Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сычева Марина Васильевна

Аннотация

Конспект заяния предназначен для детей старшего дошкольного возраста и вкючает закрепление знаний детей о народных промыслах России: Гжельская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка. Занятие направлено на развитие эстетического вкуса, познавательного интереса и уважения к культурному наследию нашей страны. В ходе занятия дети узнают историю возникновения народных промыслов, особенности каждого из них, закрепят представление об элементах узоров данных промыслов, а так же примут участие в практической деятельности - создании собственных рисунков в стиле изучаемых ремесел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №109 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного

возраста «Ярмарка мастеров»

                                                                                                                                                                               

                                                                       Воспитатель

                                                                   Сычева Марина Васильевна

Санкт-Петербург

 

2025

Тема: «Ярмарка мастеров».

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Форма организации: подгрупповая

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: совместная

Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах: золотая хохлома, гжель, дымковская игрушка.

Задачи: 

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение выделять узоры росписи дымковской игрушки, гжели, золотой хохломы

- продолжить формировать умение классифицировать предметы по определенному признаку

- расширить представления об основных элементах народной росписи (бутон, листья, круги, точки, завитки и т.д.),

- закрепить умение приемы работы кистью в росписи дымковской игрушки  (концом кисти, всем ворсом по кругу, тычком)

Развивающие задачи:

- развивать умение замечать прекрасное в предметах народного творчества

- способствовать развитию навыков рисования элементов росписи  дымковской игрушки

- пополнять словарный запас детей (дымковская игрушка, гжель, хохлома, листья, цветы, круги, точки, линии, завитки). 

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к народному творчеству.

- создать условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми

Методы и приемы:

Наглядные - Рассматривание выставки изделий с росписью дымковской игрушки, гжелью, хохломой, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.

Словесные - Обсуждения о росписи дымковской игрушки, гжели, хохломе, чтение стихотворения о народных промыслах  и т.д. , объяснение воспитателя.

Практические - Прорисовка элемента росписи дымковской  игрушки - круга, прикладывание кисти к бумаге, тычком концом кисти, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие (игровые) -  физминутка.

Словарная работа: роспись, дымковская игрушка , гжель, хохлома, листья, цветы, круги, точки, завитки, линии, клетки.

Оборудование в соответствии с ФГОС :

интерактивная доска, д/и «узнай работу мастера», д/и «Найди лишнее», д/и «Укрась пано», иллюстрации с народной росписью мастеров, макет индюка без узоров, пано — индюк с росписью, куклы народных промыслов(гжель, хохлома, дымка), иллюстрации, краски гуашь, кисти, листы -заготовки для росписи, салфетки, стаканчики под воду.

Демонстрационный материал - выставка изделий с  дымковской росписью, гжель, хохлома, (доска, солонка, ложка, миска, баночка для сыпучих продуктов, дымковская дама, лошадка, фигурки сувенирные с гжелью, самовар -золотая хохлома, иллюстрации),  образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумага формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, готовые шаблоны индюка для оформления узоров, салфетки.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с росписью дымковскй игрушки, гжели, хохломы, изготовление образца, создание материала для дидактических игр « Найди лишнее», «Узнай работу мастера», «Укрась пано».

Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой росписи дымковской игрушки, гжели, хохломы.

Ход

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть

Физминутка

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Я народная мастерица!

Пришла вас позвать на открытие ярмарки мастеров!

Ой посмотрите к вам сегодня пришли еще гости, давайте вместе поздороваемся!

-Присаживайтесь ребята.

Воспитатель:

А вы знаете что такое ярмарка?

Воспитатель: ребята у меня есть помощник -Дымковский Индюк, ему выпала честь отрыть ярмарку. Давайте ему позвоним и узнаем готов ли он?

Воспитатель: Алё! Индюк!.Здравствуй.

- 1(слайд видео звонок тел.

2 слайд-индюк говорит и идет

( индюк без росписи идет и говорит:

Индюк(экран): Здравствуйте ребята. Я Дымковский индюк. ой-ой-ой, У меня проблема! Я же должен быть нарядным, а мои узоры смыло дождем, когда я торопился на открытие ярмарки.  Что же мне делать? Помогите мне ребята!

Воспитатель: Ой беда случилась, ярмарка не открылась!  Хотите поможем индюку обрести свои узоры?

Воспитатель: Но как же мы это сделаем? А вы знаете где расписывают игрушки с народной росписью? Я слышала, что на ярмарке.  Там мы познакомимся с изделиями мастеров:  дымковской игрушкой, гжелью и хохломой, и тогда мы сможем понять какие узоры нужны индюку.

