Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Насекомые» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Мария Николаевна

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Насекомые»

в подготовительной к школе группе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nasekomye.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

        

        

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Насекомые»

в подготовительной к школе группе

Автор-разработчик:

                                                                                                                                                               Зайцева Мария Николаевна

воспитатель

г. Шарья, 2025 год

Схема конспекта

Возрастная группа воспитанников - подготовительная к школе группа

Тема: «Насекомые»

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Программные задачи:  

- расширить и закрепить знание детей о насекомых;

- продолжать формировать умение у детей отгадывать загадки;

- расширить знания детей о последовательности цикла развития бабочки

- развивать у детей логическое мышление;

- обогащать словарный запас по теме «Насекомые»

- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Интегрируемые образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, коммуникативная.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Предварительная работа: беседа с детьми «Кто такие насекомые?», рассматривание иллюстрации с насекомыми, чтение К.Чуковского «Муха-цокотуха». «Тараканище», отгадывание загадок о насекомых, лепка «Божья коровка», рисование «Насекомые», наблюдение на прогулке за насекомыми.

Оборудование: письмо, конверты с заданиями, игрушки насекомые, дидактическая игра «Собери картинку», цветные круги для обозначения столов, дидактическая игра «Четвёртый лишний» Презентация «Рождение бабочки», карточки, изображающие процесс развития бабочки, загадки – лупы, насекомые на липучках к загадкам, мяч, лэпбук «Мир насекомых»



Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

 Ребята, сегодня придя утром в группу я нашла конверт с коробкой, адресованные для подготовительной группы. А еще здесь написано «Открыть, когда придут дети»

Открываем конверт.

Воспитатель читает письмо

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Евгений Петрович. Я – энтомолог – коллекционирую насекомых. У меня случилась большая беда. Из моей коллекции пропали насекомые, помогите мне пожалуйста их найти. Но для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в коробочках с цифрами. Очень прошу помогите мне найти моих насекомых.

С уважением, Евгений Петрович.»

Дети и педагог встают в круг, и приветствуют друг друга.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Ну что ребята поможем Евгению Петровичу отыскать его насекомых?

Ребята, а каких насекомых вы знаете?

А как вы думаете, почему насекомых называют насекомыми.

Правильно, тело насекомого разделено на несколько частей, вот этих слов «насекать» произошло название Насекомые

Ответы детей

Ответы детей

На брюшке видны поперечные полоски-насечки, от слова «насечка»

Вопросы

2 часть - основная

Цель: формировать у дошкольников установку на выполнение заданий; обобщить и систематизировать знания детей о насекомых

Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми

Воспитатель: А теперь давайте приступим к выполнению заданий.

Найдите конверт с цифрой 1.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Воспитатель: Задание №1. Посмотрите здесь находятся карточки – лупы, а на обратной стороне загадка. Отгадав загадку нам нужно найти соответствующее отгадку - насекомое и прикрепить на лупу

Зазвенел в ушах звоночек,

Тонкий – тонкий голосочек!

А настойчивый какой!

И звенит он над рекой,

И в лесу, и в доме.

Спрячусь я в соломе»

Но наносит свой удар

Неожиданно……

Всем она надоедает

И по комнатам летает,

Пристает и вновь резвится,

Ей спокойно не сидится.

Все летает и жужжит,

На стекле она сидит,

Позолоченное брюхо,

Догадались? Это?....

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая…

У реки, над камышами,

Вот с таа-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолет.

Пассажиров не берет!

И пропеллер… и глаза…

Да ведь это - …

Громка я жужжу, летая,

Мед целебный собирая,

Всем полезна и мила

Хлопотливая…

В черных точках

Красный плащ носит жук.

Растенья – страж.

С вредной тлёй воюет ловко

Это …

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-тои хочет?

Этот человечек –

Зелененький -

У нее так много ног,

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка - …

У меня в руках сидит

Кто-то странный и жужжит,

Лапками меня щекочет,

Вырваться из плена хочет.

Приоткрою я ладошки.

А он в щелку понемножку

Взял и вылетел из рук,

Мой жужжащий майский…

Молодцы, все загадки отгадали. И выполнили первое задание.

Посмотрите, а в конверте еще что-то есть?

(Достаю из конверта МУХУ)

Вот мы с вами нашли первое насекомое.

        

Давайте откроем следующее задание.

Задание №2. Собери картинку.

Здесь лежат фрагменты, из которых я думаю нужно собрать картинку. И мне кажется, что здесь не одна картинка получится. Посмотрите у фрагментов обратная сторона разных цветов.

А вы сможете собрать картинки, опираясь на цвет обратной стороны?

