Прогулки в средней группе декабрь
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Материал предназначен для проведения прогулок в средней группе ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 146.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕКАБРЬ
Тема первой недели«Девочки и мальчики».
Тема прогулки58«Чем мы отличаемся?»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативноеразвитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: развивать представления о человеке (о себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Материал и оборудование: выносные игрушки, предметы-заместители, спортивный инвентарь, плоскостные изображения птиц, кукла и пупс, картинки с изображением мальчика и девочки | |
Компонентыпрогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение заптицами | Разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь). Перед выходом на прогулку педагог объявляет, что сегодня они увидят, где много птиц, которые остаются зимовать. Птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены, как настоящие. Поэтому мы не услышим их, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их с помощью загадок; На суку сижу, Чик-чирик! С ветки прыг! Кар-кар! - кричу.(Ворона.) Клюй, не робей. Кто это?(Воробей) -Какую песенку поет воробей? Найдите воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком дереве он сидел. Эта хищница болтлива, Красногрудый, чернокрылый, Воровата, суетлива, Любит зернышки клевать, Стрекотунья, белобока, С первым снегом на рябине А зовут ее... (Сорока). Он появится опять. (Снегирь.) Дети находят соответствующих отгадкам птиц |
2.Беседа | Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Катя и ее младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте поздороваемся с ними. -У нас есть голова, туловище, руки, ноги (показать на кукле, дети называют). Но мы очень разные. Посмотрите на Катю и Ваню. Чем они отличаются? Катя - девочка, а Ваня - мальчик (картинка с изображением мальчика и девочки). Чем же мальчик отличается от девочки? (Мальчики и девочки отличаются одеждой.) Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь.) Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках...) Еще Ваня и Катя отличаются прической. Какие волосы у мальчиков? (Короткие.) А у девочек? (Длинные косы с бантиками.) Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щеки.) А папы этого никогда не делают |
3.Пальчиковая гимнастика «У девочеки мальчиков» | У девочек и мальчиков Показывают ладошки |
4. Дидактическая игра «Девочки и мальчики» | Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков. |
5. Подвижная игра «Попади мешочком в круг» | Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки еще крут (диаметр 2 метра), концы веревки связаны (круг можно начертить). Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По сигналу педагога «Бросайте!» все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит педагог. Дети поднимают их, становятся на место. Педагог отмечает, чей мешочек |не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой |
6.Индивидуальная работа | |
7. Труд | Очистка дорожек от снега и сваливание его под деревья |
8. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
9. Рефлексия | - Посмотрите, сколько снега. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег - одеяло для земли |
Тема прогулки59«Мы растем»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативноеразвитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: развивать представления о человеке (о себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Материал и оборудование: выносные игрушки, предметы-заместители, кукла и пупс, картинки с изображением худощавых и полных людей, спортивный инвентарь | |
Компонентыпрогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за вороной | Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, и зовут ее ... (ворона) - Мы с вами уже говорили о вороне, сейчас вы расскажете о ней, что помните. Какие у вороны клюв, хвост, крылья? Эта птица улетает в теплые края или нет? Чем питается? Как высиживает птенцов? Где живет? Есть ли у нее враги |
2.Беседа | - Встаньте сначала девочки, а потом - мальчики. (Дети по очереди встают.) Чем дети различаются? Педагог по очереди сравнивает детей с собой. Дети измеряютсвой рост и выясняют. кто выше, а кто ниже. Я - высокая, а ... (называет имяребенка)низкая. Теперь измеримваш рост с помощью ростомера. Ребята, но еще люди отличаютсямежду собой по весу.Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки).И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самыекрасивые, и мы их любим |
3.Пальчиковая гимнастика «Вырастаем мы большими» | Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием вниз. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре - руки вниз |
4. Дидактическое упражнение «Сравни птиц» | - Сравним ворону и воробья. У вороны и у воробья есть клюв. У вороны клюв ... (большой),а у воробья ... (маленький).У вороны хвост ... (большой), а уворобья ... (маленький).Ворона ходит по земле, а воробей ... (скачет,прыгает) |
4. Дидактическая игра «Наоборот» | Педагог предлагает детям подобрать противоположные по смыслу слова. - Я начну, а вы продолжите: веселый праздник - грустный, большой подарок- маленький. Светлое небо -..., чистое платье - ..., хорошее настроение- …, теплая погода -... |
5. Подвижная игра «Змейка» | Участники берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь «змейкой», закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем раскручивает. «Змейка» останавливается, закручивается вокруг ведущего |
6. Подвижная игра«Перелет птиц» | Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Это «птицы». На другом конце - вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролётами. По сигналу «Птицы улетают!» «птицы летят», расправив «крылья». По сигналу «Буря!» «птицы» возвращаются на вышку. По сигналу «Буря прекратилась!» — «летают» |
6.Индивидуальная работа | |
7. Труд | Очистка участка от снега. |
8. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
9. Рефлексия | - Опишите себя: рост, внешние черты, цвет волос, комплекцию. Что вы можете сказать о своих друзьях? По каким качествам вы выбираете друзей? Смотрите ли вы на их рост? - Верно, важно быть добрым, честным, дружным, не жадным, а рост не имеет значения |
Тема прогулки60«Описание человека»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативно еразвитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: развивать представления о человеке (о себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители, картинки с изображением людей разного возраста | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за синицей в природе | Синица расписная Свистит, не уставая. - Что это за птица? Как она выглядит? Какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу приносят эти птицы? |