Воспитатель:  вместе произнесем слова и отправимся на ярмарку, приготовьтесь!

Вместе:

По дорожке мы шагаем

Ножки выше поднимаем,

Раз два три четыре пять,

Мы на ярмарке опять !

В начале занятия дети сидят полукругом

Дети:

Все вместе в кругу:

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка - земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Дети: продуктовая, овощная, цветочная,

на ярмарке выставлены предметы народного промысла.!

Дети: Давайте позвоним.

Дети: Да поможем!

Вместе:

По дорожке мы шагаем

Ножки выше поднимаем,

Раз два три четыре пять,

Мы на ярмарке опять !

2. Основная часть

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Укась пано»

Дидактичкская игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Укрась пано»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Укрась пано»

На столах стоят куклы-мастерицы, на отдельном столе находятся все предметы с народной росписью в перемешку.

Воспитатель:

 Ой, посмотрите ребята, вот и мастерицы.

Ребята, а вы знаете этих мастериц?

Подойдем к каждой ближе.

У мастерицы Хохломы.

Воспитатель: Здравствуй мастерица Хохлома!

Воспитатель: Кто знает стихи или загадки о золотой хохломе?

- Посмотрите какой красивый наряд у мастерицы Хохломы, из каких элементов состоит этот узор? Хорошо.

-А какими красками расписана золотая хохлома? Верно.

Воспитатель: В настоящее время люди используют деревянную посуду для украшения интерьера.

 

Воспитатель: Ах какие молодцы, порадовали!

-А сейчас мастерица решила вас проверить все ли верно вы запомнили.

-Покажите какой лишний узор на картинке? д/и «Найди лишнее»

Молодцы!

Ну раз вы все знаете, тогда давайте украсим пано для мастерицы узорами золотой хохломы. д/и «Укрась пано»

-Ребята скажите, такие узоры подойдут нашему индюку?

Идем дальше.

У мастерицы  Гжель.

Воспитатель:

Здравстуй мастерица Гжель.

-Кто знает стихи или загадки о Гжель? Молодцы!

Воспитатель:

 Подскажите а кто знает из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия? Верно ребята.

- Стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель».

- Молодцы, а вы знаете какими красками раскрашена гжель?

-а кто знает где в природе мы встречаем  краски гжельской росписи? Хорошо.

-Назовите самые популярные элементы узоров гжельской росписи? Верно.

- проверим теперь, все ли вы запомнили, покажите лишний узор на картинке? д/и «Найди лишнее» Молодцы.

Украсим пано и для мастерицы Гжель?

д/и «Укрась пано»

Молодцы, все ли верно?.

- скажите, эти узоры нужны индюку?

Идем дальше.

У мастерицы  Дымки.

Воспитатель: Здравствуй мастерица.

- Мальчики  порадуем и мастерицу Дымку стихами?

Молодцы.

-Ребята а вы знаете из чего изготавливают Дымковскую игрушку?

-А какими красками расписана дымковская игрушка? Хорошо.

-Назовите элементы узоров дымковской игрушки? Верно.

- Ну значит теперь все запомнили, покажите на картинке лишний узор? д/и «Найди лишнее» Молодцы!

- Давай украсим пано для Дымки?д/и «Укрась пано»

Хорошо. Все ли верно?

- Подскажите такие узоры нужны индюку? Отлично.

Теперь мы знаем из каких элементов состоят узоры наших мастериц.

Мастерицы ждут свои изделия, а мы с вами поможем мастерицам украсить витрину ярмарки своими изделиями.

Ребята изделия очень хрупкие, поэтому брать нужно осторожно и бережно нести к мастерицам.

 

д/и «Узнай работу мастера»

Молодцы. (проверяем все ли верно расставили)

Дети: Да знаем, Хохлома, Гжель, Дымка.

1 ребёнок:

Есть посуда не простая,

А точно-золотая!

С яркими узорчиками,

Ягодками и листочками,

Называется она?....

(Золотая хохлома!)

Дети: узор состоит из ягод, листочков, травки, завитков, цветов.

Дети: красный, ченый, золотой (жёлтый), зелёный

Дети: выполняют задание д/и «Найди лишнее»

Дети: выполняют задание д/и «Укрась пано»

Дети: не подойдут.

Дети: здравствуй

 

2 ребёнок:

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? ….(гжель)

3 ребёнок:

Снежно -белая посуда  

Расскажи -ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: из белой глины

Дети: Синий, белый голубой.

