проект "Моя профессия цветовод"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анна Витальевна Устюжанина

материал и фотоотчет по профессии цветовод

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»

ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

456022,Челябинская обл., Ашинский район,
г.Сим, ул. Кирова, д.16а                                                                                           тел.
 8(35159) 2-30-44

                                                                                                                     

Педагогический проект

«Моя профессия цветовод»

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Устюжанина А.В.

I квалификационная категория

2020г

Профессия, несущая в мир красоту

 

Введение.

Вряд ли возможно вообразить нашу жизнь без окружающих нас цветов, которые олицетворяют собой непревзойденную красоту живой природы — они во все времена существования человечества были, и будут являться неотъемлемым атрибутом человеческой жизни. Известно, что в индустрии выращивания цветов задействовано огромное количество разнообразнейших профессий, однако, должно быть, цветовод – это именно та профессия, с которой все и начиналось.

Волшебная профессия - цветовод. Сами цветоводы говорят о себе, что они – эксперты по живой природной красоте. Официальным же определением профессии «цветовод» является следующее: цветовод – это человек, который работает в отрасли растениеводства, и поэтому основными его функциями являются выращивание цветов на открытом пространстве, в грунте и в теплицах, срезание цветов, оформление букетов (в том числе и на торжества), а также оформление оранжерей либо клумб.

В разные времена года и даже месяцы цветоводы занимаются различными видами работы. С начала года стартует посадка цветов (их обычно к этому времени много), а далее растения черенкуют. Когда процесс посадки завершен, цветоводу остается только тщательно и крайне внимательно наблюдать и ухаживать за растениями. По сравнению с прошедшими временами профессия цветовода сильно изменилась – благодаря стремительному развитию технологий и уменьшения объемов ручного труда индустрия уже ставит перед специалистами совершенно новые профессиональные задания.

Бытует мнение, что все, что связано с выращиванием растений – это не престижно, грязно и крайне однообразно. Однако на сегодняшнем этапе развития дела обстоят совершенно иначе – профессия цветовода считается престижной и эстетически привлекательной, все больше молодежи задействуют свою работоспособность именно как цветоводы и растениеводы в целом. 

Естественно, у работников данной сферы должна быть соответствующая квалификация: основы агротехники, знания правил обработки грунта и способов профилактики заболеваний растений – это те основы, которые начинающий цветовод обязан знать и уметь применять на практике.

Во все времена человеку нравилось оформлять свои дома, свои праздники живыми цветами, а поэтому профессия цветовода была, есть и будет нужной и востребованной всегда.

Цель: Формирование навыков экологической культуры у детей в процессе наблюдения за ростом и развитием растений в совместной деятельности педагога с детьми, через знакомство с профессией цветовода.

Задачи:

  1. Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и развития и влиянием на эмоциональное состояние человека.  
  2. Знакомство с профессией цветовода. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
  3. Создание условий для общения детей с природой, формирования представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
  4. Способствовать самовыражению, саморазвитию детей; развитию интереса к растительному миру, труду взрослых.
  5. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; желание помогать взрослым.
  6. Формировать умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им.

Актуальность: низкий познавательный интерес, уровень знаний о растительном мире, о профессии цветовода.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский, длительный, групповой.

Срок: 2020 – 2021 учебный год

Возраст: старшие дети.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Предполагаемый результат: 

  • сформировать элементарные навыки экологической культуры у детей: узнавать и называть комнатные и садовые цветы, бережно относиться к растениям (рыхлить, опрыскивать, поливать, протирать листья), уметь наблюдать и ухаживать за растениями в группе и на участке;
  • активное участие родителей по преобразованию эколого-образовательного пространства группы и участка.

Этапы проекта:

  • 1 этап: Подготовительный
  • разработка проекта «Юные цветоводы»
  • подбор литературы о цветах и профессии цветовода
  • подбор растений, рассады, почвы, цветочных горшков
  • организация родителей на совместную деятельность

  • 2 этап: Основной
  • знакомство родителей с проектом;
  • опытно-экспериментальная деятельность с детьми;
  • НОД;
  • целевые прогулки и беседы с детьми;
  • дидактические и подвижные игры;
  • разучивание с детьми стихов о цветах;
  • рассматривание альбома, открыток с цветами и труда цветовода;
  •  фотографирование
  • 3 этап: Заключительный
  • защита проекта «Юные цветоводы» (презентация)
  • фотовыставка «Дети и цветы». 
  • оформление выставки рисунков «Моя клумба».

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Область

Содержание

 «Познавательное развитие»

* НОД «Уход за комнатными цветами», «Без растений на земле». «Комнатные и садовые растения», «Моя профессия цветовод»;
* Д/игры «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок», «Маленькие помощники», «Собери букет», с прищепками «Цветок», лото «Наши любимые растения», «Цветы полевые, садовые, комнатные»;
*Экспериментирование и опыты: «Размножение, рост, развитие растений», «Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений».
* Наблюдения за комнатными и садовыми цветами;
*Целевая прогулка по территории д/сада «Разные цветы».

«Речевое развитие»

*Подбор литературы о комнатных цветах;
*Разучивание с детьми стихов о цветах;
*Чтение сказки «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик»;
*Чтение сказок о  цветах;

*Пальчиковые игры «Цветок», «Поймай бабочку», «Дождик», «Распускаются цветы».

«Художественно-эстетическое развитие»

*Рисование «Мой любимый комнатный цветочек», «Цветочек в подарок»;
*Аппликация «Цветок для мамы», «Цветочная поляна» (коллективная работа»;
*Лепка «Барельеф «Мои цветы».

«Социально-коммуникативное развитие»

«Беседы»

«Уход за цветами», «Без растений на земле…», «Я цветовод».

*Рассматривание альбома, открыток с цветами и труда цветовода;

*Показ презентации  о профессии цветовода.