2.Беседа | Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением людей разного возраста и составить, схему развития человека: определить, какими они себя считают - взрослыми, большими, маленькими или очень маленькими |
3.Пальчиковая гимнастика «Это я» | Это глазки. - Вот, вот. Это ушки. - Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох! устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
4. Дидактическая игра «Кто летает?» | Дети становятся в одну линию. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, — вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется, выходит из игры» |
5.Подвижная игра«Птички и кошка» | Правила игры: «слетаться» только по команде, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях |
6.Подвижная игра «Ловишки» | С помощью считалочки выбирается Ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят в одной стороне. По сигналу они перебегают на другую сторону, увертываются от Ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится Ловишкой. В конце игры говорят, какой Ловишка самый ловкий |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Расчистка дорожки после снегопада |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - О каких людях мы сегодня говорили? Кого можно назвать взрослым? - Верно. Взрослый человек работает, сам покупает продукты, готовит и заботится о своей семье. Когда ребенок становится взрослым? (Когда он слушает родителей, выполняет их просьбы и поручения и следит за своими вещами без напоминания.) |
Тема прогулки 61 «Здоровье человека»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: развивать представления о человеке (о себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Материал и оборудование: выносные игрушки, предметы-заместители, спортивный инвентарь, игрушки Хрюша н Степашка | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за птичьими следами в на снегу | - Мы пришли в птичью столовую.Сегодня мы будем следопытами: определим какой птице какие следы принадлежат.Обратите внимание:на снегу множество следов - маленькие, средниеи большие.Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно,они принадлежат самым маленьким птицам воробью или синичке.А эти побольше. Кто мог оставитьтакие вот следы? (Сорока-белобока.) А эти большие. Наверное,здесь ходилакрупная птица, потому что снег под ней немного провалился.(Это ворона.) |
2.Беседа | Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, Степашка держит корзинку с овощами. Они здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает, что идет в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается: «Мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями». Педагог предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно, затем обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепкими, здоровыми и меньше болеть |
3.Пальчиковая гимнастика «Моем руки» | Ах, вода, вода, вода! энергично потираем ладошку |
4. Дидактическая игра «Да и нет» | Педагог предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет. Затем дети сами подбирают фразы: - Зимой люди купаются в реке. - Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п. |
5. Дидактическое упражнение «Подбери действия» | Снег -идет, падает, кружится, летит... Мороз - щиплет, трещит, кусает, рисует... Зима-холодная, морозная, снежная... Снег -белый, пушистый, мягкий, чистый... Мороз - сильный, злой, крепкий, слабый... |
6. Подвижная игра «Бездомный заяц» | По кругу на полу разложены обручи по количеству детей. Дети стоят каждый в своем обруче-«домике». По звуку бубна дети выходят из обручей и бегут по кругу друг за другом (в это время один обруч убирается). Как только бубен замолкает, дети должны занять свободный «домик». Кому не хватило обруча, выбывает из игры. После того как убрали 3-4 обруча, игра повторяется. Действовать нужно только по сигналу. Бежать спокойно, соблюдать расстояние |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Расчистка дорожек |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Что вы запомнили об образе жизни человека? Какие правила необходимо соблюдать каждому из нас и зачем? |
Тема прогулки 62«Кто такой человек?»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: формировать представление о человеке, о том, что люди разные по характеру, по своим внешним данным; продолжать ознакомление с миром живой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: выносной материал, спортивный инвентарь, предметы-заместители, картинки с изображением человека и людей | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за птицами | Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Это воробей, он прыгает и клюет. — Вот посмотрите, еще прилетели воробьи. Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Птицы между собой переговариваются, наверное, очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют |
2.Беседа | На земле он всех сильней, потому что всех умней. (Человек.) - Ребята, а мы можем ... (называет имя ребенка)назвать человеком? А ... (называет имя ребенка)!Акак можно назвать ... (называет имя ребенка)? Кто она? (Человек.)А ... (называет имя ребенка)кто? Тоже человек. И я человек.А все вместе мы кто? (Люди.)Когда один - называют «человек», когда много - «люди». (Дети рассматривают картинки и повторяют понятия.) - Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Чем же люди похожи друг на друга? (У всех людей есть голова, туловище, две руки, две ноги.) |
3.Пальчиковая гимнастика «Это я» | Это глазки. - Вот, вот. Это ушки. - Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох! устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
4. Конструирование из снега | Постройка из снега «столовой» для птиц. Педагог напоминает детям о том, что нужно трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу |
5. Дидактическая игра «Летает - не летает» | Дети стоят в кругу. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?». Если предмет летает, вы поднимаете руки вверх, если назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Будьте внимательны» |
6. Подвижная игра «Мы - веселые ребята» | Перед игрой чертят две параллельные линии - «дома». В центре становитсяводящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят: «Мы - веселые ребята, любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать!» После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом». Нельзя забегать назад в «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться их рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Постройка снежной горки |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Что вы знаете о человеке? Чем он похож на других людей и чем отличается? Кого больше, детей или людей? |
Тема второй недели «Зимушка-зима».