Дети: голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Дети: розы, завитки, травки, точки, полосочки, мазки.

Дети: выполняют задание д/и «Найди лишнее»

Дети: Выполняют задание д/и «Укрась пано»

Дети: нет, не эти узоры .

4 ребёнок:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки

смешные,

Табун разноцветных

коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…(дымка)

5 ребёнок:

Есть в России уголок,

Где из труб идёт дымок.

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Пёстрыми фигурками,

Кошечками мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками.

Дети: из красной глины.

Дети: красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный.

Дети: круги, точки, клетки, линии.

Дети: Выполняют задание д/и «Найди лишнее»

Дети: выполняют задание д/и «Укрась пано»

Дети: да такие узоры нужны индюку.

Дети: д/и «Узнай работу мастера» выполняют задание.

Рисование.

Считалка.

Хороводная игра «Колпачок»

Воспитатель: А сейчас ребята мы приглашаем вас в нашу мастерскую, мы с мастерицей Дымкой вам покажем как нарисовать дымковские узоры для индюка. Присаживаемся.

Воспитатель: Вспомним о правилах рисования кистью и красками, кисточку держим в правой руке, лишнюю воду с кисти обмакиваем об салфетку, затем кистью набираем краску аккуратно. Нельзя кистью играть и тыкать друг в друга.

На столах приготовлены листы с изображением дымковского индюка без узоров, кисти краски вода салфетки.

Воспитатель: показывает как рисовать круги -узоры на хвосте дымковского индюка.

Воспитатель:  Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите ребята из какой глины лепили дымковскую игрушку?

Воспитатель:Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками.

Воспитатель: В России народ умеет не только трудиться, но и веселиться.

Ребята, красная краска должна немного подсохнуть, для того чтобы рисовать дальше.

 А мы давайте поиграем. А какое же веселье без игры (х/и «Колпачок»).

Нам нужен ведущий.  Ребята выбирают ведущего с помощью считалки. 

Считалка: (вместе)

Прилетела совушка,

Нечёсана головушка.

Глазками — лоп, лоп!

Ножками  - топ, топ!

Кто увидел — не дремли.

Поскорей ее лови.

Кто -поймал — тот молодец!

Вот считалке  и конец!

 (ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)

Воспитатель: Вот хорошо  поиграли, а сейчас нам нужно закончить узоры для Дымковского индюка.. Проходим на свои места. Позже мы с вами еще поиграем.

Дети: вспоминают правила рисования и пользования кистью.

Дети: рисуют по образцу воспитателя.

Дети: из красной глины.

Дети:

Считалка: (вместе)

Прилетела совушка,

Нечёсана головушка.

Глазками — лоп, лоп!Ножками  - топ, топ!

Кто увидел — не дремли.

Поскорей ее лови.

Кто -поймал — тот молодец!

Вот считалке  и конец!

Дети: х/и «Колпачок»

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг),

Танцевать заставили (хлопают в ладоши)

Танцуй сколько хочешь

Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).

Дети: Возвращаются на свои места и заканчивают узор по образцу воспитателя.

3. Заключительная часть

физминутка

Воспитатель: Ну что ребята, вы молодцы, и потрудились и повеселились, пора возвращаться в детский сад, а тем временем мастерица Дымка отправит наши узоры Индюку.

Вместе:

По дорожке мы шагаем

Ножки выше поднимаем,

Раз два три четыре пять,

Вот мы в садике опять !

Воспитатель: Ребята, давайте позвоним  Индюку и узнаем смогли ли мы помочь ему?

3 слайд:

Звонок

Воспитатель: Алё, Индюк,

 индюк раскрашенный говорит:

Индюк: Спасибо ребята! Вы мне очень помогли. Мастера  отлично постарались они создали новые узоры, которые вы  рисовали и послали мастерам. Я очень рад! До встречи на ярмарке!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась  наша ярмарка?

Воспитатель: Так чем вам понравилась выставка?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?  Куда вы попали? Кому помогали? Что делали на ярмарке?Какое задание от мастериц было самое интересное?

Воспитатель: Молодцы ребята, мне пора снова на ярмарку, а вам предлагаю тихо поиграть. Досвидания !

Вместе:

По дорожке мы шагаем

Ножки выше поднимаем,

Раз два три четыре пять,

Вот мы в садике опять !

Дети: да позвоним.

Дети: да!

- рисовать, играть в х/и «Колпачок», и т. д.

- Ответы детей: рисовать,  подбирать узоры.

Дети: досвидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....