Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Аннотация
Конспект заяния предназначен для детей старшего дошкольного возраста и вкючает закрепление знаний детей о народных промыслах России: Гжельская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка. Занятие направлено на развитие эстетического вкуса, познавательного интереса и уважения к культурному наследию нашей страны. В ходе занятия дети узнают историю возникновения народных промыслов, особенности каждого из них, закрепят представление об элементах узоров данных промыслов, а так же примут участие в практической деятельности - создании собственных рисунков в стиле изучаемых ремесел.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №109 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного
возраста «Ярмарка мастеров»
Воспитатель
Сычева Марина Васильевна
Санкт-Петербург
2025
Тема: «Ярмарка мастеров».
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Форма организации: подгрупповая
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: совместная
Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах: золотая хохлома, гжель, дымковская игрушка.
Задачи:
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение выделять узоры росписи дымковской игрушки, гжели, золотой хохломы
- продолжить формировать умение классифицировать предметы по определенному признаку
- расширить представления об основных элементах народной росписи (бутон, листья, круги, точки, завитки и т.д.),
- закрепить умение приемы работы кистью в росписи дымковской игрушки (концом кисти, всем ворсом по кругу, тычком)
Развивающие задачи:
- развивать умение замечать прекрасное в предметах народного творчества
- способствовать развитию навыков рисования элементов росписи дымковской игрушки
- пополнять словарный запас детей (дымковская игрушка, гжель, хохлома, листья, цветы, круги, точки, линии, завитки).
Воспитательные задачи:
- вызывать интерес к народному творчеству.
- создать условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми
Методы и приемы:
Наглядные - Рассматривание выставки изделий с росписью дымковской игрушки, гжелью, хохломой, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.
Словесные - Обсуждения о росписи дымковской игрушки, гжели, хохломе, чтение стихотворения о народных промыслах и т.д. , объяснение воспитателя.
Практические - Прорисовка элемента росписи дымковской игрушки - круга, прикладывание кисти к бумаге, тычком концом кисти, самостоятельная деятельность детей.
Здоровьесберегающие (игровые) - физминутка.
Словарная работа: роспись, дымковская игрушка , гжель, хохлома, листья, цветы, круги, точки, завитки, линии, клетки.
Оборудование в соответствии с ФГОС :
интерактивная доска, д/и «узнай работу мастера», д/и «Найди лишнее», д/и «Укрась пано», иллюстрации с народной росписью мастеров, макет индюка без узоров, пано — индюк с росписью, куклы народных промыслов(гжель, хохлома, дымка), иллюстрации, краски гуашь, кисти, листы -заготовки для росписи, салфетки, стаканчики под воду.
Демонстрационный материал - выставка изделий с дымковской росписью, гжель, хохлома, (доска, солонка, ложка, миска, баночка для сыпучих продуктов, дымковская дама, лошадка, фигурки сувенирные с гжелью, самовар -золотая хохлома, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.
Раздаточный материал - бумага формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, готовые шаблоны индюка для оформления узоров, салфетки.
Предварительная работа:
Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с росписью дымковскй игрушки, гжели, хохломы, изготовление образца, создание материала для дидактических игр « Найди лишнее», «Узнай работу мастера», «Укрась пано».
Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой росписи дымковской игрушки, гжели, хохломы.
