» в подготовительной группе.

Конспект занятия посвященного « Блокада Ленинграда» в подготовительной группе....

конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Ленинград-подвиг твой бессмертен"

конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию Ленинград подвиг твой бессмертен...

конспект занятия по ХПД "Ленинград в блокаде"

Ребята, мы с вами уже много знаем о войне, о блокаде, но сегодня давайте еще раз вспомним о том, что пережили люди блокадного Ленинграда.  Осенью 1941 года фашистская армия так близко подошла к Л...

конспект занятия о блокаде Ленинграда

конспект занятия о блокаде Ленинграда...

Познавательное развитие Конспект на тему: «Блокада Ленинграда»

Цель: - обогатить знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;- дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.Задачи:Расширять знания детей об истории р...