Тема прогулки 63 «Снег и лед»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; формировать представления о сезонных зимних явлениях - гололедице, снегопаде; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Зима», спортивный инвентарь, предметы-заместители, формочки, гуашь | |
Компонентыпрогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за погодой | Солнышко зимою долго спит, В тёмном небе месяц лишь один блестит. Всё длиннее ночи, А деньки короче. Ветер всё кружится, Иней серебрится, Сверкает и искрится, Мягко снег ложится. Г. Попова - С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь. - Что можно слепить из снега? (Снежки.) Какого цвета снежинки? (Белые.) На что похожи снежинки? (На звездочку.) Попробуйте поймать снежинку на ладошку. Что с ней случилось? (Растаяла от тепла рук, превратилась в воду.) |
2.Беседа | - Наступила зима. Выпало много снега. Снег на домах, деревьях, кустах, земле. Вода замерзла и превратилась в лед. Лед скользкий, холодный, прозрачный, твердый. Любите ли вы зиму? (Да.) Кто любит кататься на санках и играть в снежки? Зимой холодно, но люди не боятся мороза. Они надели шубы и шапки, варежки. Им тепло зимой |
3.Пальчиковая гимнастика «Снежинки» | Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками Туча по небу плыла. и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Вращать кистями, Может быть подружится. попеременно скрещивая руки |
4. Эксперимент | - Какая сегодня погода? (Морозная, холодная.) Как вы думаете, что случится с водой на морозе? (Вода замерзнет, превратится в лед.) Налейте воды в формочки. Окрасим воду гуашью разных цветов. Оставим их на морозе. (В конце прогулки дети проверяют верность своего предположения, забирают формочки со льдом в группу и наблюдают, как он тает и снова превращается в воду.) |
5.Дидактическая игра «Исправь предложение» | Выбрать правильное предложение из пары. 1.Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге. Медведь спит в берлоге, потому что пришла зима. 2.Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки. Люди надели шубы и шапки, потому что стало холодно. 3.На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал. Пешеход упал, потому что на дороге гололед. 4.Каток открылся, потому что Ваня взял коньки. Ваня взял коньки, потому что открылся каток |
6. Подвижная игра «Дорожки» | На участке рисуются извилистые линии, дети бегают по ним друг за другом, делая сложные повороты и сохраняя равновесие |
7. Подвижная игра «Снежные мишени» | Дети делают из снега мишени и бросают в них снежки |
8.Индивидуальная работа | |
9. Труд | Расчистка дорожек от снега |
10. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
11. Рефлексия | - Какое сейчас время года? (Зима.) Почему? (Кругом лежит снег, холодно.) Какой снег? (Белый, хрустящий, холодный.) |
Тема прогулки 64 «Одеваюсь на зимнюю прогулку»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; формировать представления о сезонных зимних явлениях - гололедице, снегопаде; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Зимняя одежда», выносные игрушки, спортивный инвентарь, мишка-игрушка, предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за погодой | За щёчки щиплет нас мороз, Легко кусает он за нос, Но мы мороза не боимся – На санках с горки вниз помчимся! И. Батова — На улице тепло или холодно? Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице? Как были одеты люди летом? Сравните. морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно, люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть |
2.Беседа | ...Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез. Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою, только треск идет... С. Дрожжин - Посмотрите, сколько снега. Холодно на улице. Что нужно надеть на прогулку? Какая это одежда? (Теплая, шерстяная, зимняя.) |
3.Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю» | Я перчатку надеваю, Поглаживают по очереди одной рукой другую, Я в неё не попадаю. как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики. |
4. Дидактическая игра «Где мишка искал свой мяч» | Педагог спрашивает - дети отвечают. Поиск мяча для мишки (за диваном, под столом...). -Что делает мишка? (Спит.) -Где спит мишка? (На кровати.) -Что сейчас делает мишка? (Встал.) Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (Не встал, еще сидит.) -Где он сидит? (На кровати.) |
5. Подвижная игра «Мы - веселые ребята» | В центре становится водящий, остальные играющие располагаются зaлинией — в «доме». По сигналу педагога дети говорят: «Мы - веселые ребята, любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать!» После слова «догнать» играющие, бегут в противоположный «дом». Нельзя забегать обратно в «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети |
6.Индивидуальная работа | |
7. Труд | Сбор снега для постройки |
8. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
9. Рефлексия | - В какой одежде ходят зимой? Опишите ее. Какая это одежда? (Зимняя, теплая, шерстяная) |
Тема прогулки 65 «Деревья зимой»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы: продолжать ознакомление с многообразием растительного мира, формировать представления о сезонных зимних явлениях - гололедице, снегопаде; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Деревья», мяч, кегли, предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за березой | Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Будто серебром. С. Есенин Педагог предлагает детям посмотреть на березу. -По каким характерным особенностям можно узнать березу. Рассмотрите ее ствол. (Белый, с черными полосками„ похож на сарафан.) В зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. В морозные дни ветки очень хрупкие, их нужно оберегать |