Ход
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1. Вводная часть Физминутка | Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я народная мастерица! Пришла вас позвать на открытие ярмарки мастеров! Ой посмотрите к вам сегодня пришли еще гости, давайте вместе поздороваемся! -Присаживайтесь ребята. Воспитатель: А вы знаете что такое ярмарка? Воспитатель: ребята у меня есть помощник -Дымковский Индюк, ему выпала честь отрыть ярмарку. Давайте ему позвоним и узнаем готов ли он? Воспитатель: Алё! Индюк!.Здравствуй. - 1(слайд видео звонок тел. 2 слайд-индюк говорит и идет ( индюк без росписи идет и говорит: Индюк(экран): Здравствуйте ребята. Я Дымковский индюк. ой-ой-ой, У меня проблема! Я же должен быть нарядным, а мои узоры смыло дождем, когда я торопился на открытие ярмарки. Что же мне делать? Помогите мне ребята! Воспитатель: Ой беда случилась, ярмарка не открылась! Хотите поможем индюку обрести свои узоры? Воспитатель: Но как же мы это сделаем? А вы знаете где расписывают игрушки с народной росписью? Я слышала, что на ярмарке. Там мы познакомимся с изделиями мастеров: дымковской игрушкой, гжелью и хохломой, и тогда мы сможем понять какие узоры нужны индюку. Воспитатель: вместе произнесем слова и отправимся на ярмарку, приготовьтесь! Вместе: По дорожке мы шагаем Ножки выше поднимаем, Раз два три четыре пять, Мы на ярмарке опять ! | В начале занятия дети сидят полукругом Дети: Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое Здравствуй, матушка - земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! Дети: продуктовая, овощная, цветочная, на ярмарке выставлены предметы народного промысла.! Дети: Давайте позвоним. Дети: Да поможем! Вместе: По дорожке мы шагаем Ножки выше поднимаем, Раз два три четыре пять, Мы на ярмарке опять ! |
2. Основная часть Дидактическая игра «Найди лишнее» Дидактическая игра «Укась пано» Дидактичкская игра «Найди лишнее» Дидактическая игра «Укрась пано» Дидактическая игра «Найди лишнее» Дидактическая игра «Укрась пано» | На столах стоят куклы-мастерицы, на отдельном столе находятся все предметы с народной росписью в перемешку. Воспитатель: Ой, посмотрите ребята, вот и мастерицы. Ребята, а вы знаете этих мастериц? Подойдем к каждой ближе. У мастерицы Хохломы. Воспитатель: Здравствуй мастерица Хохлома! Воспитатель: Кто знает стихи или загадки о золотой хохломе? - Посмотрите какой красивый наряд у мастерицы Хохломы, из каких элементов состоит этот узор? Хорошо. -А какими красками расписана золотая хохлома? Верно. Воспитатель: В настоящее время люди используют деревянную посуду для украшения интерьера.
Воспитатель: Ах какие молодцы, порадовали! -А сейчас мастерица решила вас проверить все ли верно вы запомнили. -Покажите какой лишний узор на картинке? д/и «Найди лишнее» Молодцы! Ну раз вы все знаете, тогда давайте украсим пано для мастерицы узорами золотой хохломы. д/и «Укрась пано» -Ребята скажите, такие узоры подойдут нашему индюку? Идем дальше. У мастерицы Гжель. Воспитатель: Здравстуй мастерица Гжель. -Кто знает стихи или загадки о Гжель? Молодцы! Воспитатель: Подскажите а кто знает из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия? Верно ребята. - Стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». - Молодцы, а вы знаете какими красками раскрашена гжель? -а кто знает где в природе мы встречаем краски гжельской росписи? Хорошо. -Назовите самые популярные элементы узоров гжельской росписи? Верно. - проверим теперь, все ли вы запомнили, покажите лишний узор на картинке? д/и «Найди лишнее» Молодцы. Украсим пано и для мастерицы Гжель? д/и «Укрась пано» Молодцы, все ли верно?. - скажите, эти узоры нужны индюку? Идем дальше. У мастерицы Дымки. Воспитатель: Здравствуй мастерица. - Мальчики порадуем и мастерицу Дымку стихами? Молодцы. -Ребята а вы знаете из чего изготавливают Дымковскую игрушку? -А какими красками расписана дымковская игрушка? Хорошо. -Назовите элементы узоров дымковской игрушки? Верно. - Ну значит теперь все запомнили, покажите на картинке лишний узор? д/и «Найди лишнее» Молодцы! - Давай украсим пано для Дымки?д/и «Укрась пано» Хорошо. Все ли верно? - Подскажите такие узоры нужны индюку? Отлично. Теперь мы знаем из каких элементов состоят узоры наших мастериц. Мастерицы ждут свои изделия, а мы с вами поможем мастерицам украсить витрину ярмарки своими изделиями. Ребята изделия очень хрупкие, поэтому брать нужно осторожно и бережно нести к мастерицам.
