Конспект занятия по экологическому воспитанию в рамках ДОП "Природная лаборатория" для детей старшего дошкольного возраста "Мир под микроскопом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зотева Надежда Леонидовна

Цель занятия: Формировать представления о микроорганизмах; дать понять, что микроорганизмы - это все организмы микроскопических размеров; показать, что микроорганизмы бывают полезными и болезнетворными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_pod_mikroskopom.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Мир под микроскопом»

Программное содержание: формировать представления о микроорганизмах; дать понять, что микроорганизмы - это все организмы микроскопических размеров; показать, что микроорганизмы бывают полезными и болезнетворными.

Оборудование: наглядный материал:  Микроб Микробыч, микробы, лупа, микроскоп, , пластилин, грязная вода, пипетки.

Ход:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами снова в нашей Лаборатории. Познакомьтесь -  это Микроб Микробыч. Хотите, я расскажу вам  про него историю?

В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Микроб Микробыч. У него были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А еще у Микроб Микробыча были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тети, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры…Целая куча родственников. И все тоже микробы. Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона.

- Ребята, а кто такие микробы? (ответы)

- Микробы – это общее название всех маленьких организмов, которых мы не видим невооруженным глазом. Они микроскопических размеров, т. е. маленьких, поэтому их называют микроорганизмы или просто микробы. А что вы знаете о микробах? (ответы)

- Оказывается не все микробы вредные, есть и полезные. Например, микробы, которые делают кефир и йогурт, или те, которые разлагают опавшие осенью листья. А как можно увидеть микробов? (ответы)

- Давайте попробуем рассмотреть микробов на руках с помощью лупы. Расскажите, как пользоваться лупой? (держать за ручку, не трогать увеличительное стекло)

Смотрят через лупу «микробов» на руках: не видят.

- Что же делать? Как их рассмотреть? Оказывается для того, чтобы увидеть организмы очень маленьких размеров, давным-давно один ученый (его звали Антони Ван Левенгук) изобрел микроскоп. И у нас сегодня он стоит на столе. Давайте его изучим (подходят к столу, на котором стоит микроскоп).

Рассказ педагога об устройстве микроскопа:

- Микроскоп состоит из трех основных частей: оптической, осветительной и механической. Оптическая часть – это окуляры и объективы, осветительная – источники освещения. К механической части принято относить все остальные элементы: штатив, револьверное устройство, предметный столик, систему фокусировки и многое другое. Все вместе и позволяет проводить исследования микромира.

- Ребята, а вы хотите увидеть друзей Микроба Микробыча? Тогда давайте заглянем в каплю грязной воды.

Рассматривают каплю воды в микроскоп: капают из пипетки каплю воды на предметное стекло и рассматривают ее под микроскопом.

- Как вы думаете, микробы живые? У них есть голова, руки, ноги, нос? (ответы). Да, они живые, потому что дышат, растут, двигаются, питаются. У них есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета и микроб движется. Но у большинства жгутиков нет. В жидкости они слегка подпрыгивают- как мячики. Там, где сухо, их переносит воздух.

- А откуда берутся микробы? Как они появляются?

Их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке, а человек не помыл его, взял сразу в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице - микробы прилипли к пальцам. Потом ребенок пошел домой и стал этими руками есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок.

- Они размножаются. Как это происходит? Что это такое?

Эксперимент «Размножение микробов»

- Возьмите  пластилин, отщипните от него кусочек, от этого кусочка отщипните еще небольшой и т.д. Был один кусок – «микроб», а стало много «микробов». Вот так и в природе размножаются микробы: микробов очень много. Хорошо это или плохо? (ответы). Если речь идет о полезных микробах – хорошо, а если о вредных, болезнетворных – плохо.

- У Микроба Микробыча есть подруга -  Ангинка, она  живет в мороженом. Это болезнетворный микроб. Из-за него люди болеют.

А как избавиться от «плохих» микробов? Может их просто раздавить? (ответы).

Физминутка: 

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять не чихать

Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком (Растираем лоб движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело
(Растирают точки перед ушами и за ушами)

Затем, дети пускают мыльные пузыри, таким образом «убивая» вредных микробов мылом.

-Чтобы не заболеть нужно соблюдать чистоту!

Запомните ребята всех важнее - чистота

И от хвори, от болезней защищает нас она. И не даром говорят в народе… Чистота залог здоровья!

Просмотр мультфильма «Микробы» (до 3.15)

Игра «Это правда или нет?»

Чтоб с микробами не знаться,

Надо дети закалятся? (Правда)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить (Правда)

И от гриппа и ангины вас спасают витамины (Правда)

Будешь кушать лук, чеснок- тебя простуда на найдет (Правда)

Ешь побольше витаминов будешь сильным и красивым (Правда)

- Ребята, а давайте сейчас раскрасим микробы. Чтобы они существовали только на рисунках, а не на наших руках. (Дети раскрашивают микробов)

- О чем мы сегодня говорили?

- Все ли микробы вредные?

- Как избавится от вредных микробов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

         В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...

Родительское собрание по экологическому воспитанию и опытно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

      Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.Задачи:1....

Родительское собрание по экологическому воспитанию и опытно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.Задачи:1.                об...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Вода- это жизнь" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.

   Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие в лес" для детей старшей группы

Занятие пригодится для воспитателей в дальнейшей работе с детьми старшего возраста...

Дидактическая игра "Сортировка мусора" по экологическому воспитанию на интерактивной доске для детей старшего дошкольного возраста

В связи с большим объёмом презентации предлагаю скачать файл вворд, в котором будет размещена ссылка на яндекс.диск....