«Труд»
* Коллективная посадка, декор участка. Уход за цветами (поливка, рыхление, подкормка);
* Пересадка комнатных цветов в грунт;
* Изготовление табличек с названием комнатных цветов;
* Оформление паспорта комнатных растений;

«Игры»

*С/рол. игры: «Магазин семян», «Цветочный магазин»

*Коммуникативные игры; с мячом «Назови цветок», «Что нужно растению»

«Физическое развитие»

*Подвижная игра «Я садовником родился»

*Дых/гимн. «Цветы»

 

        Организационные формы работы над проектом:

 

Занятия, экскурсии, целевые прогулки

Игры

Трудовая деятельность

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

*Целевая прогулка к цветнику для наблюдения за осенними цветами.

*Рассматривание осенних цветов.

*Картина И.Хруцкий «Цветы и плоды»

*Беседа с детьми: как мы создаем красоту на своем участке.

* Занятие «Мы – цветоводы»

Рисование «Букет осенних цветов»

*Словесно-ролевая игра «Магазин цветов»,

Д/игры «Найди, что назову», «Покажи, что назову»

Н/ игра «Собери букет»

*Сбор семян.

*Труд в цветнике (Заготовка земли для рассады и комнатных цветов. Очищение газонов от мусора, опавших листьев, сорняков).

*Сбор цветов для гербария

*Пересадка цветущих растений из грунта в горшки «Продлим жизнь цветам»        

*Родительский уголок «Участвуем в проекте «Юные цветоводы»

ОКТЯБРЬ

*Чтение худ.литературы, рассматривание иллюстраций.

*Участие детей в конкурсе «Лучший осенний букет» (расширять знания детей об осенних цветах. Закреплять умения составлять цветочные композиции. Развивать эстетический вкус.)

*Экспериментирование «Может ли растения дышать?»

*Рисование «Сентябрины» (с натуры).

*Д/игры: «Угадай, что где растет?», «Найди и покажи такой же».

*Лото: «Семена», «Парочки»

*С/ролевые игры.

Магазины: «Семена», «Цветы».

*Развивающие игры: «Цветы садовые, полевые, лесные», «Узнай по описанию».

*Сбор цветов для гербария.

* Заготовка земли.

* Обрезка наземной части у многолетников.

* Труд в цветнике (Пропалываем и рыхлим почву, посыпаем органическими удобрениями. Подготовка участков для поземного посева однолетников и многолетников. *Укрытие листьями пионов.

Подбор информации на тему: «Как ухаживать за комнатными растениями»,

НОЯБРЬ

*Аппликация «Красивый цветок в подарок маме».

*Беседа «Мои любимые цветы».

*Конкурс рисунков «Цветы – мамам»

Экспериментир. «С водой и без воды»

*Словесная игра «Похож-непохож».

*П/игра «Угадай, где я вырос»

*Развивающая игра «Четвертый лишний», «Собери букет».

*Уход за комнатными цветами в группах.

*Посев под зиму многолетников.

*Очистка собранных семян. Просушивание семян, складывание их в мешочки с надписями.

ДЕКАБРЬ

*Беседа на тему: «Для чего выращивают цветы».

*Рассматривание иллюстраций, чтение худ.литературы».

*Театрализованное занятие «Путешествие в царство цветов»

*Беседа на тему: «Цветочный этикет».

*Составление букетов и цветочных композиций.

*Растения, занесенные в красную книгу Челябинской области (ландыши, примула, ветреница, колокольчик и др).

*Словесная игра: «Магазин цветов».

*Развивающие игры: «Какой красивый цветочек», «Узнай и расскажи», «Найди и покажи такой же».

 «Собери букет», «Цветы цветут», «Лото».

С/ролевые игры: Магазины «Семена» и «Цветы»

*Уход за цветами в группе.

*Выгонка тюльпанов и нарциссов (горшочки). Ухаживание и наблюдение за ростом и развитием тюльпанов (нарциссов).

* Посев семян горшечных культур: фуксии, клубневой бегонии.

ЯНВАРЬ

Моделирование  «Строение цветов»

*Загадки-описания.

*Развивающие игры: «Цветы цветут», «Четвертый лишний», «Собери букет»

*Творческое рассказывание о цветах.

*Проводим ревизию семян цветочных культур. Старые проверяем на всхожесть.

*Высевка семян петунии (ранней).

*Подготовка емкостей для рассады.

*Проверить, как укрыты снегом посадки многолетних цветов и луковичных.

Помогают ребёнку в выборе комнатного цветка, знакомят его с необходимой литературой, сочиняют сказки, стихи.

ФЕВРАЛЬ

«Размножение, рост, развитие растений»

*Развивающие игры: «Найди, о чем я расскажу», «Куда спряталась матрешка», «Найди и покажи» такой же»

*Посев семян клубневой бегонии.

МАРТ

*НОД: познавательное «Весна-весна» (состояние цветов, связь между живой и неживой природой и сезонными видами труда).

*Рассматривание репродукций картин: М.Сарьян «Цветы», И.Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы».

*Аппликация «Маме подарю цветок».

*Развивающие игры: «Отбери и назови», «Цветы, которые ты знаешь».

*Н/игра: «Собери цветок»

*П/игра «Цветы садовые».

*Посев семян настурции, ноготков в стаканчики на рассаду. Уход, наблюдение.

АПРЕЛЬ

* Познавательное в старшей группе, общеобразовательной направленности

«Весенние заботы цветоводов»

Формирование целостной культуры мира в старшей логопедической группе «Весенние заботы цветоводов»

Наблюдение за первоцветами: нарциссы, тюльпаны.. (учить называть  растения и различать их по цвету, высоте, форме цветка).

*Экскурсия к цветнику «Цветы весны - отрада ума» (целевая прогулка).

*Праздник «День земли»: «Украсили Землю цветами»

*Рисование «Красивый цветок»

 Двигательная игра: «Отгадай название цветка», «Назови цветы», «Сбереги меня». «Угадай, где я вырос».

Настольно-печатная игра «Прими мудрое решение».

«Экологическая цепочка», В.Самойлов «Рождение цветка».

*Подсыпка перегноя, земли к основаниям многолетников.

*Посев семян астры, календулы, бархоток, бегония клубневой (в ящики). Уход за рассадой цветов. Наблюдение и зарисовки в календаре – рост и развитее цветочной рассады.

*Срезание отмерших побегов у многолетников.

Акция «Удобрения для цветов». Приобретают необходимые удобрения и делают фотографии роста цветов.

