Брошюра "Опыты для дошкольников"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ландышева Юлия Леонидовна

Брошюра "Опыты для дошкольников" разработана для детей 3-7 лет на основании ФОП ДОУ и в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_opyty1.docx343.52 КБ

Предварительный просмотр:

Филинское Муниципальное дошкольное

Образовательное учреждение

J:\

ОПЫТЫ G:\вдохновение\

ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

2023 год

Составитель:

Воспитатель Филинского МДОУ

Ландышева Юлия Леонидовна

2 –я младшая группа

«Спрячь игрушку (монетку)»

  1. Опустите на дно стеклянной емкости игрушку.

  2. Налейте в емкость воды.

  3. Игрушку будет видно на дне.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0012 - копия.jpgC:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0012 - копия.jpgC:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0012 - копия.jpg

«Растворение веществ в воде»

1. Возьмите стакан воды и кусок сахара.

2. Положите сахар в стакан.

3. Размешайте. Что произошло?

4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Мыльные пузыри»

С помощью условной мерки - ложки отмеряйте количество любой моющей жидкости для посуды, перемешивайте с водой и мыльные пузыри готовы!

Схема-алгоритм изготовления мыльных пузырей

«Песок и глина»

  1. Возьмите две стеклянные банки: в одной сухой песок, в другой – глина, и резиновую грушу (спринцовку).
  2. Сначала опустите грушу в стакан с песком и надавите, выпуская из нее воздух – песок будет разлетаться в стороны.
  3. Затем тоже проделайте с глиной – она не разлетается.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0011 - копия.jpg

«Вода меняет вкус»

  1. Возьмите несколько стаканов с кипяченой водой.
  2. В каждый стакан добавьте разные вещества: варенье, сок, соль и т.д.
  3. Попробуйте, что получилось.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\

Дидактическое упражнение «Плавают кораблики».

Предложите ребенку посмотреть, что есть в бассейне, потрогать руками воду, обратите внимание ребенка, что его руки стали мокрыми. Затем опустите игрушки в воду, наблюдают, как они плавают, подуйте на них, заставляя двигаться: «Плыви, кораблик!»

Средняя группа

«Делаем взрыв»

  1. Возьмите пустую коробку из-под сока с соломинкой.
  2. Подуйте через соломинку, коробочка начинает надуваться.
  3. Когда коробочка заполнится воздухом – она взорвется.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0010 - копия.jpg

«Волшебный шарик»

1. Надуйте два шарика, один из шаров потрите кусочком шерстяной ткани.

2. Если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?

3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?

«Научи яйцо плавать»

  1. Положите сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

  2. Достаньте яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

  3. Опустите яйцо в стакан с солёной водой.

  4. Яйцо останется плавать на поверхности воды.

фокусы фокусы фокусы фокусы

1 2 3 4

«Имеет ли воздух вес? »

1. Сделайте самодельные весы.

2. Взвесьте два не надутых шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвесьте. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.

6. Проткните надутый шар. Что произошло?

«Сломанный карандаш»

  1. Налейте полстакана воды.

  2. Опустите в стакан карандаш.

  3. Со стороны карандаш кажется сломанным.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\

«Волшебный цветок»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Разбегающиеся зубочистки»

  1. Расположите зубочистки лучами в миске с водой.
  2. В центр миски аккуратно опустите кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
  3. Уберите сахар чайной ложкой и капните пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

фокусыфокусыфокусы

1 2 3

Игра «Надувание мыльных пузырей»

Ход игры:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:

- Ребята, к нам кто-то пришел. Кто же это?

Открывает дверь, заходит Пятачок (мягкая игрушка).

- Здравствуй, Пятачок, ты к нам в гости пришел? Почему же ты грустный?

Пятачок:

- Здравствуйте, ребята, я шел к вам и нес много, много пузырей, но они все улетели и лопнули. У меня ничего не осталось.

Воспитатель:

- Не расстраивайся, Пятачок, наши ребята умеют делать пузыри. Ребята, поможем Пятачку? (Да).

Дети подходят к столу, на котором расставлены емкости с водой, губки, резиновые надувные игрушки.

Проводится игра «Бульбочки»: дети топят в воду разные предметы, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Воспитатель:

- Откуда появились пузырьки и куда исчезли?

После ответов детей делает обобщение: это выходит воздух: он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь воздух выйдет, пузырьки тоже перестанут подниматься.

Пятачок:

- Нет, у меня пузырьки были другие, разноцветные.

