Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды в разных агрегатных состояниях. Круговорот воды в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему:
«Волшебница вода»
Автор-разработчик: Павлова Мария Александровна
Воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: Старшая группа (5-6 лет)
Длительность занятия: 25 минут
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, познакомить с понятием «круговорот воды в природе»
Программное содержание:
Познавательное развитие:
- Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, без запаха, без вкуса, без цвета), обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
-Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
- Познакомить с процессом круговорота воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды.
Речевое развитие:
- Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Развивать умение грамотно строить высказывания
- Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.
- Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать, делать простейшие выводы.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя.
- Формировать умение быть доброжелательным собеседником.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие:
- Закреплять умения согласовывать свои действия с другими участниками.
- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
- Выполнять совместные действия, поручения, задания.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать у детей изобретательские умения.
- Учить понимать образный смысл моделирования.
- Развивать творческое воображение, наблюдательность, быстроту и логичность мышления.
Физическое развитие:
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
- Развивать ловкость, выносливость через подвижные и малоподвижные игры
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая
Демонстрационный материал: плакат «Круговорот воды в природе», запись со звуком воды, стаканы с водой и кофе, розетка с сахаром, ложки, салфетки, фильтр, банка с грязной водой, термос с горячей водой, стекло, лед, розетки с чесноком, луком, лимоном.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседа о свойствах воды, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде, проведение опыта «Всем нужна вода», наблюдение за природными явлениями.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Предлагаю вам послушать музыку (звучит музыка с журчанием воды).
- Что вы слышите, ребята?
- Журчит, льется вода...
- Да, это звуки воды. Сегодня мы будем говорить о волшебнице воде.
-Да, вода волшебница. Потому что с водой в природе происходят различные чудеса. Мы об этом сегодня с вами узнаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океан
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
- Ребята, вы с этим согласны?
- Можно без воды прожить?
- Нет, нельзя!
- Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?
- Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям
- Правильно, а для чего нам нужна вода?
- Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;- чтобы убираться;- чтобы стирать;- чтобы готовить еду;- чтобы поливать растения...
- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
- Вода живет в море, океане, в реке, в кране.
- Сейчас предлагаю отгадать загадки, (после отгадывания показываю картинки с изображением дождя, росы и т. д.)
- Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь)
- Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её? (Роса)
- Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые (Облака)
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
- С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град)
- Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед)
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом? Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
А сегодня мы поговорим о свойствах воды.
В. Предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы с вами проведём опыты, как настоящие учёные.
(Повторяем правила поведения при проведении опытов в лаборатории)
Опыт 1.
У меня на столе стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом - кофе. Мы сейчас проделаем опыт и узнаем об одном из свойств воды. Возьмем ложку и положим в стакан с кофе, а другую ложку в стакан с водой.
В стакане с кофе ложка видна?
- Нет.
- А в стакане с водой?
- Да, видна.
- Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?
- Потому что вода прозрачная. Значит, мы узнали первое свойство воды - она прозрачная.
Опыт 2.
- Ребята, есть еще одно свойство воды. Вы знаете, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
-Да.
- Я сейчас проверю - дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, что это? (даю понюхать лук, а затем чеснок, апельсин, огурец, лимон).
- Вы все правильно угадали а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?
- Нет.
- Значит, что-можно сказать о воде?
- У воды нет запаха.
- Вот мы и узнали второе свойство воды, у нее нет запаха.
Опыт 3.
- Ребята, а конфеты вы любите?
- Да!
- А почему вы их любите?
- Потому что они вкусные, сладкие...
- А лимон какой на вкус?
- Кислый.
- Попробуйте воду, она сладкая?
- Нет.
- Кислая?
- Нет.
- Соленая?
- Нет
- Значит, что еще можно сказать о воде?
- У нее нет вкуса. Правильно, еще одно свойство воды - у нее нет ярко выраженного вкуса.
Опыт 4.
- У меня на столе есть розетка с сахаром, возьмем кусочек сахара и положим в стакан с водой. Видите, вы сахар?
- Да.
- А теперь размешаем хорошо воду в стакане, что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- Вода может растворять. Значит еще одно свойство воды - она может растворять, например, сахар, соль, соду и другое.
Опыт 5
Вода не всегда бывает жидкой. Ребята, посмотрите, что у меня еще есть (высыпает лед, что это? Из чего получился лед? Вода жидкая, но у нее есть такое свойство при охлаждении вода становится твердой, как камень.
Посмотрите, вот он лед, твердый, как камень, холодный, но когда лед тает, то превращается опят в жидкость. Лед - это замерзшая вода.
Опыт 6
При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой, виден пар).
- Вы видите пар?
- Да.
- Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды, показывает детям). Увидели, что пар - это тоже вода?
- Вы теперь знаете, ребята, что вода бывает... какой?
- Жидкой!
- А если ее заморозить, во что превращается вода?
- В лед!
- А при нагревании?
- В пар!
Мы с вами хорошо потрудились, провели опыты, а теперь пора отдохнуть.
Физминутка «Капельки»
Один, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть,
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Шаг туда, шаг сюда,
Повернись вокруг себя,
Сели – встали, сели – встали,
Ручки к верху все подняли,
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
А еще вода может путешествовать.
«Про капельку» (Рассказываю и показываю путешествие капельки по плакату «Круговорот воды в природе»)
Одна веселая капелька жила с подружками в ручейке. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-ручей.
Это путешествие капельки называется «круговорот воды в природе».
Дидактическая игра «Собери картинку» (детям предлагается собрать круговорот воды в природе).
Рефлексия
- Ребята, понравилось вам проводить опыты?
- А о каких свойствах воды вы узнали?
- Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет ярко выраженного вкуса. Вода может растворять, может превратиться в пар, в лед. Какие волшебные превращения с водой мы увидели? Как называется путешествие капельки воды в природе? Ребята, вы очень хорошо занимались, отвечали на вопросы, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»
Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).
Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2. Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)
Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»
Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»
- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"
Домашние животные и птицы, их польза для людей...
