Открытое занятие в подготовительной группе "Ярмарка"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительная работа: Рассматривание, картинок народных промыслов, заучивание стихов и загадок о народных промыслах, просматривание презентации «Народные промыслы России», прослушивание фольклорных песен, разучивание элементов русского народного танца, игра «Карусель».
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах России; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; воспитывать интерес к фольклору; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Материалы и оборудование: Использование ИКТ, презентация «Народные промыслы России», изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для взрослого и детей, карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписей, бумажные фартуки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 21 г. Химки ДО
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЯРМАРКА»
Направление «Познавательное развитие»
Подготовила и провела:
воспитатель Хацукова Зухра Казбековна
г. о. Химки, мкр. Сходня
2025г.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЯРМАРКА».
Направление «Познавательное развитие
Предварительная работа: Рассматривание, картинок народных промыслов, заучивание стихов и загадок о народных промыслах, просматривание презентации «Народные промыслы России», прослушивание фольклорных песен, разучивание элементов русского народного танца, игра «Карусель».
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах России; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; воспитывать интерес к фольклору; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Материалы и оборудование: Использование ИКТ, презентация «Народные промыслы России», изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для взрослого и детей, карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписей, бумажные фартуки.
Ход занятия:
(Дети и воспитатель, одетые в русские народные костюмы под музыку, входят в зал).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.
(слайд 1)
Воспитатель:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
(слайд 2)
Покупают люди сушки,
Всевозможные игрушки.
Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
(слайд 3)
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
(слайд 4)
Ребята, посмотрите!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёк, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда привезли товар такой?
Воспитатель: Конечно же из Хохломы!
1 ребенок
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
2 ребенок
И богата и красива.
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
3 ребенок
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Есть такая деревня в Нижегородской губернии, которая называется «Хохлома». Здесь вытачивают посуду из дерева и расписывают по золотистому фону черной и красной краской растительный узор: листочки, цветы, ягоды.
(5слайд)
Из какого материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Давайте посмотрим и назовём основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
(6 слайд)
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: Идём дальше, ребята!
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
(7 слайд)
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Как вы думаете из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы.
Воспитатель: С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель».
(8 слайд)
Воспитатель: А теперь послушайте одну сказочную историю:
«Жили-были две девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка . Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».
(9 слайд)
Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор , изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.
Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома,
Воспитатель: Верно, ребята.
Воспитатель: Наши девчонки так развесились, что пошли в пляс, и мы с вами ребята немного отдохнём и с ними потанцуем.
(10 слайд)
Проводиться физкульт. минутка («Русская плясовая», дети под музыку с воспитателем исполняют фрагмент русского народного танца.)
Воспитатель: Послушайте одну загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
(слайд11)
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
(12 слайд), (слайд 13)
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы!
Воспитатель: А я знаю, что вы знаете загадки про народные промыслы.
Кто хочет загадать нам?
Загадка
Ребенок 1
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы, как будто полушалки?
Дети: Городец
Ребенок2
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы в высь летят.
И точки черно – белые.
На солнышке блестят.
Дети: Городец
(14 слайд)
Воспитатель: Правильно, ребята – это Городец. Городецкая роспись.
Коль на досочке девица, иль удалый молодец.
Чудо - конь и чудо - птица, это значит… ( Городец).
Городецкие мастера живут в селе, которое расположено около небольшой реки Узол, места там лесные. Мастера занимаются росписью деревянных изделий: посуды, мебели, игрушек.
Воспитатель: Ребята, а какие цвета для росписи используют Городецкие мастера в своей работе?
Дети: Красный, голубой, синий, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Да, все верно.
Воспитатель: А из каких элементов состоит городецкая роспись?
Дети: Полоски, кружочки, волнистые линии, точки.
Воспитатель: Все верно, ребята! Вы молодцы!
(слайд 15)
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в одну игру, которая называется «Четвертый лишний». Вы хотите поиграть?
Дети: Да
(16слайд ), (17 слайд)
Игра с дидактическим материалом.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, у каких мастеров мы сегодня с вами побывали?
Дети: Хохломских, Гжельских, Дымковских, Городецких.
Воспитатель: Да, мы сегодня с вами узнали много нового и интересного.
Воспитатель: А что вам понравилось больше всего на ярмарке? А что, для вас было трудно?
Ответы детей.
(слайд 18)
Воспитатель: Ребята, путешествие наше по ярмарке, подходит к концу нам пора возвращаться в детский сад. Но ярмарка вас без подарка не отпустит никого.
Ребенок
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю.
Коврик за трёшку,
Горшок за пятак,
Доску и баранки за рубль,
А можно и за так. (ребёнок угощает детей , баранками, а гостям дарим доски)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).
(19 слайд)
Используемая литература:
Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»; В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» ; Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»; О. Князева и М. Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»; Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»; Н. Корчаковская «Комплексные занятия развития творческих способностей дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Конкурс «Воспитатель года-2019» Открытое занятие в подготовительной группе №4 МКДОУ д/с «Белочка» г. Тайшета Познавательное развитие: «Что и как влияет на природу. Загрязнение окружающей среды»Конспект занятия «Спасём Байкал»
Открытое занятие "Спасем Байкал" на конкурсе "Воспитатель года -2019"...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»
Профориентирование детей подготовительной к школе группы...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".
Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Итоговое открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» Возрастная группа: подготовительная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по физической культуре в подготовительной группе «Физкульт-Ура»
Тип: Физкультурно – оздоровительныйЦели: Учить уверенному преодолению препятствий и самостраховке при выполнении упражнений.Способствовать укреплению здоровья детей.Воспитывать у детей пот...