МАЙ

* Экскурсии на соседние участки для наблюдений за весенними цветами: ландыши, ветреница, примула.

*Составление рассказов на тему: «Мой любимый цветок».

*Рассматривание иллюстраций «Весенние цветы» (сравнение на клумбах).

*Развивающие игры: «Найди, что назову!, «Найди цветок, какой покажу», «Какого цветка не стало»

*Игра – драматизация «Бабочки и цветы».

*Словесная игра: «Похож-непохож».

*Окапывание растений, их подкормка, перекопка земли, устройство клумб, рыхление, полив цветов.

*Удаление сорняков.

*Ведение дневника наблюдений за цветами

*Посев семян бархатцев, календулы, ирбиса, настурции, циннии, портулака, бальзамина, алиссума.

*Высадка рассады сальвии, агератум, петунии.

Оказывают помощь в посадке растений.

ИЮНЬ

*Занятие: «Цветы и бабочки»

*Прогулка на цветник (закрепить знания детей о строении растений, их названиях).

*Чтение стихов о цветах «Ромашка», «Колокольчики», «Маки» и др.

*Занятие: «Любить – это значит»

*Лепка: декоративные пластины «Цветы».

*Рисование:  «Маргаритки» (с натуры).

*Аппликация: «Цветущая клумба»

*Развивающие игры: «Цветочное лото», «Угадай растение по листочку и цветку».

*В.Самойлов «Веселая компания колокольчика», «Ромашки».

*Уход за цветами в цветнике: удаление сорняков, полив, рыхление.

*Подкорма пионов и других многолетников. Удаление засохших листьев и стеблей, боковых бутонов.

*Прореживание последних посевов летников. Пикировка и прореживание многолетников.

*Посев махровой календулы для позднего цветения.

*Высадка в грунт комнатных растений: колеус, сеткрезия, фуксия, пеларгония, бегония.

*Скашивание газонов.

*Деление и пересаживание примулы.

ИЮЛЬ

*Аппликация: «Узор из цветов», «Клумба с цветами».

*Рисование «Мой любимый цветок»

*Экскурсия в магазин «Цветы».

*Беседа «Как мы выращиваем цветы».

*Заучивание стих. Т.Себакина «Если я сорву цветок»

*Развлечение «Праздник цветов» (заучивание стихов, песен о цветах; игры, танцы)

*Пальчиковая гимнастика «Цветок»

*Инсценировка стихотворения «Цветок и пчела».

*В.Самойлов «Вальс садовых цветов».

*Музыкально-ритмические игры – превращения «Я – цветок».

*Труд в цветнике: поддерживать интерес к растениям, учить рассматривать их строение, ухаживать за ними, любоваться и наслаждаться их красотой.

*Сбор цветов для гербария.

*Подготовка атрибутики к празднику.

*Выкапывание луковичных: нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Их просушивание; убрать их в темное место.

*Черенкование колеуса, пеларгонии.

*Высев семян двулетников и многолетников для рассады для рассады цветника будущего года.

АВГУСТ

*Беседа «Как мы выращивали цветы».

*Развлечение «Бал цветов»

*Организация выставки «Красота растительного царства»

*Лекарственные цветы (целебные свойства)

*Д/игра «Угадай, где я вырос», «Отгадай по описанию»

*С/рол. игра «Магазин цветов»

Игра

*П.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

*Н/игры: «Что? Где растет?», «Собери букет»

*Подготовка атрибутики к развлечению.

*Ухаживание за цветами.

*Сбор семян цветов.

*Сбор цветов для гербария.

Труд в цветнике

*Пересадка многолетников, деление кустов, если это необходимо (ирис). Посадка новых многолетников.

*Обрезание у многолетников отцветших цветоносов и соцветий.

*Сбор сухоцветов для зимней флористики.

Участвуют в презентации.

Создание «Копилки семян»

   Результатом этого проекта стало следующее:

● Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

● Ценностно – ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

● Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей  и сотрудничать  с ними как с равноправными партнёрами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

НОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе, общеобразовательной направленности

«Весенние заботы цветоводов»

Цель: расширение представлений детей о профессии цветовода, о содержании и результатах труда.

Задачи:

  1. учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда;
  2. развивать, тренировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развивать связную речь;
  3. стимулировать интерес к учебно- игровой деятельности;
  4. воспитывать любовь к природе, желание трудиться.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, луковиц гладиолусов, клубней георгинов, семян, иллюстрации оформлений клумб, газонов.

Словарная работа: компонент, теплица, рассада, цветовод, удобрение.

Индивидуальная работа: привлекать к ответам малоактивных детей.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная.

Средства реализации: контейнера с землей, луковицы гладиолусов, вода, лейки.

Методы и приемы: словесные: беседа, художественное слово; практические: игра (показ образца действий), самостоятельная деятельность; наглядные: презентация, рассматривание карточек.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами, будем говорить об одной удивительной профессии. Я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь, о какой профессии идет речь:

 Кем я стану может быть,                               Описание: https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614574951_16-p-sad-na-belom-fone-28.png                                                                          

Буду я цветы растить,

 Посажу я сотни роз

 Нежных недотрог мимоз,

 Чтоб не только в магазине,

 Были лилии, люпины,

 Чтобы город был в цвету,

 Птицы пели по утру,

 Чтобы в скверах и садах,

 Аромат цветочный пах,

 От тюльпанов и нарциссов,

 Георгинов и ирисов,

 А в саду была теплица,

 Чтоб зимой могла трудиться,

 

Ну, ответьте, мне друзья,

 Догадались? Кто же я?

Дети: цветовод

Воспитатель: Правильно, сегодня на занятии, мы познакомимся с профессией цветовода. Кто такой цветовод? Чем занимается? Так ли важна эта профессия? Какие орудия труда ему необходимы? Ребята, послушайте меня, садитесь по удобнее, спинки прямые, ноги подружились.