Воспитатель:

- Да, у нас в тазиках вода прозрачная, поэтому и пузырьки были бесцветные. Ребята, а как можно сделать воду разноцветной? (Добавить в нее краску).

Дети подходят к столу, на котором расставлены стаканы с прозрачной водой, емкости с краской, трубочки.

«Утопи и съешь»

  1. Хорошенько вымойте два апельсина.

  2. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

  3. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Он утонет.

Это происходит потому, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха и они выталкивают неочищенный апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

«Почему гаснет свечка?»

Накройте низкую горящую свечку перевернутым прозрачным стаканом. Сначала свеча будет гореть, но потом, несколько раз вспыхнув, погаснет.

Это происходит потому, что под стаканом не осталось больше кислорода. Он весь израсходовался на ее горение. А оставшийся в стакане газ называется углекислым.

Старшая группа

«Форма воды»

  1. Возьмите три или больше разных по форме стеклянных емкости.

  2. Налейте в них воду.

  3. Вода принимает форму сосуда.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Дружба красок»

1. Возьмите три банки гуаши (красный, желтый, синий)

2. Возьмите три стакана с водой.

3. В первом стакане смешайте красный и желтый цвета – получился оранжевый.

4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.

5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Рекордный вес»

  1. Поставьте две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
  2. Положите сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
  3. Поставьте на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
  4. Теперь сложите лист бумаги гармошкой.
  5. Положите эту "гармошку" на две жестяные банки и поставьте на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

фокусыфокусыфокусыфокусыфокусы

1 2 3 4 5

«Стакан-непроливайка»

  1. Налейте в стакан воду. Накройте его листком бумаги.
  2. Положите ладонь сверху и, плотно прижимая листок к стакану, переверните его вверх дном.
  3. Уберите ладонь... листок не падает!

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\

«Лимон надувает воздушный шар»

  1. Налейте воду в бутылку и растворите в ней чайную ложку пищевой соды.
  2. В отдельной посуде смешайте сок лимона и три столовые ложки уксуса (ВНИМАНИЕ: опасное для детей вещество!!!)
  3. Быстро наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем ее изолентой.
  4. Пищевая сода и сок лимона укусом вступают в химическую реакцию, выделяю углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

«Где вареное яйцо?»

  1. Возьмите два яйца: сырое и вареное вкрутую.

Как узнать, где вареное вкрутую, а где сырое?

  1. Нужно раскрутить яйца по очереди. Вареное яйцо раскручивается и вращается несколько секунд. Сырое яйцо болтается из стороны в сторону и быстро останавливается.

Разгадка: сырое яйцо содержит внутри жидкие желток и белок, которые болтаются и не дают яйцу раскрутиться, а вареное яйцо твердое внутри и легко вращается.

D:\мое\экспериментирование все\СХЕМЫ ЭКСПЕР\

«Как уберечь яблоко?»

  1. Возьмите яблоко, нож, кусочек лимона.
  2. Выдавите сок лимона на два кусочка.
  3. Посмотрите на яблоко через 4-5 часов.
  4. Кусочки, не обработанные соком, станут коричневыми. Два обработанных лимоном кусочка останутся такими же свежими.
  5. Под воздействием воздуха поврежденные клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

D:\мое\экспериментирование все\СХЕМЫ ЭКСПЕР\D:\мое\экспериментирование все\СХЕМЫ ЭКСПЕР\

Подготовительная группа

«Наживка для льда»

  1. Опустите лёд в воду. Нитку положите на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
  2. Насыпьте немного соли на лёд и подождите 5-10 минут.
  3. Возьмите за свободный конец нитки и вытащите кубик льда из стакана.

фокусы фокусы фокусы

1 2 3

«Может ли "кипеть" холодная вода?»

  1. Намочите и выжмите носовой платок.
  2. Налейте полный стакан холодной воды.
  3. Накройте стакан платком и закрепите его на стакане аптечной резинкой.
  4. Продавите пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
  5. Переверните стакан над раковиной вверх дном.
  6. Одной рукой держите стакан, другой слегка ударьте по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").

фокусы фокусы фокусыфокусы фокусы

1 2 3 4

«Зрачки»

  1. Рассматрите зрачки друг друга в группе без освещения (они широкие).
  2. Возьмите фанарик, включите и направьте на лицо – зрачки начинают сужаться.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0005 - копия.jpgC:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\IMG_0005 - копия.jpg

«Угасающая свечка»

  1. Зажигите свечу.
  2. Накройте свечу банкой или стаканом.
  3. Свеча начинает угасать.

C:\Users\111\Downloads\2010_03_20\2010_03_20\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...