2.Беседа | -Назовите, какие деревья и кустарники вы знаете. Что делают зимой деревья? Как чувствуют они себя зимой? Хорошо им или плохо зимой? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если много снега на ветках или он очень тяжелый? Где у дерева ствол? Где корень? Где у дерева ветки? Где у него листья? Почему на дереве нет листьев? (Осенью все листья опали.) Что лежит на ветках? (Снег) Веткам тяжело от снега, они стали хрупкими на морозе. А если бы на нихш еще были и листья, точно сломались бы |
3.Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу» | Друг от друга деревья росли далеко Показать дерево обеими кистями Человеку пройти этот путь нелегко, Шагать указательным и средним пальцами Только корни деревьев Приложить кисти друг к другу тыльными Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз Будто дерева два навсегда обнялись. |
4. Дидактическое упражнение «Подбеги к тому, что назову » | Педагог называет различные деревья, растущие на участке, а дети к ним подбегают. Становятся вокруг дерева, обхватывая его руками |
5. Подвижная игра «Сбей кеглю» | Дети становятся за линию, на расстоянии в 2-3 метра от которой напротив каждого участника стоит кегля. По сигналу дети прокатывают мячи двумя руками и стараются сбить кегли. Воспитатель помогает детям добиваться улучшения координации движений, покатывает, как придать силу броску. Сбитые кегли убираются |
6. Подвижная игра «Ловишки» | С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится ловишкой. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Очистка участка от снега |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Для чего деревья осенью сбрасывают листву? Что они делают зимой? |
Тема прогулки 66 «Зимовье зверей»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы: продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, формировать представления о сезонных зимних явлениях - гололедице, снегопаде; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Зима» | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за машинами | Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора. Педагог загадывает детям загадки: Начинает он копать – Запылал у чудища Не живая - а идет. Заменяет сто лопат. Изумрудный глаз Неподвижна - а ведет Длинной шеей поверчу – Значит, можно улицу (Дорога.) Груз тяжелый захвачу. Перейти сейчас (Экскаватор.) (Светофор.) Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение. Обратить внимание, что на улице гололед, выяснить что это такое, почему машинам трудно ехать. Очень скользко на дороге – Берегите свои ноги, Осторожно тот идёт, Кому страшен гололёд! Наберём песка с Маринкой И посыплем им тропинку. И. Батова |
2.Беседа | Рассматривают картинки с изображением зверей. - Почему мы называем их животными? (Тело покрыто шерстью, есть лапы, уши, хвост.) Какие это животные и почему? (Дикие животные, потому что они живут в лесу, сами ищут себе дом и добывают пищу, заботятся о детенышах.) Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь и еж.) Чем питаются заяц и белка зимой? Как находят себе пропитание волк и лиса? |
3.Пальчиковая гимнастика «Кот –повар» | Падал снег на порог, Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол. Кот испек себе пирог, Ребенок изображает лепку пирога. А пока лепил и пек, Ребенок «бежит» пальчиками Ручейком пирог утек. обеих рук по столу. Пирожки себе пеки Ребенок вновь изображает Не из снега, а муки. лепку пирога. |
4.Игра-имитация «Кто как двигайся?» | Заяц — прыгает. Медведь — идет вразвалочку. Лиса — крадется. Белка - прыгает. Волк—рыщет |
5.Диактическая игра «Так бывает или нет?» | Педагог задает вопросы, а дети отвечают «да» или «нет» -Зимой медведь спит в дупле на дереве? -Зимой зайцы прячутся от волка в логове? -Зимой лиса играет с белками и мышами в прятки? -Зимой еж собирает грибы и яблоки? -Зимой белка кушает орешки в дупле? |
6. Подвижная игра «Бездомный заяц» | По кругу разложены обручи (по количеству детей). Дети стоят каждый в своем обруче-«домике». По звуку бубна дети выходят из обручей и бегут по кругу друг за другом (в это время один обруч убирается). Как только бубен замолкает, дети должны занять свободный «домик». Кому не хватило обруча, выбывает из игры. После того как убрали 3-4 обруча, игра повторяется. Действовать нужно только по сигналу, бежать спокойно, coблюдать расстояние |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Подметание дорожки |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Как звери в лесу зимой находят себе пропитание? |
Тема прогулки 67«Следы на снегу»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы: продолжать ознакомление с многообразием животного и растительного мира, формировать представления о сезонных зимних явлениях - гололедице, снегопаде; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Зима», игрушечная ель, предметы-заместители, спортивный инвентарь | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за елью | Сравнивают живую и искусственную ель. -Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками. Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Как узнать, живое дерево или искусственное? Почему нельзя рубить деревья? |
2.Беседа | -Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определите, чьи следы мы видим. Оставьте свои следы на снегу, Сравните след взрослого со своим следом |