 Цветовод-это человек, который выращивает декоративные растения для высадки в садах, скверах, парках. Выращивает цветы на рассаду, на срезку для букетов. Также выращивает растения в цветочных горшках для украшения помещений. Своей работой цветовод дарит людям хорошее настроение. Весной, а особенно летом, гуляя по улицам нашего города, вы наверное замечали красоту наших улиц и парков. Всю эту красоту создают и поддерживают цветоводы. Цветоводы обладают большими знаниями о цветах в области растениеводства. Они выполняют всю работу: подготавливают семена, рассаду, проводят посадку, прополку, рыхление, поливку, подкормку удобрениями, которые способствуют быстрому и крепкому росту цветов. Удобрение-это еда, как для нас с вами, но только для цветов. Как и в любой другой профессии у цветовода есть свои инструменты. Может быть вы мне подскажете?

Дети: лопаты, лейки, грабли.

Воспитатель: Правильно, это лопаты, лейки, грабли, ведра, садовые ножницы(показ)- все это инструменты, а по другому они называются инвентарь.

 Игровое упражнение «Один- много»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, вставайте. Я назову вам «один цветок, а вы много»

 Роза-роз

 Гвоздика-гвоздик

 Ромашка-ромашек

 Лилия- лилий

 Лейка- леек

 Лопата – лопат

 Ножницы – ножниц.

Воспитатель: Молодцы, а как вы думаете, чем цветовод занимается зимой?

Дети: готовят семена

Воспитатель: Зимой цветоводы работают в теплицах – это специальное место, где выращивают цветы, рассаду, подбирают узоры для клумб, выводят новые сорта цветов. Предлагаю вам вот такое игровое упражнение на внимание «Игра в слова» (услышав слова подходящее профессии цветовода хлопните в ладоши: цветы, цапля, цветения, цветник, циркуль, цветовод, царь.)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, вот прошла зима наступило какое время года?

Дети: весна

Воспитатель: Правильно, наступила весна у цветоводов «жаркая» пора. Давайте мы тоже будем с вами юными цветоводами. Посадим луковичное растение

гладиолусы. Это красивые цветы с мощным стеблем и крупными цветами. Дети, давайте подойдем к столам и посмотрим, что на них лежат? (воспитатель показывает предметы: контейнеры для посадки с землей, лейки, палочки для рыхления земли, луковицы гладиолуса)

 Прежде, чем мы будем сажать, я вам расскажу и покажу, как нужно это делать. В контейнере прорыхлим землю и польем из лейки, подождем пока вода впитается, теперь палочкой делаем лунку для посадки, вот так(показывает) затем сажаем луковицу в лунку и присыпаем землей, еще раз поливаем. Теперь можно приступить к работе. (дети сажают луковицы гладиолуса). Молодцы ребята, сегодня вы научились сажать луковичное растение, мы с вами будем ухаживать и в середине мая высадим их на нашем участке.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием как настоящие цветоводы, а теперь давайте вспомним о какой профессии мы говорили.

Дети: о профессии цветовода

Воспитатель: все хорошо потрудились, наше занятие подошло к концу, давайте приведем рабочее место в порядок. Вам понравилось занятие, а что тяжелее было на ваш взгляд? И в заключении я вам предлагаю поиграть в игру «Добрые слова», давайте встанем в круг, и вместе будем произносить слова

 В круг ребята, встали

 Цветок увидали

 Цветок надо передать

 Добрые слова сказать. (дети друг-другу говорят добрые, вежливые слова)

 Молодцы!

НОД по формированию целостной культуры мира в старшей логопед. группе,

«Весенние заботы цветоводов»

Цель: расширение представлений детей о профессии цветовода, о содержании и результатах труда.

Задачи:

  1. учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда;
  2. развивать, тренировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развивать связную речь;
  3. стимулировать интерес к учебно- игровой деятельности;
  4. воспитывать любовь к природе, желание трудиться.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, луковиц гладиолусов, клубней георгинов, семян, иллюстрации оформлений клумб, газонов.

Словарная работа: компонент, теплица, рассада, цветовод, удобрение.

Индивидуальная работа: привлекать к ответам малоактивных детей.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы: словесные: беседа, художественное слово; практические: игра (показ образца действий), самостоятельная деятельность; наглядные: презентация, рассматривание карточек.

Оборудование: цветок, по возможности настоящий, ватман с изображением улицы города (дома и место для «высадки  клумб»), вырезанные из бумаги цветы разной формы и цвета,  клей, кисточки, геометрические фигуры из картона разного цвета, фотографии с изображением теплицы и цветов, силуэты человечков с грустным и весёлым выражением, цветочные горшочки с почвой, семена цветов, лейка, эмблемы солнышка и тучки, искусственные цветы разного цвета.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами, будем говорить об одной удивительной профессии. Я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь, о какой профессии идет речь:

 Кем я стану может быть, буду я цветы растить,

 Посажу я сотни роз, нежных недотрог мимоз,

 Чтоб не только в магазине, были лилии, люпины,

 Чтобы город был в цвету,

 Птицы пели по утру,

 Чтобы в скверах и садах, 

 Аромат цветочный пах,                                 Описание: https://mykaleidoscope.ru/x/uploads/posts/2022-09/1663648984_30-mykaleidoscope-ru-p-bio-sad-vkontakte-31.jpg

 От тюльпанов и нарциссов,

 Георгинов и ирисов,                            

 А в саду была теплица,

 Чтоб зимой могла трудиться,

 Ну, ответьте, мне друзья,

 Догадались? Кто же я?

Дети: цветовод

Воспитатель: Правильно, сегодня на занятии, мы познакомимся с профессией цветовода. Кто такой цветовод? Чем занимается? Так ли важна эта профессия? Какие орудия труда ему необходимы? Ребята, послушайте меня, садитесь по удобнее, спинки прямые, ноги подружились.

Цветовод – это человек, который выращивает декоративные растения   для высадки в садах, скверах, парках. Выращивает цветы на рассаду, на срезку для букетов. Выращивает растения в цветочных горшках  для украшения  помещений. Своей работой  цветовод дарит людям хорошее настроение, красоту, праздник. Ведь ни одно событие не проходит без цветов.

Воспитатель:  В детский сад пришло  необычное письмо от жителей далёкого города. Они пишут: «В нашем городе  живут люди разных профессий: пекари, врачи, парикмахеры, сапожники, портные. Но в городе очень грустно  мрачно. У нас не растут цветы, потому что нет цветовода. Просим помочь украсить наш город цветами». Воспитатель обращает внимание на план «города»

Воспитатель: Во всех группах  детского сада объявлен конкурс на лучшего цветовода. Вы хотите принять участие в конкурсе?

