Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Насекомые» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Насекомые»
в подготовительной к школе группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
городского округа город Шарья Костромской области
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Насекомые»
в подготовительной к школе группе
Автор-разработчик:
Зайцева Мария Николаевна
воспитатель
г. Шарья, 2025 год
Схема конспекта
Возрастная группа воспитанников - подготовительная к школе группа
Тема: «Насекомые»
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
Программные задачи:
- расширить и закрепить знание детей о насекомых;
- продолжать формировать умение у детей отгадывать загадки;
- расширить знания детей о последовательности цикла развития бабочки
- развивать у детей логическое мышление;
- обогащать словарный запас по теме «Насекомые»
- воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Интегрируемые образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, коммуникативная.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Предварительная работа: беседа с детьми «Кто такие насекомые?», рассматривание иллюстрации с насекомыми, чтение К.Чуковского «Муха-цокотуха». «Тараканище», отгадывание загадок о насекомых, лепка «Божья коровка», рисование «Насекомые», наблюдение на прогулке за насекомыми.
Оборудование: письмо, конверты с заданиями, игрушки насекомые, дидактическая игра «Собери картинку», цветные круги для обозначения столов, дидактическая игра «Четвёртый лишний» Презентация «Рождение бабочки», карточки, изображающие процесс развития бабочки, загадки – лупы, насекомые на липучках к загадкам, мяч, лэпбук «Мир насекомых»
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть - вводная | Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность. | ||
Создание образовательной ситуации | Ребята, сегодня придя утром в группу я нашла конверт с коробкой, адресованные для подготовительной группы. А еще здесь написано «Открыть, когда придут дети» Открываем конверт. Воспитатель читает письмо «Здравствуйте ребята. Меня зовут Евгений Петрович. Я – энтомолог – коллекционирую насекомых. У меня случилась большая беда. Из моей коллекции пропали насекомые, помогите мне пожалуйста их найти. Но для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в коробочках с цифрами. Очень прошу помогите мне найти моих насекомых. С уважением, Евгений Петрович.» | Дети и педагог встают в круг, и приветствуют друг друга. | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Ну что ребята поможем Евгению Петровичу отыскать его насекомых? Ребята, а каких насекомых вы знаете? А как вы думаете, почему насекомых называют насекомыми. Правильно, тело насекомого разделено на несколько частей, вот этих слов «насекать» произошло название Насекомые | Ответы детей Ответы детей На брюшке видны поперечные полоски-насечки, от слова «насечка» | Вопросы |
2 часть - основная | Цель: формировать у дошкольников установку на выполнение заданий; обобщить и систематизировать знания детей о насекомых | ||
Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми | Воспитатель: А теперь давайте приступим к выполнению заданий. Найдите конверт с цифрой 1. | ||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Воспитатель: Задание №1. Посмотрите здесь находятся карточки – лупы, а на обратной стороне загадка. Отгадав загадку нам нужно найти соответствующее отгадку - насекомое и прикрепить на лупу Зазвенел в ушах звоночек, Тонкий – тонкий голосочек! А настойчивый какой! И звенит он над рекой, И в лесу, и в доме. Спрячусь я в соломе» Но наносит свой удар Неожиданно…… Всем она надоедает И по комнатам летает, Пристает и вновь резвится, Ей спокойно не сидится. Все летает и жужжит, На стекле она сидит, Позолоченное брюхо, Догадались? Это?.... Нет, не птица, но летает. Высоко она порхает. На цветочке посидит, И раскраской всех манит. Вся такая лапочка, Маленькая… У реки, над камышами, Вот с таа-а-а-акущими глазами, Зависает вертолет. Пассажиров не берет! И пропеллер… и глаза… Да ведь это - … Громка я жужжу, летая, Мед целебный собирая, Всем полезна и мила Хлопотливая… В черных точках Красный плащ носит жук. Растенья – страж. С вредной тлёй воюет ловко Это … Кто с листочка на травинку Быстро скачет вдоль тропинки? Кто так весело стрекочет, Рассказать о чем-тои хочет? Этот человечек – Зелененький - У нее так много ног, Сосчитать не каждый б смог. В них такая путаница, Их хозяйка - … У меня в руках сидит Кто-то странный и жужжит, Лапками меня щекочет, Вырваться из плена хочет. Приоткрою я ладошки. А он в щелку понемножку Взял и вылетел из рук, Мой жужжащий майский… Молодцы, все загадки отгадали. И выполнили первое задание. Посмотрите, а в конверте еще что-то есть? (Достаю из конверта МУХУ) Вот мы с вами нашли первое насекомое.