3.Пальчиковая гимнастика «Следы на снегу» | Снег кружится, снег порхает, снег дорожки засыпает. (Пальчики в щепотку крупу и рассыпаем, как снежок) Я по улице шагаю, след ногами оставляю. (Пальцы рук шагают по в разных направлениях) Раз, два, три, еще следок мой оставил сапожок. Вдоль тропинки кошка шла, босиком она была. (сложить три пальчика на каждой руке в щепотку, продавливать им поочередно «кошкины» следы) Тут ворона проходила, Будто палочкой чертила. ( четыре пальца сжать в кулачок, а свободными мизинчиками чиркать по столу, изображая следы вороны) След большой у дяди Васи, этот меньше – тети Таси, ( Указательный и средний пальцы сложить вместе и делать ими следы дяди Васи, рядом, только средними – тети Таси) Кто-то саночки катал Две полоски рисовал. (прочертить по всей поверхности сплошные полоски большими пальцами) Вот проехала машина, следы широкие у шины. ( следы шин рисуют средний и безымянный пальцы сложенные вместе). Люблю по снегу я гулять, кто след оставил –узнавать! |
4. Дидактическое упражнсние-массаж «Собираемся в зимний лес» | - С помощью имитации надеваем кофты (поглаживание рук, живота); сапоги (поглаживание ног от пальцев до колена); шапки (поглаживание головы, имитация завязывания); застегиваем пуховик, завязываем шарфы (имитируют соответствующие действия). Мы купили Вареньке Поглаживание правой, затем левой руки. Варежки Поглаживание от пальцев к запястью. И валенки. Одновременное поглаживание ног снизу вверх Шубку теплую наденем Имитация движений. И пойдем гулять скорее |
5. Подвижная игра «Мы - веселые ребята» | В центре становится водящий, остальные играющие располагаются зaлинией — в «доме». По сигналу педагога дети говорят: «Мы - веселые ребята, любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать!» После слова «догнать» играющие, бегут в противоположный «дом». Нельзя забегать обратно в «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети |
6.Индивидуальная работа | |
7. Труд | Постройка снежной горки |
8. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
9. Рефлексия | -Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы |
Тема третьей недели «Народное творчество: культура и традиции».
Тема прогулки 68 «Матрешки»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства; ознакомить с внешним обликом и особенностями росписи полх-майданской матрешки; развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и креативные способности детей; воспитывать уважение к труду народных умельцев; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: выносные игрушки, предметы-заместители, спортивный инвентарь | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за елью | Нарядилась в зелёное платьице Чудо-ёлка, лесная красавица, И зимой, и весной, даже летом Не меняет платьице это? И. Батова - Ель - дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу, как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают, как у других деревьев |
2.Беседа | Как вы думаете, для чего матрешку сделали? (Чтобы играть.) Правильно. А сделал матрешку мастер. И сделал ее из дерева. Но дерево же светлое, не разноцветное, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось? (Ее раскроет художник.) А появились игрушки очень давно. Раньше их придумывали и мастерили для детей родители. Игрушки были сделаны из соломы, тряпочек, глины, дерева. Посмотрите, вот такие. И матрешек изготавливали своими руками. Эта игрушка не простая, она с секретом. Если ее открыть, то мы увидим, что внутри еще несколько матрешек, одна меньше другой |
3.Пальчиковая гимнастика «Матрешки» | Мы — красавицы матрёшки, Разжимаем кулачки. Разноцветные одёжки, Шевелим пальчиками. Раз — Матрёна, два — Малаша, Мила — три, четыре — Маша, Загибаем поочередно пальцы Маргарита — это пять. Нас нетрудно сосчитать. Хлопаем в ладоши |
4. Дидактическая игра «Третий лишний» | - Послушайте «зимние» слова, одно из трех слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив свое решение. 1.Декабрь, зима, январь. 2.Снежки, лыжи, коньки. 3.Метель, коньки, снегопад. 4.Снежок, снеговик, снегирь |
5. Подвижная игра «С бережка на бережок» | Педагог растягивает шнур и предлагает детям перепрыгивать через него с одного «берега» на другой «берег» двумя ногами |
6. Подвижная игра «Ловишки» | С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится ловишкой. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Расчистка от снега и мусора дорожек на участке |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - О какой игрушке мы сегодня говорили? А какой секрет есть в матрешке? |
Тема прогулки 69 «Дымковская игрушка»
Тема прогулки 70 «Городецкий промысел»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства; ознакомить с внешним обликом и особенностями росписи дымковской игрушки; развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и креативные способности детей; воспитывать уважение к труду народных умельцев; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: выносные игрушки, дымковские игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за птицами | Кто летает, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет? (Сорока.) - Что это за птица? Как она выглядит? Как люди говорят про сороку? Чем питается сорока? Это зимующая или перелетная птица? Чем заняты птицы зимой? Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда? Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.) Как птицы заботятся о птенцах? |
2.Беседа | «Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, - зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый, как ветер... Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый, как ветер. Привел мастер подмогу, и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников» |
3.Пальчиковая гимнастика «Конь» | Конь меня в дорогу ждет сжимаем, разжимаем пальцы Бьет копытом у ворот. стучим кулачками На ветру играет гривой – шевелим пальчиками Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскачу, хлопки руками Не поеду – полечу. взмахи руками |
4. Дидактическая игра «Кому нужны клыки?» | - У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются? Для чего нужны клыки? (Защищаться; выбираться из воды; пробивать проруби, когда плавает подо льдом; для красоты, если они очень длинные; добывать едуна дне, разрывая дно.) |