Дети: Да, хотим.

Прежде чем приступить к работе, выполним пальчиковую гимнастику:

«Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,    -  поочерёдно загибают пальцы

Роза- РОЗЫ обожает, ИРИСЫ- Ирина.

По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,

Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК – Коленьке – разг. пальцев  

Настя любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Маша.

Стёпа - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.

Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики- трёхцветики...-поочерёдное соединение   подушечек пальцев

Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!- пальцы в замок, на последнюю фразу разъединяют пальцы и поднимая их к верху разводят, имитируя букет».

Воспитатель: А  теперь выберите себе «клумбу», займите своё рабочее место и   украсьте  её цветами так, как вы посчитаете нужным. По завершению работы мы  «высадим» ваши цветы на улицу города.

Дети приступают к выполнению работы. По завершению  «клумбы» вывешивают на стенд, «украшая сквер города». Воспитатель предлагает полюбоваться красивыми «клумбами».

Воспитатель: Ребята, я уверена в том, что именно вы победите в конкурсе и ваши «клумбы» украсят этот город.

Воспитатель: А какие вы знаете цветы?

Упражнение «Назови цветы» (фотографии разных цветов). (Ответы детей).

Воспитатель предлагает  подвижную игру «Соберём букет».

Воспитатель: Как вы думаете,  чем занимается цветовод зимой? (Ответы детей).

Воспитатель: Зимой цветоводы работают в теплицах - специальное место для  высаживания рассады разных цветов. Они готовят почву - рыхлят, удобряют, сеют семена для рассады, подбирают узоры для клумб.  

 - А какие предметы нужны для работы цветоводу? (лопата, грабли, семена, удобрения, вода, цветочные ящики). 

Игра: «Инструменты цветоводу». Воспитатель раздаёт картинки с изображением инструментов, необходимых цветоводу и несколько картинок с предметами,  которые относятся к другим профессиям. Дети рассматривают картинки. Воспитатель предлагает  справа стать детям, у которых  предметы, необходимые цветоводу, слева- с другими предметами.

Описание: C:\Users\ACER\Desktop\с рабочего стола\флешка\цветы\IMG_1164.JPG

Воспитатель: У нас в детском саду тоже есть клумбы, на которых мы высаживаем рассаду,   но  в начале надо посеять семена.  (предлагает детям   заранее подготовленные горшочки с почвой, семена цветов, воду).    

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием как настоящие цветоводы. А теперь вспомним, о какой профессии мы с вами говорили.

По алгоритму дети составляют предложения:

-Название профессии

-Необходимые для работы предметы

-Трудовые операции

-Результат труда    

В заключении воспитатель предлагает упражнение «Добрые слова». Дети встают в круг. Все произносят слова:

В круг ребята встали, цветок увидали.

Цветок надо передать, добрые слова сказать.

Педагог передает цветок одному из детей и говорит ему комплимент. Ребёнок, получивший цветок, благодарит и отдает цветок следующему участнику, произнося «добрые слова» в его адрес.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? А какое настроение у вас было? Я          предлагаю взять солнышки  тем, кому очень понравилось  быть цветоводами, а тучки - кому что-то не понравилось.

Дети выбирают эмблемы.

Занятие для детей старшей группы

«Мы – цветоводы»

Задачи:

1. Знакомство с профессиями ландшафтного дизайнера и цветовода. Закрепление знаний о садовых и луговых цветах, условиях необходимых для роста и развития растений.

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей при коллективном создании орнамента для клумбы цветов.

3. Воспитание стремления к самостоятельной деятельности при посадке садовых цветов и осуществлении ухода за растениями.

Оборудование:

Засохшее комнатное растение; Картинки - садовые и луговые цветы; ёмкости с почвой по количеству детей; семена настурции (календулы); лейки с водой; экран; проектор; фотографии цветочных клумб; схемы цветочных клумб в виде геометрических фигур; 2 мольберта; магниты; набор красных, синих, жёлтых цветов, вырезанных из картона.

Ход занятия:

Воспитатель  приносит в группу засохшее комнатное растение. Почему это растение погибло? Предполагаемые ответы детей: Не хватило света, воды, замёрзло, уничтожили вредители.

Вывод: Для хорошего роста любому растению необходимы: солнечный свет, тепло, вода. Богатая питательными веществами почва. Отсутствие вредителей.

Мы знаем, что цветы бывают садовые и полевые. Каким растениям для роста требуется уход  человека?  Ответ: Садовым.  Потому что за луговыми цветами не ухаживают, они растут самостоятельно.

Какие садовые цветы вы знаете?  Луговые? Демонстрация картинок.                                      Физминутка: Игра на внимание – Садовые и луговые цветы.          

Воспитатель называет садовые и луговые цветы в разброс. Дети, если услышали название садового цветка – встают и поднимают руки вверх, а если лугового – приседают. 

Итак, сейчас мы с вами превращаемся в цветоводов. Нам поступил заказ украсить территорию нашего детского сада нарядной клумбой цветов.            

С чего надо начинать?   Сначала надо посадить семена в землю.

Практическая деятельность: 

Дети самостоятельно опускают семена настурции в почву.                                         Что необходимо сделать ещё?      Ответ: Обязательно надо  полить, семена будут прорастать только во влажной почве.                                                       Дети поливают посаженные семена.

Итак: посадили семена в богатую удобренную почву, полили их водой.  Что дальше? Куда надо поставить ёмкости с посаженными семенами, на окно или в тёмное место?                            

Ответ:  Для хорошего роста цветам необходим солнечный свет, поэтому посадки надо поставить на окно и не забывать поливать, чтобы почва не пересыхала.                                                                      

Дети переносят посадки на окно.

Уважаемые цветоводы, мы получили заказ на   оформление цветочной клумбы. Пока наши семена не проросли, у нас есть время продумать, как можно украсить клумбу.

Дети рассматривают фотографии цветочных клумб и обсуждают их. А затем рассматривают элементарные схемы  размещения цветов на клумбе в виде различных геометрических фигур.