Давайте откроем следующее задание. Задание №2. Собери картинку. Здесь лежат фрагменты, из которых я думаю нужно собрать картинку. И мне кажется, что здесь не одна картинка получится. Посмотрите у фрагментов обратная сторона разных цветов. А вы сможете собрать картинки, опираясь на цвет обратной стороны? Пожалуйста те ребята у кого картинки с синей рубашкой – обратной стороной, подойдите к столу, отмеченному синим кружком, а те, у кого с желтой – к столу с желтым кружком и так далее. Попробуйте собрать картинки. Какие насекомые получились на картинках, которые вы собрали. Посмотрите и в этой коробке спряталось насекомое? Молодцы, справились с этим заданием. Вы готовы выполнить следующее задание. Задание №3. Так, а в этом конверте находятся карточки. И перед выполнением этого задания я предлагаю отправится к компьютеру и посмотреть что-то интересное. Дети смотрят презентацию «Появление бабочки» 1 слайд. Бабочки - самки находят укромное место с нижней стороны листа и откладывают там множество крошечных яичек. В каждом из них находится крошечная гусеница, которая день ото дня растёт. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. 2 слайд. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она есть, тем быстрее растёт. И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из неё. 3 слайд. Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек, она ловко ползает по листьям и веткам. 4 слайд. Вскоре гусеница становится большой и перестаёт есть и ползать, устраивается поудобнее на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тело гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом. 5 слайд. Внутри кокона растёт бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. 6 слайд. Таким хоботком бабочка пьёт цветочный нектар. Придёт время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы снова превратятся в прекрасных бабочек. Вот так рождается бабочка. А теперь давайте с помощью этих карточек выстоим последовательность появления бабочки. (Д/и «Что сначала, что потом») Молодцы, выполнили это задание. И мы нашли еще одно насекомое. БАБОЧКА Следующее задание. Задание №4. Ой ребята а здесь лежит КУЗНЕЧИК. А давайте мы все вместе превратимся в кузнечиков. Физминутка «Кузнечик» Представьте, что мы все кузнечики. Поднимайте плечики Прыгают кузнечики Прыг-скок, прыг-скок Сели, травушку покушали Тишину послушали Тише, тише высоко, Прыгай на носках легко Ребята, здесь еще конверт с цифрой 5. Задание №5. Д/и «Четвертый лишний» Здесь лежат карточки, на которых изображены картинки. Вам нужно найти лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя. Молодцы, и с этим заданием вы справились И здесь тоже спряталось насекомое. Кто же это? Посмотрите ребята осталось последнее задание. Задание №6 Каждое насекомое по-своему передвигается и давайте вспомним, как же передвигаются насекомые. Я буду вам кидать мяч, называя насекомое, а вы мне обратно называя как передвигается это насекомое. Муравей … Бабочка … Гусеница … Кузнечик … Оса … Комар … Стрекоза … Божья коровка … Молодцы, мы и с этим заданием справились. И нашли последнее насекомое. Кто же это? | Дети берут лупы-загадки Комар Муха Бабочка Стрекоза Пчела Божья коровка Кузнечик Гусеница Жук Ответы детей Ответы детей Дети берут фрагменты, и идут собирать картинки. Ответы детей. Стрекоза Ответы детей Дети проходят к компьютеру. Садятся на стулья Дети берут карточки и выкладывают последовательность Дети выходят на ковер (дети поднимают плечи) (дети прыгают) (дети прыгают) (Дети остановились, сели) (дети сидят слушают тишину) (Дети прыгают) Дети каждый берут по карточке и объясняют какая картинка лишняя и почему. Божья коровка Ползает Порхает Ползает Прыгает Летает Летает Летает Летает Пчела | Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка Положительная оценка |
3 часть - заключительная | Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | Смотрите ребята все задания закончили, и мы с вами нашли насекомых, которые пропали у коллекционера Евгения Петровича. Ребята, скажите сложные были задания? А какое задние для вас было самым сложным? А каких же насекомых с вами нашли? Но вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте положим всех насекомых в коробку и отправим их Евгению Петровичу. Согласны? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Вопросы Положительная оценка |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | А за то, что вы помогли найти насекомых, Евгений Петрович отправил вам вот такой лэпбук «Мир насекомых» из которого вы узнаете еще много нового и интересного про насекомых | Дети берут лэпбук и идут его рассматривать | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект нетрадиционной образовательной деятельности по экологии. Область Познавательное развитие. Тема "Путешествие капельки" подготовительная к школе группа.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, осно...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»
НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познаватель...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей в подготовительной к школе группе «Поможем Золушке»
Конспект НОД по математике...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» «Самолет» для детей подготовительной к школе группы.
НОД может быть запланирована как ко дню Защитников Отечества, так и в день ВКС.В конспекте много развивающего и закрепляющкго материала....

Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности и познавательного развития в старшей группе из цикла: «Познай свое тело» на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Развитие детей при момощи упражнений с сибирскими бордами...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей и подготовительной к школе группе «Путешествие в мир счетных устройств»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка» Конспектнепрерывной образовательной де...