5. Подвижная игра «Мы — веселые ребята» | Перед игрой чертят две параллельные линии — «дома». В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». Игроки бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят осаленные игроки. Нельзя забегать обратно в «дом». Ловить пробегающих можно только до противоположного «дома» |
6.Индивидуальная работа | |
7. Труд | Постройка из снега столовой для птиц |
8. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
9. Рефлексия | - Что нового вы узнали? Что запомнилось? |
Тема прогулки 71 «Пословицы и поговорки»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: ознакомить с историей создания пословиц и поговорок; формировать творческие и креативные способности детей; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за солнцем | Выйди, солнышко, скорей, Освети и обогрей, Пусть зима и стужа злая От твоих лучей растает! И. Батова - Какое сегодня солнце? Каждый ли день мы видим солнце? На что оно похоже? Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет |
2.Беседа | - Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями. Пословицы и поговорки живут в народной речи. А когда они появились? - Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей, Собирание пословиц началось давно, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, содержат загадки и пословицы. Большинство составителей этих сборников неизвестны |
3.Пальчиковая гимнастика «Маланья» | У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.) Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку) Семь сыновей, (Показать семь пальцев ) Все без бровей (Очертить брови пальцами ) Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам) Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами ) Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные «гусарские» усы) Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы) Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду) Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».) На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами) И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия) |
4. Дидактическая игра «Нелепица» | - Жираф - царь зверей. Зебра - самое большое сухопутное животное на Земле. Львица не охотится потому, что это за нее делают львята. Крокодил - ласковое и доброе животное. Слон - самое легкое животное, которое ходит по земле. У обезьяны в сумке на животе сидит детеныш. Тюлень питается бананами. Лев охотится за тюленями |
5. Подвижная игра «Черное и белое» | Считалкой выбирается водящий. Дети делятся на две группы: «белые» и «черные». Водящий по сигналу догоняет убегающих в заданном пространстве, которое ограничивается начерченными линиями |
6. Подвижная игра «Мы — веселые ребята» | Перед игрой чертят две параллельные линии — «дома». В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». Игроки бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят осаленные игроки. Нельзя забегать обратно в «дом». Ловить пробегающих можно только до противоположного «дома» |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Расчистить дорожки от снега |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Какие пословицы вы знаете? О чем они говорят? |
Тема прогулки 72 «Потешки»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: ознакомить с потешками; формировать творческие и креативные способности детей; продолжать ознакомление с жизнью птиц; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за птицами | Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно; нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их. - Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем. Вот, ребята, стали птицы слетаться в зимнюю столовую. Прилетели воробьи, сороки, вороны, синички. Давайте сравним воробья и сороку. Какое оперенье у воробья? Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить? А чем они схожи? Чем они питаются? Какую песенку поет воробей? А какую сорока? Какие особенности вы еще заметили в их поведении? Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им очень холодно и они хотят есть.) Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят есть и улетят, когда люди покормят их.) Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармливать птичек крошками, сухими ягодами, семечками.) |
2.Беседа | - Сердечный стишок называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте потешку: Расти, коса, до пояса. Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, маму дочка слушайся. Эта потешка - пожелание, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем |
3.Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока» | Ты, сорока-белобока. (Машем крыльями.) Научи меня летать, (Руки вверх.) Ни высоко, ни далеко – (Руки в стороны.) Только море увидать. (Ладонь козырьком ко лбу.) |
4. Дидактическая игра «Добавь слово» | На севере живут белые ... (медведи). На севере живут неуклюжие ... (тюлени, моржи). На севере стаями живут ... (пингвины). |
5. Подвижная игра «С вала на вал» | Педагог предлагает детям нагрести лопатами два снежных сугроба, а затем прыгать с вала на вал. Проводит индивидуальную работу, обучая не заваливаться и сохранять равновесие |
6. Подвижная игра «Ловишки» | С помощью считалочки выбирается Ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от Ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится Ловишкой. В конце игры определяют, какой Ловишка самый ловкий |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Строительство снежно го вала на участке |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | -- Что вы узнали о потешках? Какие потешки вы знаете? |
Тема четвертой недели «Новогодние чудеса».