Ну, что же, ребята, вы познакомились с разными способами оформления клумб, а теперь давайте попробуем свои силы. Превратимся в ландшафтных дизайнеров и придумаем нарядную цветочную клумбу.

Продуктивная самостоятельная подгрупповая деятельность детей:                                    Дети делятся на две подгруппы. Каждая из подгрупп должна создать свою модель клумбы цветов, используя вырезанные из бумаги цветы красного, жёлтого и синего цвета.

По завершении работы проводится анализ, полученных орнаментов для оформления цветочных клумб.

Рефлексия по занятию: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Какие две профессии узнали? Что понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

1. Зарядка: «Мы – цветы»

Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

 2. Пальчиковая гимнастика: «Алые цветы»

Наши красные цветки

Открывают лепестки.        

Разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.        

Пошевелить пальчиками.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.        

Пальцы сжать в кулачок.

Головой качают,

Тихо засыпают.        

Покачивание кулачками.

 3. Физминутка: «Клумба»

Клумба посреди двора выросла вчера.        

Имитирует движения: копают землю.

Там сажает детвора цветики с утра.        

Сажают цветы.

И ромашки, и вьюнок        

Поливают.

Собирай в букет, дружок.        

Срывают, нюхают, дарят друг другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ  6

Загадки

Описание: Герань - Комнатные цветы, цветущие круглый год

Куст – оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

Он сборчатый и каемчатый

А цветы на окне – словно шапка в огне.

                                               ( Герань)

                                                             

На фото Каучуконосный, или робуста эластика (Ficus Elastica)

В кадке вырос куст –

И широк, и густ:

Лист как кожаный,

Плотно сложенный,

Ствол бузиновый,

Как резиновый.

                                                        (Фикус)

Своими узкими листами

Озеленю ваш дом,

И всех отдельными кустами

Я награжу потом. 

Своих детей очень люблю –

   Их при себе я сохраню.  

                                         (Хлорофитум)

Хоть мы ростом  низковаты,

Любят очень нас ребята.

Мы целый год почти цветем

И украшаем дом.

Всех оттенков наши глазки, 

Не жалеем для них краски.      

                                          (Фиалки)

Описание: Краткое описание выращивания

 Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Листья – незаметные,

А плоды – запретные.  

                                    (Аспарагус)

Описание: Традесканция - Комнатные цветы для детей

С цветочного горшка

Вниз свесила я косы.

Я не цвету пока

 На улице морозы.

 Но только снег растает-

 Я тут же расцветаю.    

                                  (Традесканция)

Описание: Бегония - Комнатные цветы, цветущие круглый год

Лист растет косой,

Не умыт росой;

У него на спине

Белые пестринки,

А цветы – горстями,

Красными кистями.  

                             (Бегония)

Описание: Сансевиерия - Комнатные цветы, устойчивые к засухе 

               

Щучий хвост

Пошел в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

                                  (Сансевьера)                    

Описание: Бальзамин - Самые неприхотливые комнатные цветы

Меня по кличке все зовут,

А имени не знают.

 Но будет сухо или дождь-

 Я тут же сообщаю.  

                                             (Бальзамин)

Описание: Фуксия - Самые неприхотливые комнатные цветы

Вышла балеринка,

Блузка- как рябинка.

Юбочка лиловая

Лента васильковая.

Ножки как точеные,

Туфли золоченые.

                                      (Фуксия)

ПРИЛОЖЕНИЕ  7

Что изменилось?

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Поиск похожего предмета.

  Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

  Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4)  расставлены на двух столах.

  Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.

Найди такой же.

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

  Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

  Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

  Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию

  Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.

  Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

  Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

  Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка?

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

  Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

  Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.

  Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

  Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Найди растение по названию.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти растение по слову – названию.

  Игровые действия. Поиски названного растения.

  Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

  Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

  Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Чего не стало?

  Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

  Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

  Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

  Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

  Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на  столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Опишите, я отгадаю.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

  Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.

  Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

  Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

   При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

Найди, о чем расскажу.

  Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

  Игровое действие. Составление загадки для взрослого.

  Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

  Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он должен потом узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, не гладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно – зеленые, блестящие?»  Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Загадай, мы отгадаем.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

  Оборудование. На стол ставят 3 – 4 растения.

  Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

  Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

  Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое–нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

Продайте то, что назову.

  Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

  Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.

  Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.

  Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

  Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.  

Игры для ознакомления детей с комнатными растениями

Проводя игры с комнатными растениями в старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель учит детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Детям предлагают дать довольно полное описание растений. Например, говоря о листьях, они должны отметить их форму, окраску верхней и нижней листовой пластины, поверхность. Основные задания в играх с этим материалом – описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений.

Найдите, что опишу.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

  Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

  Правило. Назвать растение можно только после его описания.

  Оборудование. 5 - 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

  Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его.

Отгадайте, что за растение.

  Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

  Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

  Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем, вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Где спрятано растение?

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

  Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

  Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

  Оборудование. Для первой игры нужно 4 – 5 растений, для последующих – до 7 – 8.

  Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два - три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

  Второй вариант.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Узнай растение.

  Дидактическая задача. Найти растение по названию.

  Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

  Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

 Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы»».

Кто быстрее?

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения

 Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)

Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

Горячо – холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

 Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.

 Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем ( Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо».Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

 Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

Скорая помощь (экологическая игра на прогулке)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…

Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь.

Лото « Что где растет?»

Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и , доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.

Аптека Айболита

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

Что где зреет?

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка

Чего не стало?

Цель: учить называть растение по памяти  (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность.

Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Материал: на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Что изменилось?

Цель: закреплять знания детей о растениях, их названиях , уметь находить сходства по соответствующим признакам.

Игровая задача: поиск похожего предмета по сходству.

 Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Материалы: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

 Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

 Найди такой же

Цель: закрепить знания о внешнем виде комнатных растений, развивать внимательность и наблюдательность.

Игровая задача: дети находят изменения в расположении предметов.

 Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Материалы: на двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

 После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений  (без зрительного контроля).

Где спряталась матрешка

Цель: учить находить предмет по перечисленным признакам, развивать наблюдательность и учить делать простейшие выводы.

Игровая задача: поиск спрятанной игрушки.