д/и «Узнай работу мастера» Молодцы. (проверяем все ли верно расставили) | Дети: Да знаем, Хохлома, Гжель, Дымка. 1 ребёнок: Есть посуда не простая, А точно-золотая! С яркими узорчиками, Ягодками и листочками, Называется она?.... (Золотая хохлома!) Дети: узор состоит из ягод, листочков, травки, завитков, цветов. Дети: красный, ченый, золотой (жёлтый), зелёный Дети: выполняют задание д/и «Найди лишнее» Дети: выполняют задание д/и «Укрась пано» Дети: не подойдут. Дети: здравствуй
2 ребёнок: Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу. Белый фон – снегов белей. Синий – небушка синей. Кружевное это чудо Привезли купцы откуда? ….(гжель) 3 ребёнок: Снежно -белая посуда Расскажи -ка, ты откуда? Видно с Севера пришла И цветами расцвела Голубыми, синими, Нежными, красивыми. Дети: из белой глины Дети: Синий, белый голубой. Дети: голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег. Дети: розы, завитки, травки, точки, полосочки, мазки. Дети: выполняют задание д/и «Найди лишнее» Дети: Выполняют задание д/и «Укрась пано» Дети: нет, не эти узоры . 4 ребёнок: Весёлая белая глина. Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назовите меня…(дымка) 5 ребёнок: Есть в России уголок, Где из труб идёт дымок. Знаменита деревушка Яркой глиняной игрушкой. Пёстрыми фигурками, Кошечками мурками, Расписными петухами, Курицами, индюками. Дети: из красной глины. Дети: красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный. Дети: круги, точки, клетки, линии. Дети: Выполняют задание д/и «Найди лишнее» Дети: выполняют задание д/и «Укрась пано» Дети: да такие узоры нужны индюку. Дети: д/и «Узнай работу мастера» выполняют задание. |
Рисование. Считалка. Хороводная игра «Колпачок» | Воспитатель: А сейчас ребята мы приглашаем вас в нашу мастерскую, мы с мастерицей Дымкой вам покажем как нарисовать дымковские узоры для индюка. Присаживаемся. Воспитатель: Вспомним о правилах рисования кистью и красками, кисточку держим в правой руке, лишнюю воду с кисти обмакиваем об салфетку, затем кистью набираем краску аккуратно. Нельзя кистью играть и тыкать друг в друга. На столах приготовлены листы с изображением дымковского индюка без узоров, кисти краски вода салфетки. Воспитатель: показывает как рисовать круги -узоры на хвосте дымковского индюка. Воспитатель: Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите ребята из какой глины лепили дымковскую игрушку? Воспитатель:Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Воспитатель: В России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Ребята, красная краска должна немного подсохнуть, для того чтобы рисовать дальше. А мы давайте поиграем. А какое же веселье без игры (х/и «Колпачок»). Нам нужен ведущий. Ребята выбирают ведущего с помощью считалки. Считалка: (вместе) Прилетела совушка, Нечёсана головушка. Глазками — лоп, лоп! Ножками - топ, топ! Кто увидел — не дремли. Поскорей ее лови. Кто -поймал — тот молодец! Вот считалке и конец! (ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка) Воспитатель: Вот хорошо поиграли, а сейчас нам нужно закончить узоры для Дымковского индюка.. Проходим на свои места. Позже мы с вами еще поиграем. | Дети: вспоминают правила рисования и пользования кистью. Дети: рисуют по образцу воспитателя. Дети: из красной глины. Дети: Считалка: (вместе) Прилетела совушка, Нечёсана головушка. Глазками — лоп, лоп!Ножками - топ, топ! Кто увидел — не дремли. Поскорей ее лови. Кто -поймал — тот молодец! Вот считалке и конец! Дети: х/и «Колпачок» Колпачок, колпачок Тоненькие ножки Красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили, На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг), Танцевать заставили (хлопают в ладоши) Танцуй сколько хочешь Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода). Дети: Возвращаются на свои места и заканчивают узор по образцу воспитателя. |
3. Заключительная часть физминутка | Воспитатель: Ну что ребята, вы молодцы, и потрудились и повеселились, пора возвращаться в детский сад, а тем временем мастерица Дымка отправит наши узоры Индюку. Вместе: По дорожке мы шагаем Ножки выше поднимаем, Раз два три четыре пять, Вот мы в садике опять ! Воспитатель: Ребята, давайте позвоним Индюку и узнаем смогли ли мы помочь ему? 3 слайд: Звонок Воспитатель: Алё, Индюк, индюк раскрашенный говорит: Индюк: Спасибо ребята! Вы мне очень помогли. Мастера отлично постарались они создали новые узоры, которые вы рисовали и послали мастерам. Я очень рад! До встречи на ярмарке! Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша ярмарка? Воспитатель: Так чем вам понравилась выставка? Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Куда вы попали? Кому помогали? Что делали на ярмарке?Какое задание от мастериц было самое интересное? Воспитатель: Молодцы ребята, мне пора снова на ярмарку, а вам предлагаю тихо поиграть. Досвидания ! | Вместе: По дорожке мы шагаем Ножки выше поднимаем, Раз два три четыре пять, Вот мы в садике опять ! Дети: да позвоним. Дети: да! - рисовать, играть в х/и «Колпачок», и т. д. - Ответы детей: рисовать, подбирать узоры. Дети: досвидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