Тема прогулки 7 3 «На пороге Новый год»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: продолжать ознакомление с традициями празднования Нового года; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Новый год», предметные картинки – взрослые животные и их детеныши, предметы-заместители, спортивный инвентарь, картинки с изображением животных, выносной материал | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за рябиной | Наступила зима. Стоит наша рябина без листьев. Птицы исклевали ягоды, некоторые ягоды упали на землю, а налетевшие метели укрыли их белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервированные, до весны |
2.Беседа | - Какой праздник бывает зимой? (Новый год.) А вам нравится этот праздник? Почему? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы..) Когда мы отмечаем Новый год? (В ночь с 31 декабря па 1 января.) Как этот праздник отмечается в вашей семье? Что мы будем делать на празднике в детском саду? Мы танцуем и поем, Мы смеемся, веселимся И подарки ждем. И вокруг нарядной елки Водим хоровод. Не боимся мы замерзнуть, Мы встречаем ... (Новый год) |
3.Пальчиковая гимнастика «Елка» | Наша ёлка велика, круговое движение руками в сторону Наша ёлка высока, круговое движение руками вверх Выше мамы, выше папы, поднимать поочередно руки вверх Достаёт до потолка соединить пальцы вверху Будем весело плясать. сжимаем, разжимаем пальцы Будем песни распевать. Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять! хлопки |
4. Дидактическое упражнение «Кто с кем» | По мере выставления картинок педагог предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?». (Лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком.) |
5. Дидактическая игра «Угадай, кто сказал» | Каждый ребенок получает картинки с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например: Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть. Белка. Прыг да скок с ветки на ветку - и так целый день. Главное – набрал шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму. . Дети поднимают соответствующие картинки |
6. Подвижная игра «Бездомный заяц» | По кругу разложены обручи (по количеству детей). Дети стоят каждый в своем обруче-«домике». По звуку бубна дети выходят из обручей и бегут по кругу друг за другом (в это время один обруч убирается). Как только бубен замолкает, дети должны занять свободный «домик». Кому не хватило обруча, выбывает из игры. После того как убрали 3-4 обруча, игра повторяется. Действовать нужно только по сигналу, бежать спокойно, coблюдать расстояние |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Кормление птиц |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Какой праздник мы скоро будем отмечать? Почему вы его ждете? Какие сюрпризы вы хотите получить в Новый год? |
Тема прогулки 74 «Подготовка к празднику»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: продолжать ознакомление с традициями празднования Нового года; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: картинки из серии «Зима. Новый год», спортивный инвентарь, выносной материал , предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за солнышком | Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе. -Где спит солнышко? Откуда оно поднимается? Греет ли солнышко зимой? |
2.Беседа | Скоро, скоро к нам придет лучший праздник - Новый год! Будем мы его встречать - песни петь и танцевать. -Как мы готовимся к празднику? (Украсили группу. Выучили песни, стихи. Разучили танцы.) А еще мы читаем рассказы, стихи про Дедушку Мороза, Снегурочку. -Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времен. Правда, к каждому народу Новый год приходит в свое время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев. Новый год - это праздник, когда тебя не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда ты с нетерпением ждешь окончания боя курантов, чтобы броситься под елку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год - это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые, и дети. Новый год - это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой |
3. Пальчиковая гимнастика «Зима» | Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».) Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Мы её не слышим… (Рука за ухом.) |
4. Динамическая пауза «В наших тепленьких сапожках»
| В наших тепленьких сапожках Мы потопаем немножко. Руки тоже мы согреем и похлопаем скорее. Рукавицы мы надели, не боимся мы метели. Мы с морозом подружились. Как снежинки, закружились. Выполняют движения по тексту, проговаривая его |
5. Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово» | Подобрать однокоренные слова к слову «Снег» |
6. Подвижная игра «Мы — веселые ребята» | Перед игрой чертят две параллельные линии — «дома». В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». Игроки бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят осаленные игроки. Нельзя забегать обратно в «дом». Ловить пробегающих можно только до противоположного «дома» |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Сгребание снега лопаткой |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Почему и взрослые, и дети любят Новый год? |
Тема прогулки 75 «Новогодняя красавица»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: продолжать ознакомление с традициями празднования Нового года; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: искусственная ель, спортивный инвентарь, выносной материал , предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за елью | Сравнивают живую и игрушечную ель. - Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками. Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Как узнать, живое дерево или искусственное? Почему нельзя рубить деревья? - Искусственная елочка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться. Нарядили ёлку в праздничное платье: В пёстрые гирлянды, в яркие огни, И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале, С грустью вспоминая про былые дни. Снится ёлке вечер, месячный и звездный, Снежная поляна, грустный плач волков И соседи-сосны, в мантии морозной, Все в алмазном блеске, в пухе из снегов. К. Фофанов |
2.Беседа | - Традиций празднования Нового года в России довольно много. От времен славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. И, конечно, Дед Мороз и Снегурочка. В вашем доме, скорее всего, о новогоднем столе позаботятся мама или бабушка. А участвовать в украшении новогодней елки и комнаты - огромное удовольствие! При украшении елки на нее первым делом вешают электрическую гирлянду с лампочками, потом игрушки – сначала крупные, затем маленькие. В последнюю очередь надевают на верхушку ели шпиль и раскидывают блестящий «дождик» |
3. Пальчиковая гимнастика «На елке» | Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным Нам подарки преподнёс. Пальцами обеих рук по столу Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная Орешки рядом с ними, с большого Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. |
4. Дидактическая игра «Подбери действие» | Зима что делает – приходит, наступает, морозит. Снег – валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, летит, падает. Снежинки- падают, кружатся, блестят, сверкают, искрятся. Ветер – дует, свищет, метет, бушует. Лед- блестит, сверкает. Дети – катаются, лепят, веселятся, играют. Птицы — ищут корм, мерзнут, греются. Метель – бушует, воет, метет. |