Правило: смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Материалы: на столе расставляют 4—5 растений

Первый вариант.

Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

 Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Найди листок, какой покажу

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: бег детей с определенными листочками.

 Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.

Ход игры : Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

 Игра повторяется с разными листьями.

Найди в букете такой же листок

Цель: развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.

Игровая задача: поиск похожего предмета.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Материалы: подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

 Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

Такой листок, лети ко мне!

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: подбежать к воспитателю по его сигналу.

 Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Материалы: подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»

 Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

Листик

Цель: развивать внимание и наблюдательность, поддерживать интерес детей к растениям.

Игровая задача: поиски предмета.

 Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

Найди свой дом

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание.

Игровая задача: поиск «домика» по определенному признаку.

 Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Ход игры: В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».

 «МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

 Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

 «ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

 Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

Подвижная игра «Цветы»

Педагогические задачи.

Научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, закрепить названия садовых цветов.

Содержание игры.

Детей делят на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя-название цветка, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорят:

- Здравствуйте, «цветы»!

- Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им цветы.

        Дети перечисляют названия садовых цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателями читают стихотворение Т.Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и «Я» и «Ты» -

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты

И не будет красоты.

        После последней строчки воспитатель эмоционально восклицает:

- Нет, красота будет! Наши дети не рвут цветы! Вы посмотрите, какой у нас замечательный цветник? В нем и розы, и ромашки, и нарциссы, и анютины глазки!



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ  8

Игра «Поле чудес»

Оборудование: таблицы с буквами, барабан, магнитофон, «черный ящик», призы.

  1. Отбор участников первой тройки: отгадавший загадку становится участником игры.

Загадки

Цветы белыми кистями, плоды черные с костями.                    (Черемуха)

Белые горошки на зеленой ножке.                                                   (Ландыши)

Табака сестричка, ростом невеличка,

А цветки воронками – крупными, тонкими.                               (Петуния)

Задание для участников первой тройки.

Это растения низкорослые.

Но у них нежные, красивые цветки.

Называются они ласково именем девочек.                                   (Маргаритки)

Подводится итог

  1. Отбор участников второй тройки

Загадки

Стебли длинные и тонкие, а под зеленым щитом цветки,

как атласные – желтые и красные.                                                           (Настурция)

Платье потерялось – пуговки остались.                                                  (Рябина)

Ноготок-короток, а сквозь землю прошел, шапку золота нашел.         (Календула)

Задание для участников второй тройки.

Самые красивые, крупные цветы.

Они бывают белыми, красными, желтыми.

С ними связано множество легенд.                                                               (Роза)

Подводится итог

  1. Отбор участников третьей тройки

Загадки

Балерина вышла, юбочка пышная, сборки да сборки,

Складки да подкладки, имя у артистки небесной прописки                      (Астра)

Вот так ромашки, цветные рубашки,

Листики как нитки, ростом очень прытки.                                              (Космея)

Стоят стебли – прутки, а на стебле цветки,

Со звериной пастью и с медовой снастью                                                   (Львиный зев)

Задание для участников третьей тройки.

Они по форме похожи на зонтики,

и по легенде служили зонтиками для маленьких гномиков.

Девчонки гадают у тихой реки –

и, словно снежинки летят лепестки.                                                          (Ромашки)

Подводится итог

  1. Игра со зрителями

И, … и высох, и цветет, головки разной величины,

осенью из далека видны.                                                                        (Георгины)

  1. Задание для игроков финала

Какие цветы пахнут медом?                                                               (Алиссум)

Подводится итог

  1. Задание на супер игру

Ты можешь наблюдать за мной,

Ты ждешь, когда я распущусь,

В цветок красивый я превращусь.                                                          (Бутон)

Вручение приза победителю. В перерывах дети исполняют песни, рассказывают стихи о цветах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  9

 «Праздник цветов»

(экологический праздник)

Цель: 

 Используя народные приметы, стихи, песни, загадки, игры, расширять представления детей о цветах.

1. Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

2. Активизировать словарь: полевые цветы, лечебные свойства, ромашка, колокольчик, клевер, незабудка, гвоздика, ландыш, пион, фиалка, валерьяна.

Реквизиты: искусственные цветы, металлический колокольчик, волшебная палочка.

Ход действия: действие проходит на открытом воздухе или в зале с декорациями цветочной поляны.

Ведущий: Ребята! Все вы знаете, что существует много праздников. Самый волшебный праздник какой?

Дети:        Новый год!

Ведущий: Самый смешной?

Дети:        День Смеха

Ведущий: Самый добрый – это конечно…

Дети:        Мамин праздник.

Ведущий: А почему бы нам не устроить новый праздник – Праздник цветов!

                  Цветам и взрослый и ребенок

                  Любовь свою отдать готов.

Ребенок:   Мне нравятся очень цветы –

                  Душистые, нежные, милые

                  Надеюсь, что любите вы

                  Гвоздики, ромашки и лилии!

Ведущий: А вот и сама царица бала,

                  Спешит на праздник наш цветов!

                  (звучит музыка, входит Роза)

Роза:         Я царица всех цветов!

Я – Роза, к себе пригласите меня!

Нарядна, душиста и цветом нежна,

Поэтому имя такое мне дали,

И даже царицей за пышность прозвали!

  • Приглашаю вас на праздник цветов!

1 ребенок: С удовольствием хотим

                  Мы все цветы сюда позвать.

2 ребенок: Пусть они прекрасным видом

                   Землю будут украшать.

3 ребенок: Полевые, луговые и садовые цветы,

                   Приглашаем, приходите,

                   Не жалейте красоты!

                   Песня:   «На лужайке» Л. Чадовой

                   (звучит музыка, на середину зала выходит Колокольчик)

Колокольчик: Приглашение услышал

И лишь солнышко взошло

Зазвенел над нашим лугом

Мой веселый голосок.

(звенит валдайский колокольчик)

Динь-динь-динь, дон-дон-дон

Каждый слышит этот звон.

Игра: «Догони колокольчик»

«Роза» проводит игру, дети встают в круг, держа руки за спиной, передают друг другу колокольчик. Водящий стоит в центре круга. Ориентируясь на звук, он должен определить, у кого находится колокольчик. На середину зала выходит ребенок.

