Сценарий открытого занятия "Исследование молока в лаборатории"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Конспект занятия для детей старшей группы по исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_m_oloko.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

«Исследование молока в лаборатории»

Конспект образовательной ситуации в старшей «А» группе

Подготовила воспитатель Валитова Г.Н.

 

Надым, 2023г.


Тема: «Исследование молока»

Возрастная группа: старшая группа

Направление развития: познавательное

Образовательная область: познавательное развитие, исследовательское развитие

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: формирование навыков экспериментирования и фиксации наблюдений, развитие умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений

Задачи:

Образовательные: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающие: обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Воспитательные: воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу

Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, шапочки для детей, молоко в разных упаковках, посуда для исследований (тарелки, стаканы, ложки, пипетки); крахмал, йод, кока-кола, утюг

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

мотивировать детей на включение в познавательную деятельность; познакомить детей с организацией, занимающейся исследованиями;

способствовать обогащению словарного запаса детей

 Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Ребята, чем обычно кормят маленьких детей в садике?

-молочной кашей

 - Правильно, кашей. Какие продукты необходимы для приготовления молочной каши?

-молоко и крупа

- Правильно. И обязательно качественное молоко

- Ребята, где узнают качество молока?

- В лабораториях

- Правильно, в исследовательских лабораториях. (уточнить кто работает и чем занимаются)

- Повара нашего садика попросили помочь узнать – качественное ли молоко им привезли поставщики?

- Хотите помочь поварам?

- Вы сможете это сделать?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.

  - Что вы знаете о пользе молока?

 Ответы детей…

- Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем много витаминов и других полезных для здоровья и роста детей веществ. Кто пьёт молоко – у того растут крепкие кости, белые зубки,  хорошее настроение. В молочных продуктах, особенно в твороге, сыре и молоке содержится не только витамин D, но и много кальция (Ca), который необходим особенно детскому организму, для укрепления костей и зубов

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания

Я внимательно слушаю ответы

- Ребята, вот перед вами молоко в разных упаковках. Можете сказать, какое из них полезное и качественное   – 1 или 3,2; 2,5 % жирности? Смогли вы правильно выбрать? (да)

- А оно точно полезное, докажите?

-не знаем, не можем доказать

- Почему не смогли? (Потому что не знаем качество молока)

 - Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать качественное молоко или нет)

- где можно узнать?

- в исследовательской лаборатории

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

 сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений; развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания; формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления.

-Как это можно узнать? (можно догадаться, потом проверить, спросить у взрослых)  

- Приглашаю вас в исследовательскую лабораторию.  Но сначала, что нужно для того чтоб отправиться в лабораторию?

Дети: Одеть фартуки, нарукавники, шапочки.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории?

Дети: Не шуметь, слушать внимательно инструкции, не брать со стола без разрешения материалы для опытов

Дети садятся за столы.

Опыт № 1 Какой цвет?

Воспитатель: Скажите, дети, когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем?

-молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану)

-молоко жидкое (подтверждается переливанием из одного стакана в другой)

-молоко принимает форму сосуда, в котором находиться (форму стакана, форму кувшина)

-молоко не прозрачное (определяется с помощью ложки опущенной в стакан)

ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?

- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.

- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)

- Мы их смешиваем

- Что получилось у нас?

ВЫВОДМолоко потемнело, стало коричневым. Началась реакция, молоко свернулось, появился осадок в виде хлопьев. Кока-кола вступила в окислительную реакцию с молоком. Можно с уверенностью сказать, что кока-кола вредный продукт.

ОПЫТ 3. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «молоко убежало». У молока есть ноги(Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком(Оно пенится, кипит)

ВЫВОД:  в молоке происходит реакция, оно пенится, выделяет пузырьки, кипит.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

упражнять в умении детей строить разные типы высказываний   (контаминированный текст - повествование и описание), соблюдая их структуру;

         

       

-Ребята, какую помощь попросили повара?

-узнать в какой бутылке качественное молоко  

- Давайте проверим и найдем

ОПЫТ 4. ОПЫТ С ЙОДОМ.

В некоторых молочных фабриках молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. Крахмал в тарелочках перед вами. Можете потрогать, посмотреть на что похоже.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал(ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

Добавляю в две бутылки йод. В одной молоко посинело.

ВЫВОД: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета. Раз у нас в одной бутылке молоко не стало синим, значит в нем нет крахмала. И это молоко качественное!

(полезное молоко отправляем на кухню)

 - Подводя итог наших исследований, мы можем сказать, что молоко не только полезный, но и волшебный продукт. Наш повар отправил письмо вам ребята. Давайте откроем и прочитаем.

Опыт «Тайное послание, написанное молоком».

(Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет, она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны.)

- Ребята, можете прочитать?

- Нет. Письмо пустое

- И что же это за невидимые чернила? Кто что может предположить? (слушаю ответы). А сейчас пришло время открыть секрет, что же написано в письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом письмо.

(Воспитатель проглаживает лист, на нем появляется слово «Спасибо»)

- Повар благодарит вас, ребята, за проделанную работу.

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

 Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? 

Кому помогали?

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? 

Что показалось вам самым интересным? 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Праздник молока"

Развлечение для детей средней группы направленное на закрепление заний детей о пользе молока, необходимости его потребления....

Эколого-экспериментальная деятельность : Сценарий «Чудеса на молоке»

Интересное опытно-эксперементальное занятие, рисование пищевыми красками на молоке....

Сценарий открытого занятия в старшей группе "Волшебное молоко"

Сценарий открытого занятия предназначен для использования в ДОУ...

Открытое занятие "Путешествие в лабораторию"

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в  лабораторию» - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не ...

Сценарий открытого досуга «Научная лаборатория. Волшебница вода»

Сценарий открытого досуга«Научная лаборатория. Волшебница вода»...

Сценарий спектакля «Цветное молоко» по стихотворению В. Орлова

Сценарий спектакля предназначен для педагогов и музыкальных руководителей детского сада. Сказка для детей дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия "Путешествие в лабораторию фиксиков"

Данный материал поможет воспитателям в занятиях эксперементальной деятельности...