Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе компенсирующей направленности «Обитатели морских глубин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Цель: дать первоначальное представление об обитателях подводного мира.

Задачи

Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (осьминог, медуза, щупальца, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов.

Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_obiteteli_morskih_glubin.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Северная сказка»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе компенсирующей направленности

«Обитатели морских глубин»

                                                                             Выполнила: воспитатель высшей кв. категории Пронина А.И.

                                                                           

г. Новый Уренгой. 2024 год

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Лексическая тема: «Морской мир»

Вид занятия: ознакомление с окружающим миром.

Формы образовательной деятельности: фронтальная

Цель: дать первоначальное представление об обитателях подводного мира.

Задачи

Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (осьминог, медуза, щупальца, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов.

Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Словарь: подводный мир, медуза, осьминог, скат, рыба – пила, рыба – молот, рыба – еж, морской еж, морской конёк, вода солёная и пресная, хищник.

Подготовительная работа: просмотр мультфильма «Русалочка», д/и «Назови рыбку», чтения сказки «Золотая рыбка».

Оборудование: глобус, письмо, презентация «Морские обитатели моря», пазлы «Морские жители», раскраски морских обитателей.

  1. Организационный момент.

 - Доброе утро!                                                                                                            Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, как называется наша планета?

Дети: Наша планета называется Земля.

В: А вот маленькая копия нашей Земли – глобус. Какая она разноцветная и красивая. Что обозначено на нем зеленым цветом?

Дети: Зеленым цветом обозначены леса.

В: Коричневым?

Дети: Коричневым цветом обозначены горы.

В: А голубым цветом?

Дети: Голубым цветом обозначены моря и океаны.

В: Посмотрите, сколько много голубого цвета! А вы знаете какую пользу приносит нам море?

Дети: Морская вода — это очень полезный раствор, который содержит йод, магний, кальций и многое другое.

В: Что нужно делать, чтобы не навредить морю?

Дети: Нельзя: бросать мусор на пляже, волны смывают его в море. Особенно вредны пакеты, банки и бутылки, которые ранят морских обитателей. Вредны отходы, которые люди сбрасывают в море, такие как нефть, она покрывает поверхность воды, не даёт кислороду попасть в воду и морские жители погибают. Чтобы они не погибали нужно беречь окружающую среду.

II.        Основная часть.

В: Я вам загадаю загадку, а вы скажете о ком она:

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы).

Дети: Рыбы – это существа, которые живут в воде. Тело покрыто чешуёй, дышать под водой ей помогают жабры. Передвигаются с помощью плавников и хвоста, появляются на свет из икринок. Питаются водорослями, мелкими рыбёшками, маленькими рачками.

Вот мы сегодня с вами и поговорим об обитателях морей и океанов.

Ребята, я получила письмо. Оно из морских глубин от Русалочки. Давайте его откроем и прочтем. «Дорогие, ребята! На море случился большой шторм и все морские жители разбежались и потерялись в море. Помогите найти их, пожалуйста!»

Поможем? (Да).

Как же мы попадем в море? В письме написаны волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать эти слова нужно громко и дружно. Закройте все глазки и повторяйте за мной:

Детский сад наш изменился

В море вдруг он превратился

Мы отправимся гулять

Дно морское изучать!

(Звучит фонограмма шума моря. Пока у детей закрыты глаза, слайд с изображением дна с водорослями)

В: Как здесь красиво! А что это за деревья такие огромные на дне морском?

Дети: Это водоросли.

В: А вы знаете, ребята, что водоросли очень полезны?

Дети: Водоросли перерабатывают и делают из них лекарство - йод.

В: Какие вы молодцы. Вы помните, что с морскими жителями случилась беда и мы должны обязательно помочь найти этих обитателей.

А чтобы найти их, нам нужно отгадать загадки.

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав зевнула

И ушла на дно…. (Акула)

В: Дети, расскажите, что вы знаете об акуле. (Акула - хищная рабы, у нее очень много острых зубов, у акул нет чешуи, а кожа у них жесткая, как наждачная бумага питается рыбой и даже нападает на человека)

Прозрачная, тихонечко плывет,

А прикоснешься - как током обожжет! (Медуза)

Дети: Медузы бывают разными: маленькими и большими. У больших медуз ядовитые щупальца, которыми захватывают добычу, прикосновение к ним могут вызвать у человека ожоги. Питаются мелкими рачками и рыбешками. Некоторые медузы способны светиться в темноте на свет плывут рачки, которые медуза поедает.