Ребенок:  Здравствуй, белая ромашка!

Здравствуй, розовая кашка!

Наберем сейчас цветов

Для букетов и венков.

Роза:      Сколько цветов вокруг!

Я загадаю вам загадки,

Вы их отгадаете.

Назовете вы цветок –

Я вплету его в венок.

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (ромашка)

Дети отгадывают загадку. Выбегает девочка в костюме Ромашки.

Ромашка: Маленькое солнце на моей ладошке

Белая ромашка на зеленой ножке,

С белым ободочком, желтые сердечки

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Роза:          Ромашка лекарственное растение. Что вы знаете о ее целебных

                   свойствах?

Дети:         Цветы ромашки можно заваривать как чай. Такой настой лучше пить на   ночь, чтобы спать крепко и спокойно. Если заболело горло, его можно полоскать настоем ромашки.

Роза:          Какое красивое и полезное растение – ромашка. С него и начнем плети наш венок. (берет ромашку)

Роза:          Эй, цветочек, синий цвет,

                  С язычком, а звона нет.

                   Кто это?

Дети:         Колокольчик!

Роза:          (вплетает в венок колокольчик) –

Полюбуйтесь дикими

 Алыми… (гвоздиками)

                   (выходит ребенок в костюме Гвоздика)

Гвоздика:  Погляди-ка, что за красный огонек.

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек,

А когда наступит вечер,

Лепестки свернет цветок:

До утра! До новой встречи!

И погасит огонек (Е.Серова)

Роза:      Как мне понравилось гвоздика!

Всех вас превращу в эти цветы.

Волшебную палочку я поднимаю,

В гвоздики чудесные вас превращаю!

        (Роза взмахивает волшебной палочкой. Под музыку проводится ритмичный танец, по выбору муз.руководителя.)

   

Роза вплетает цветы в венок:

        Волшебную палочку вновь поднимаю,

        Гвоздики в веселых детей превращаю.

Роза:       Про следующий цветок я расскажу вам сказку.

        Когда богиня Флора давала всем цветам звучные и красивые имена, про этот цветок она забыла и он остался без имени. Чтобы утешить цветок, Флора наделила его чудесным даром возвращать людям память. Подумайте, как называется этот цветок?

Дети:        Незабудка.

(выходит ребенок в костюме Незабудки)

Незабудка: На пригорке много света,

И в траве, смотри, цветы.

Не забудем мы про лето,

Не забудь про нас и ты..!

Игра  «Собери букет» (по выбору муз руководителя)

Появляется ребенок в костюме Клевера.

Клевер:         Я скромный полевой цветок, не очень яркий, зато душистый.

Насекомые прилетают пить мой сладкий нектар. Меня очень любят коровы. Если они пасутся на лугу, где я расту, их молоко становится вкусным и жирным. Кто из вас догадался, как меня зовут?

Дети:         Клевер!

Роза вплетает в венок цветы.

Роза:        Многие цветы обладают целебными свойствами. Например – ландыш.

Ландыш:        Да, я лечу сердце!

Пион:                А я – успокаиваю нервы.

Фиалка:        Я – лечу простуду.

Роза вплетает цветы в венок.

Роза:         Молодцы же вы ребятки,

Отгадали все загадки.

Дети:         Не хотим, чтоб нас срывали,

        И венки из нас сплетали

        Нашу не губи красу

        Мы останемся в лесу.

(произнося последние слова, дети разбегаются. Роза ловит одного из них,

пойманный становится водящим. Игра проводится 2-3 раза).

Под музыку появляется  хромая,  Муравей.

Муравей:        Строил в чаще муравейник,

        И тащил сухой репейник

        Сил своих не рассчитал,

        Поскользнулся и упал.

Роза:         Не беда, исправим дело,

Мне малыш доверься смело

Подорожник приложу,

Лапку крепко завяжу!

Будешь скоро, как всегда

Ты работник хоть-куда!

Песня: «Про меня и Муравья» К.Бондаренко.

Под музыку вылетает пчелка.

Пчелка:        У пчелок мохнатых

Так много работы

Надо, чтоб медом наполнились соты.

Дружной семьей над садами летаем,

Сладкий нектар мы с цветов собираем.

Мы от работы не устаем,

Нектар собираем и песни поем.

Песня.

Ребенок:         Зажужжат вокруг стрекозы,

Улыбнуться маки, розы.

И оденется тюльпан

В самый яркий сарафан!

Бабочка:         Душистыми цветами

        Встречай лето нас.

        И кажется, что с нами

        Весь луг пустился в пляс.

«Танец бабочек» - Т.Евсеевой.

Ребенок:         Если б в поле расцвели

        Только белые цветы

        Любоваться бы устали

        Ими вскоре я и ты.

Ребенок:         Хорошо, что есть ромашки,

        Розы, астры, васильки,

        Одуванчики и кашки,

        Незабудки и жарки.

Ребенок:         Хорошо, что не похожи

        Люди цветом глаз и кожи.

        Как прекрасен мир цветной

        Разноцветный шар земной.

Песня: «Разноцветная планета»

Ребенок:         Мы не будем рвать цветы,

        И деревья растить, не ломать,

        И стараться природу не загрязнять!

        Насекомых и птиц

        От жестоких людей охранять!

Роза:         На этом наш праздник заканчивается. И я приглашаю всех на прекрасный танец – «Вальс»

Звучит «Вальс цветов»  П.И.Чайковского.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные цветоводы"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями. ...

Проект "Юные овощеводы, травники и цветоводы"

Экологические изменения на планете побуждают людей глубже вникать в сущность происходящих природных и социальных явлений, вырабатывать экологически правильное отношение к природе во всем ее многообраз...

Проект "Юные цветоводы"

Проект "Юные цветоводы"...

«Мы – цветоводы»

Занятие по ландшафтному дизайну....

Конспект родительского клуба для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями «Растениевод-цветовод» с мастер-классом "Укрась цветок"(пластилинопластика)

Конспект родительского клуба для детей средней группы на тему "Ознакомление детей с профессиями "Растениевод-цветовод"". Встречу проводит воспитатель совместно с родителями. Одна р...