Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Мария Александровна

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды в разных агрегатных состояниях. Круговорот воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ftskm_volshebnitsa_voda.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему:

«Волшебница вода»

Автор-разработчик: Павлова Мария Александровна

Воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет)

Длительность занятия: 25 минут

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, познакомить с понятием «круговорот воды в природе»

Программное содержание:

Познавательное развитие:

- Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, без запаха, без вкуса, без цвета), обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

-Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

- Познакомить с процессом круговорота воды в природе.

- Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды.

 

Речевое развитие:

- Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

- Развивать умение грамотно строить высказывания

- Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.

- Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать, делать простейшие выводы.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя.

- Формировать умение быть доброжелательным собеседником.

- Развивать умение отгадывать загадки.

- Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.

 

Социально-коммуникативное развитие: 

- Закреплять умения согласовывать свои действия с другими участниками.

- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

- Выполнять совместные действия, поручения, задания.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

 

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать у детей изобретательские умения.

- Учить понимать образный смысл моделирования.

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, быстроту и логичность мышления.

 

Физическое развитие:

- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к здоровому образу жизни.

- Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

- Развивать ловкость, выносливость через подвижные и малоподвижные игры

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая

Демонстрационный материал: плакат «Круговорот воды в природе», запись со звуком воды, стаканы с водой и кофе, розетка с сахаром, ложки, салфетки, фильтр, банка с грязной водой, термос с горячей водой, стекло, лед, розетки с чесноком, луком, лимоном.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседа о свойствах воды, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде, проведение опыта «Всем нужна вода», наблюдение за природными явлениями.

Ход НОД

  • Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Предлагаю вам послушать музыку (звучит музыка с журчанием воды).
  • Что вы слышите, ребята?
  • Журчит, льется вода...
  • Да, это звуки воды. Сегодня мы будем говорить о волшебнице воде.

-Да, вода волшебница. Потому что с водой в природе происходят различные чудеса. Мы об этом сегодня с вами узнаем.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океан

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

  • Ребята, вы с этим согласны?
  • Можно без воды прожить?
  • Нет, нельзя!
  • Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?
  • Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям
  • Правильно, а для чего нам нужна вода?
  • Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;- чтобы убираться;- чтобы стирать;- чтобы готовить еду;- чтобы поливать растения...
  • Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
  • Вода живет в море, океане, в реке, в кране.
  • Сейчас предлагаю отгадать загадки, (после отгадывания показываю картинки с изображением дождя, росы и т. д.)

  1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -. (Дождь)

  1. Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса.

Как зовут её? (Роса)

  1. Белые овечки

Не сидят на печке

А плывут издалека

Кучевые (Облака)

  1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

  1. С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

  1. Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься! (Лед)

Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом? Ответы детей.

Правильно, ребята, это вода.

А сегодня мы поговорим о свойствах воды.

В. Предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы с вами проведём опыты, как настоящие учёные.

(Повторяем правила поведения при проведении опытов в лаборатории)

Опыт 1.

У меня на столе стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом - кофе. Мы сейчас проделаем опыт и узнаем об одном из свойств воды. Возьмем ложку и положим в стакан с кофе, а другую ложку в стакан с водой.

В стакане с кофе ложка видна?

  • Нет.
  • А в стакане с водой?
  • Да, видна.
  • Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?
  • Потому что вода прозрачная. Значит, мы узнали первое свойство воды - она прозрачная.

Опыт 2.

  • Ребята, есть еще одно свойство воды. Вы знаете, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

-Да.

  • Я сейчас проверю - дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, что это? (даю понюхать лук, а затем чеснок, апельсин, огурец, лимон).
  • Вы все правильно угадали а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?
  • Нет.
  • Значит, что-можно сказать о воде?
  • У воды нет запаха.
  • Вот мы и узнали второе свойство воды, у нее нет запаха.

Опыт 3.

  • Ребята, а конфеты вы любите?
  • Да!
  • А почему вы их любите?
  • Потому что они вкусные, сладкие...
  • А лимон какой на вкус?
  • Кислый.
  • Попробуйте воду, она сладкая?
  • Нет.
  • Кислая?
  • Нет.
  • Соленая?
  • Нет
  • Значит, что еще можно сказать о воде?
  • У нее нет вкуса. Правильно, еще одно свойство воды - у нее нет ярко выраженного вкуса.


Опыт 4.

  • У меня на столе есть розетка с сахаром, возьмем кусочек сахара и положим в стакан с водой. Видите, вы сахар?
  • Да.
  • А теперь размешаем хорошо воду в стакане, что произошло с сахаром?
  • Сахар растворился.
  • Вода может растворять. Значит еще одно свойство воды - она может растворять, например, сахар, соль, соду и другое.

Опыт 5  

Вода не всегда бывает жидкой. Ребята, посмотрите, что у меня еще есть (высыпает лед, что это? Из чего получился лед? Вода жидкая, но у нее есть такое свойство при охлаждении вода становится твердой, как камень.

 Посмотрите, вот он лед, твердый, как камень, холодный, но когда лед тает, то превращается опят в жидкость. Лед - это замерзшая вода.

 Опыт 6  

При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой, виден пар). 

  • Вы видите пар?
  • Да.
  •  Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды, показывает детям). Увидели, что пар - это тоже вода?
  • Вы теперь знаете, ребята, что вода бывает... какой?
  • Жидкой!
  • А если ее заморозить, во что превращается вода?
  • В лед!
  • А при нагревании?
  • В пар!

Мы с вами хорошо потрудились, провели опыты, а теперь пора отдохнуть.

Физминутка «Капельки»

Один, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть,

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Шаг туда, шаг сюда,

Повернись вокруг себя,

Сели – встали, сели – встали,

Ручки к верху все подняли,

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

А еще вода может путешествовать.

 «Про капельку» (Рассказываю и показываю путешествие капельки по плакату «Круговорот воды в природе»)

Одна веселая капелька жила с подружками в ручейке. Но вот однажды выглянуло

жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-ручей.

Это путешествие капельки называется «круговорот воды в природе».

Дидактическая игра «Собери картинку» (детям предлагается собрать круговорот воды в природе).

Рефлексия

  • Ребята, понравилось вам проводить опыты?
  • А о каких свойствах воды вы узнали?
  • Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет ярко выраженного вкуса. Вода может растворять, может превратиться в пар, в лед. Какие волшебные превращения с водой мы увидели? Как называется путешествие капельки воды в природе? Ребята, вы очень хорошо занимались, отвечали на вопросы, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...