Прямо с неба упала

В океан она попала

И теперь там круглый год

Не спеша по дну ползет. (Морская звезда)

Дети: Морская звезда – хищник, который ползает по дну моря или океана. Питаются моллюсками и морскими ежами. Рот расположен внизу, поэтому, чтобы съесть добычу морская звезда наползает на нее сверху. В случае опасности морские звезды отбрасывают часть своего тела, из которых потом вырастают новые морские звезды).

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это… (краб)

Дети: У краба есть панцирь, который защищает его от врагов. У него десять ножек, а передние ножки – это клешни. С их помощью краб разрезает себе пищу и отправляет в рот).

И на суше и в воде –

Носит дом собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме -…. (Черепаха)

Дети: Черепаха питается морскими водорослями, т. е морскую капусту. Размножаются черепахи на суше: роют большую яму, куда откладывают яйца. Из яиц появляются маленькие черепашки)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он. (скат)

Дети: Скат похож на большую бабочку. На конце хвоста есть шип, он ядовитый, так скат обороняется от врагов.

Молодцы, ребята много знаете о морских животных.

Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

В: Но здесь собрались не все морские жители, некоторые зарылись глубоко в морской песок. Помогите их отыскать, пожалуйста.

(Дети находят: еж, конь, молот, меч, пила, ракушка)

В: Кажется, морские обитатели решили с нами немного поиграть и нас хотели запутать, давайте подумаем, как эти предметы связаны с морскими животными?

Дети: Еж - рыба еж.

В: Оказывается, ежи живут не только на суше, но и в воде. Чем интересны морские ежи?

Дети: Его туловище покрывает множество иголочек, которые очень ядовиты. Если такая игла воткнется в человека, то ее сложно вытащить.

В: А вот конь. Кого он вам напоминает?

Дети: Конь – морской конек.

В: Что вы можете рассказать о морском коньке?

Дети: Он способен менять свою окраску под цвет окружающей растительности. Он цепляется своим хвостиком за водоросли и висит, похож на елочную игрушку.

В: А молоток похож на…

Дети: Молоток – акула-молот, она похожа на молоток. Это самая крупная в мире акула. Она хищница, питается рыбой.

В: А вот меч, нам он напоминает….

Дети: Меч - рыба-меч.

В: Чем же привлекает внимание рыба – меч?

Дети: Крупный морской хищник. У нее есть крупный нарост на голове, похожий на меч, поэтому её так назвали. С помощью этого меча рыба-меч оглушает других рыб, сама при этом не страдает.

В: А вот пила, на что она похожа?

Дети: Пила - рыба-пила.

В: Кто нам расскажет о рыбе – пиле?

Дети: На голове есть нарост с зазубринами, похожий на пилу. Рыба-пила живет на самом дне моря в иле, там она и находит пищу. Именно для этого она использует свою пилу.

В: Ребята, а каких морских животных вы еще знаете? (дельфин, кит, осьминог)

Слушайте внимательно:

1. Настоящий он циркач

— Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть… (дельфин)

2. Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается — поверь!

Только мелочью — планктоном.

 Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

3. Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог) 

В: Какие вы молодцы, угадали всех животных. Но нужно собрать их всех в картинках!

(Дети собирают пазлы о морских жителях).

III.        Итог занятия.

В: Ой, какие молодцы, наши ребята! Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы, помогли морским обитателям вернуться домой. Но вам пора возвращаться в детский сад.

В: Надо закрыть глаза и произнести волшебные слова

Хватит по морю гулять,

Отправляемся назад

Море изменяется

В нашу группу превращается.

В: Где мы с вами побывали? Расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит?

Вы большие молодцы, помогли Русалочке отыскать всех обитателей морских глубин. Она вам приготовила в подарок раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я на представлении".

Предлагаемый план-конспект способствует расширению представлений детей о творческих профессиях, обогащению словаря по данной теме, воспитанию навыков правильного поведения в местах проведения культурн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.  Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с видами зимующих птиц, закрепить понятие «зимующие птицы».Задачи: 1. Расширять представления детей о жизни зимующих птиц, познакомить с новым представителем птиц в зимнее врем...