Пожалуйста те ребята у кого картинки с синей рубашкой – обратной стороной, подойдите к столу, отмеченному синим кружком, а те, у кого с желтой – к столу с желтым кружком и так далее. Попробуйте собрать картинки.

Какие насекомые получились на картинках, которые вы собрали.

Посмотрите и в этой коробке спряталось насекомое?

Молодцы, справились с этим заданием.

Вы готовы выполнить следующее задание.

Задание №3.

Так, а в этом конверте находятся карточки.

И перед выполнением этого задания я предлагаю отправится к компьютеру и посмотреть что-то интересное.

Дети смотрят презентацию «Появление бабочки»

1 слайд. Бабочки - самки находят укромное место с нижней стороны листа и откладывают там множество крошечных яичек. В каждом из них находится крошечная гусеница, которая день ото дня растёт. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца.

2 слайд. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она есть, тем быстрее растёт. И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из неё.

3 слайд. Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек, она ловко ползает по листьям и веткам.

4 слайд. Вскоре гусеница становится большой и перестаёт есть и ползать, устраивается поудобнее на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тело гусеницы, покрытое новой мягкой   кожей. Его называют коконом.

5 слайд.

Внутри кокона растёт бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами.

 6 слайд. Таким хоботком бабочка пьёт цветочный нектар. Придёт время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы снова превратятся в прекрасных бабочек.

Вот так рождается бабочка.

А теперь давайте с помощью этих карточек выстоим последовательность появления бабочки.

(Д/и «Что сначала, что потом»)

Молодцы, выполнили это задание. И мы нашли еще одно насекомое. БАБОЧКА

Следующее задание. Задание №4.

Ой ребята а здесь лежит КУЗНЕЧИК.

А давайте мы все вместе превратимся в кузнечиков.

Физминутка «Кузнечик»

Представьте, что мы все кузнечики.

Поднимайте плечики

Прыгают кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко,

Прыгай на носках легко

Ребята, здесь еще конверт с цифрой 5.

Задание №5. Д/и «Четвертый лишний»

Здесь лежат карточки, на которых изображены картинки. Вам нужно найти лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.

 Молодцы, и с этим заданием вы справились

И здесь тоже спряталось насекомое. Кто же это?

Посмотрите ребята осталось последнее задание.

Задание №6

Каждое насекомое по-своему передвигается и давайте вспомним, как же передвигаются насекомые. Я буду вам кидать мяч, называя насекомое, а вы мне обратно называя как передвигается это насекомое.

Муравей …

Бабочка …

Гусеница …

Кузнечик …

Оса …

Комар …

Стрекоза …

Божья коровка …

Молодцы, мы и с этим заданием справились.

И нашли последнее насекомое.

Кто же это?

Дети берут лупы-загадки

Комар

Муха

Бабочка

Стрекоза

Пчела

Божья коровка

Кузнечик

Гусеница

Жук

Ответы детей

Ответы детей

Дети берут фрагменты, и идут собирать картинки.

Ответы детей.

Стрекоза

Ответы детей

Дети проходят к компьютеру. Садятся на стулья

Дети берут карточки и выкладывают последовательность

Дети выходят на ковер

(дети поднимают плечи)

(дети прыгают)

(дети прыгают)

(Дети остановились, сели)

(дети сидят слушают тишину)

(Дети прыгают)

Дети каждый берут по карточке и объясняют какая картинка лишняя и почему.

Божья коровка

Ползает

Порхает

Ползает

Прыгает

Летает

Летает

Летает

Летает

Пчела

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

3 часть - заключительная

Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Смотрите ребята все задания закончили, и мы с вами нашли насекомых, которые пропали у коллекционера Евгения Петровича.

Ребята, скажите сложные были задания?

А какое задние для вас было самым сложным?

А каких же насекомых с вами нашли?

Но вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте положим всех насекомых в коробку и отправим их Евгению Петровичу. Согласны?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Вопросы

Положительная оценка

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

А за то, что вы помогли найти насекомых, Евгений Петрович отправил вам вот такой лэпбук «Мир насекомых» из которого вы узнаете еще много нового и интересного про насекомых

Дети берут лэпбук и идут его рассматривать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нетрадиционной образовательной деятельности по экологии. Область Познавательное развитие. Тема "Путешествие капельки" подготовительная к школе группа.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями,  осно...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»

НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познаватель...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Самолет» для детей подготовительной к школе группы.

НОД может быть запланирована как ко дню Защитников Отечества, так и в день ВКС.В конспекте много развивающего и закрепляющкго материала....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей и подготовительной к школе группе «Путешествие в мир счетных устройств»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка»          Конспектнепрерывной образовательной де...