Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Удивительный мир муравейника»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Боголюбова Людмила Николаевна

Познакомить с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Удивительный мир муравейника»

Цель:

Познакомить с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

  • картина “В лесу”,
  • картинки с изображением насекомых,
  • рисунок пенька,
  • природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)
  • разрезная картинка «муравей»,
  • игрушечный муравей,
  • картинки муравьев – чёрных, рыжих,
  • картинки муравейника в срезе,
  • энциклопедия о жизни насекомых.

 Ход занятия

Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остро пахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».

Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?

Дидактическая игра «Собери картинку из частей».

Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.

Воспитатель: Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).

Воспитатель: На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.

Воспитатель: Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?

Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными лист грызущими насекомыми.

Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.

На экране картина “В лесу”.

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?

Загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Что за девчонка: в поясе тонка,

Огромные очи, летит - стрекочет. (Стрекоза)

Чернокожий карапуз,

Не по росту носит груз. (Муравей)

Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. 
(Кузнечик)

Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. 
(Пчела)

Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? 
(Лягушка)

Воспитатель: В отгадках наших загадок были только насекомые?

Дети: Нет, лягушка – это не насекомое.

Воспитатель: Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?

Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.

Подвижная игра «Собери муравейник».

Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.

Воспитатель: Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.

Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.

Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.

На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

2. Рассказ о жизни муравьёв:

Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии

В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.

Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:

Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,

За порядком мы следим!

Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!

А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.

Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.

В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.

Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.

Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.

Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.

Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.

Дидактическая игра «Угадай, кого не стало» 

(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).

Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке - одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?

Дети: не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…

6. Подведение итога:

Воспитатель:

 – Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

После занятия, в совместной деятельности, слепить и нарисовать муравьёв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе  «Удивительный воздух»....