Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия в осенний парк»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия детей старшей группы
«Экскурсия в осенний парк»
Цель: Ознакомление с осенними изменениями в природе, развивать умения видеть эти изменения и понимать причину происходящего в природе. Формировать экологическую культуры у детей дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности;
- совершенствовать умения детей различать деревья и правильно называть их;
- продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей, знать и выполнять правила поведения в парке.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- вызывать положительные эмоции детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
- воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми об осени и изменениях, которые происходят с наступлением каждого месяца, её признаках, приметах. наблюдение во время прогулки за деревьями (рябина, береза, осина, дуб) Рассматривание иллюстраций, репродукций об осени русских художников В. Поленова и А. Остроухова «Золотая осень». Чтение рассказов, разучивание стихотворений, народных пословиц. Разгадывание загадок.
Подготовительная работа: проведение инструктажа с детьми, определение места экскурсии, выбор места для игр с детьми, выбор места сбора природного материала, подбор оборудования и материалов: лупы, корзина.
Ход экскурсии
1. Вводная беседа.
Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть загадки. Сможете отгадать? Слушайте внимательно:
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья дерева)
Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! А теперь послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение «Осенний клад» И. Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?
Ответы детей.
Воспитатель
-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
Вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых).
Основная часть:
Воспитатель
- Ребята, мы с вами в парке, оглянитесь вокруг, посмотрите, как красиво в парке осенью. А кто помнит, чем отличается парк от леса?
Ответы детей.
- Правильно ребята, парк создали люди, здесь есть дорожки, они расчищены и ухожены. Есть много цветников и клумб, где работники парка высаживают красивые цветы. В парке поставлены скамейки для отдыха, есть освещение.
- Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, как изменился он осенью.
- Какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей.
- Правильно, ребята, становится холоднее, улетают птицы, насекомых нет.
В начале осени еще бывает много теплых дней, но солнце греет не так сильно, как летом, небо еще голубое, но уже все чаще и чаще появляются облака. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Посмотрите сколько листьев!
-Хотите сами проверить, как шуршат листья?
- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите вы их собирать? Почему? Что вы сними делаете?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение М Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Воспитатель
- Давайте пройдем по парку и послушаем, как шуршат листья под ногами и понаблюдаем за осенней природой. Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки.
Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие деревья можно встретить в парке?
Ответы детей (дуб, береза, клен, рябина, каштан, осина, ель, лиственница)
- Посмотрите на деревья и скажите, что изменилось?
Ответы детей. (На деревьях листья стали другого цвета. Они желтые, красные, коричневые. Листьев на деревьях становится меньше.)
Воспитатель. Правильно ребята, обратите внимание, что некоторые деревья не изменили свой окрас. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель. А вы заметили, что листья сирени остались тоже зеленого цвета?
Ответы детей
Воспитатель читает стихотворение:
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора!
Воспитатель
А теперь ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые.
Речевое упражнение: Игра «Скажи красивые слова об осени».
- Осень какая?
Ответы детей.
Воспитатель
-Ребята, можно достать наши лупы, которые мы взяли с собой, и поближе рассмотреть листья разных деревьев. Обратите внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у осины — гладкая, у дуба очень плотная.
- Вспомним еще раз, почему листья осенью желтеют и опадают?
Ответы детей.
Воспитатель
-Правильно, потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
-Ребята, вот вам задание: понаблюдайте и найдите листья березы, дуба и клена. Принесите и сложим их в нашу корзину.
Воспитатель берет листья от березы, дуба и клена.
- Расскажите, пожалуйста, чем отличается каждый из этих листочков?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Воспитатель называет форму, размер, цвет листьев, а дети угадывают по описанию.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру
Подвижная игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель показывает листок, дети бегут к дереву. (играют 3-4 раза)
Воспитатель читает стихотворение:
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят…
Воспитатель:
Ребята, кто скажет, что такое листопад?
Ответы детей.
Воспитатель:
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
Ответы детей.
Воспитатель: -А кто знает, что такое ветер?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами гуляли по парку, увидели, какие изменения в природе произошли с приходом осени.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по листочку.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Заключительная часть:
- Ну вот, мы и побывали в осеннем парке.
Ребята, вы знаете, что в нашем детском саду проходит конкурс поделок из природного материала «Золотая осень». Я предлагаю вам сейчас набрать природный материал (листочки, желуди, палочки, шишки) и дома вместе с родителями сделать поделку.
(Дети собирают в корзину природный материал).
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним парком.
Вам понравилась экскурсия в парк?
Что произошло с погодой?
Как изменились растения?
Что же интересного вы узнали?
Давайте посмотрим друг на друга.
Румяные щечки, свежий воздух для укрепления здоровья и хорошее настроение!
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и говорит, что они правильно вели себя в парке: не ломали ветки, а собирали листья на земле, не трясли деревья, т.е. помнили те правила поведения на природе, которые обсуждали все вместе перед экскурсией.
Возвращение в детский сад.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы
«Экскурсия в осенний парк»
Санкт-Петербург
2024
Конспект занятия детей старшей группы
«Экскурсия в осенний парк»
Цель: Ознакомление с осенними изменениями в природе, развивать умения видеть эти изменения и понимать причину происходящего в природе. Формировать экологическую культуры у детей дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности;
- совершенствовать умения детей различать деревья и правильно называть их;
- продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей, знать и выполнять правила поведения в парке.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- вызывать положительные эмоции детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;
- воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми об осени и изменениях, которые происходят с наступлением каждого месяца, её признаках, приметах. наблюдение во время прогулки за деревьями (рябина, береза, осина, дуб) Рассматривание иллюстраций, репродукций об осени русских художников В. Поленова и А. Остроухова «Золотая осень». Чтение рассказов, разучивание стихотворений, народных пословиц. Разгадывание загадок.
Подготовительная работа: проведение инструктажа с детьми, определение места экскурсии, выбор места для игр с детьми, выбор места сбора природного материала, подбор оборудования и материалов: лупы, корзина.
Ход экскурсии
1. Вводная беседа.
Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть загадки. Сможете отгадать? Слушайте внимательно:
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья дерева)
Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! А теперь послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение «Осенний клад» И. Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?
Ответы детей.
Воспитатель
-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
Вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых).
Основная часть:
Воспитатель
- Ребята, мы с вами в парке, оглянитесь вокруг, посмотрите, как красиво в парке осенью. А кто помнит, чем отличается парк от леса?
Ответы детей.
- Правильно ребята, парк создали люди, здесь есть дорожки, они расчищены и ухожены. Есть много цветников и клумб, где работники парка высаживают красивые цветы. В парке поставлены скамейки для отдыха, есть освещение.
- Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, как изменился он осенью.
- Какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей.
- Правильно, ребята, становится холоднее, улетают птицы, насекомых нет.
В начале осени еще бывает много теплых дней, но солнце греет не так сильно, как летом, небо еще голубое, но уже все чаще и чаще появляются облака. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Посмотрите сколько листьев!
-Хотите сами проверить, как шуршат листья?
- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите вы их собирать? Почему? Что вы сними делаете?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение М Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Воспитатель
- Давайте пройдем по парку и послушаем, как шуршат листья под ногами и понаблюдаем за осенней природой. Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки.
Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие деревья можно встретить в парке?
Ответы детей (дуб, береза, клен, рябина, каштан, осина, ель, лиственница)
- Посмотрите на деревья и скажите, что изменилось?
Ответы детей. (На деревьях листья стали другого цвета. Они желтые, красные, коричневые. Листьев на деревьях становится меньше.)
Воспитатель. Правильно ребята, обратите внимание, что некоторые деревья не изменили свой окрас. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель. А вы заметили, что листья сирени остались тоже зеленого цвета?
Ответы детей
Воспитатель читает стихотворение:
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора!
Воспитатель
А теперь ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые.
Речевое упражнение: Игра «Скажи красивые слова об осени».
- Осень какая?
Ответы детей.
Воспитатель
-Ребята, можно достать наши лупы, которые мы взяли с собой, и поближе рассмотреть листья разных деревьев. Обратите внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у осины — гладкая, у дуба очень плотная.
- Вспомним еще раз, почему листья осенью желтеют и опадают?
Ответы детей.
Воспитатель
-Правильно, потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
-Ребята, вот вам задание: понаблюдайте и найдите листья березы, дуба и клена. Принесите и сложим их в нашу корзину.
Воспитатель берет листья от березы, дуба и клена.
- Расскажите, пожалуйста, чем отличается каждый из этих листочков?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Воспитатель называет форму, размер, цвет листьев, а дети угадывают по описанию.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру
Подвижная игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель показывает листок, дети бегут к дереву. (играют 3-4 раза)
Воспитатель читает стихотворение:
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят…
Воспитатель:
Ребята, кто скажет, что такое листопад?
Ответы детей.
Воспитатель:
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
Ответы детей.
Воспитатель: -А кто знает, что такое ветер?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами гуляли по парку, увидели, какие изменения в природе произошли с приходом осени.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по листочку.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Заключительная часть:
- Ну вот, мы и побывали в осеннем парке.
Ребята, вы знаете, что в нашем детском саду проходит конкурс поделок из природного материала «Золотая осень». Я предлагаю вам сейчас набрать природный материал (листочки, желуди, палочки, шишки) и дома вместе с родителями сделать поделку.
(Дети собирают в корзину природный материал).
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним парком.
Вам понравилась экскурсия в парк?
Что произошло с погодой?
Как изменились растения?
Что же интересного вы узнали?
Давайте посмотрим друг на друга.
Румяные щечки, свежий воздух для укрепления здоровья и хорошее настроение!
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и говорит, что они правильно вели себя в парке: не ломали ветки, а собирали листья на земле, не трясли деревья, т.е. помнили те правила поведения на природе, которые обсуждали все вместе перед экскурсией.
Возвращение в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожке»
Цель:Закрепить знания детей об осени, как времени года....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Экскурсия в парк "Золотая осень"
Формирование представлений детей старшей группы об изменениях природы осенью....

Конспект занятия с детьми старшей группы «Экскурсия по экологической тропе»
Материал к занятию:Кленовые листья.План экологической тропы;Листочки с деревьев с написанным заданием;Картинки с изображением веток деревьев;Корзина с дарами леса....

Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия к светофору»
Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Осенние краски». МДОУ " Детский сад №98" Сказка",г.Петрозаводск Воспитатель: Анфимова Е.И.
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Осенние краски."Цель:формирование обобщённых представлений об осени как времени года.Задачи:Образовательные: - обобщить представления дете...
Конспект занятия для детей старшей группы ЗПР. Деревья осенью
Конспект занятия для детей старшей группы ЗПР. Деревья осенью...

Конспект занятия с детьми старшей группы экскурсия в природу: "В гости к деревьям"
Конспект занятия с детьми старшей группы экскурсия в природу: «В гости к деревьям».Цель:- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.- Познакомить детей с осенним явле...