5. Подвижная игра «Снежинки и ветерок» | Дети делятся на две команды - «Снежинки» и «Ветерок». «Снежинки» кружатся, бегают на носочках; «Ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш», и «снежинки» прячутся \ от «ветра», оседают. Игра продолжается 4—5 раз; после чего дети в командах меняются ролями |
6. Подвижная игра «Мы — веселые ребята» | Перед игрой чертят две параллельные линии — «дома». В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». Игроки бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят осаленные игроки. Нельзя забегать обратно в «дом». Ловить пробегающих можно только до противоположного «дома» |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Поможем дворнику |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | - Без чего не бывает Нового года? Какую ель лучше украсить дома: живую или искусственную? Почему? |
Тема прогулки 76 «Главные герои новогодней ночи»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: продолжать ознакомление с традициями празднования Нового года; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: искусственная ель, спортивный инвентарь, выносной материал , предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за снегом | Закружили снежинки-красавицы, Вальс снежинок очень всем нравится! Мы пушинкам раскрыли ладошки: - Полежите у нас хоть немножко! Только снежные хлопья нежны – Испугались они теплоты, Не осталось от них и следа, На ладошках - капля одна. Зато улица наша нарядна, бела, Много снега зима намела. Г. Попова - Какого цвета снег? Какой он на ощупь? Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке? |
2.Беседа | - Российский Дед Мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. (С помощью картинок показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы Деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где прославляется Дед Мороз, на заклички.) |
3.Пальчиковая гимнастика «Зима» | Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны) Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.) Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.) Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивая перед собой.) Пишем на катке круги. (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.) Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками как при ходьбе на лыжах.) И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.) |
4. Дидактическая игра «Один – много» | Шар – шары Свеча – свечи Игрушка – игрушки Подарок – подарки Праздник — … Ёлка — … Гирлянда — … |
5. Динамическая пауза «Снеговик» | Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок. (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.) Он превратится в толстый ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.) Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.) Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.) Но солнце припечет слегка – (Медленно приседают.) Увы! - и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками.) |
6. Подвижная игра «Ловишки» | С помощью считалочки выбирается Ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от Ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится Ловишкой. В конце игры определяют, какой Ловишка самый ловкий |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Засыпка корней деревьев снегом |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | -Где живет Дед Мороз? Опишите его костюм? Как зовут его внучку? На ка- ком транспорте он передвигается и как? |
Тема прогулки 77 «Новогодний праздник»
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Цели: продолжать ознакомление с традициями празднования Нового года; совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности. Материал и оборудование: искусственная ель, спортивный инвентарь, выносной материал , предметы-заместители | |
Компоненты прогулки | Содержание образовательной деятельности |
1.Наблюдение за снегом | Снежок порхает, кружится, .. .Снежок изрезан лыжами, На улице бело. Как мел, скрипуч и сух, И превратились лужицы И ловит кошка рыжая В холодное стекло. Весёлых белых мух. Н. Некрасов - Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой? |
2.Беседа | Что вы знаете о новогоднем празднике? Почему его так любят и дети и взрослые? |
3. Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник» | - Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.) - Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.) |
4. Дидактическое упражнение «Зимние слова» | Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло. Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мо роз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи...) |
5. Динамическая пауза «В декабре» («Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве) | Белые, белые в декабре, в декабре Руки подняли вверх, потянулись Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны Ёлочки, ёлочки, во дворе, во дворе Руки подняли вверх, потянулись Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе Кружится, кружится и поёт, и поёт Кружатся на месте Праздничный, праздничный хоровод, хоровод! Хлопки в ладоши Скользкие, скользкие в декабре, в декабре Имитация скольжения ногами Горочки, горочки во дворе, во дворе… Приседания Звонкие, звонкие в декабре, в декабре Махи руками Песенки, песенки во дворе, во дворе. Прыжки на месте Кружится, кружится и поет, и поет Кружатся на месте Праздничный, праздничный хоровод, хоровод! Хлопки в ладоши |
6. Подвижная игра «Бездомный заяц» | По кругу разложены обручи (по количеству детей). Дети стоят каждый в своем обруче-«домике». По звуку бубна дети выходят из обручей и бегут по кругу друг за другом (в это время один обруч убирается). Как только бубен замолкает, дети должны занять свободный «домик». Кому не хватило обруча, выбывает из игры. После того как убрали 3-4 обруча, игра повторяется. Действовать нужно только по сигналу, бежать спокойно, coблюдать расстояние |
7.Индивидуальная работа | |
8. Труд | Подметание дорожек |
9. Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием |
10. Рефлексия | -Что вы ждете от Нового года? Какие подарки хотите получить? С каким настроением будете встречать праздник? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (декабрь - февраль).
Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач....

Перспективно-тематическое планирование по программе "Детство" по ФГОС средняя группа декабрь
Здесь указанны темы тематического планирования:1. Зимующие птицы2. Домашние и дикие животные3 Зимние игры и забавы4. Весело, весело встретим Новый год!К ним разработана картотека видов деятельно...

Материал для оформления родительского уголка в средней группе_Декабрь
составлено по материалам "для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Средняя группа. Выпуск 1" составителя Н.В. Нищевой...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе. Декабрь
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе на декабрь с целями...

Календарно-тематическое планирование средняя группа декабрь 2020 (30 ноября-4 декабря)
Календарно-тематическое планирование средняя группа декабрь 2020 (30 ноября-4 декабря)...

