Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Муравьиная ферма».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять знания детей о муравьях (их строении, питании, образе жизни, пользе и вреде в природе).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________
Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: class="c20 c16">
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной группе
Тема «Муравьиная ферма»
Подготовила:
Кускулакова Гульзия Зарлыковна
( первая кв. категория)
2023г.
Задачи.
- Расширять знания детей о муравьях (их строении, питании, образе жизни, пользе и вреде в природе).
- Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, установление взаимосвязей.
- Развивать память, речь, любознательность, интерес к работе с использованием вспомогательного оборудования для познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Технологии: технология исследовательской деятельности, элементы здоровьесберегающей, элементы ИКТ
Словарная работа:
Обогащение:формикарий, фуражиры
Активизация:разведчики, охотники, носильщики, наблюдатели, цикл жизни
Предшествующая работа:Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей», дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые», отгадывание загадок про насекомых, лепка муравья, рассматривание иллюстраций «Насекомые»
Оборудование: запись видео письма от учёных,формикарий с муравьями, лупы по количеству детей, муляж цикл жизни муравья, муляжи муравьёв по кол.детей, картинки: природа весной, муравьи уничтожают насекомых, муравьи собирают сухие листья и палочки, муравьи рыхлят землю, опыляют растения, переносят семенной материал, портят внешний вид растений, муравьи кусаются, муравьи переносят инфекцию, враги муравьёв (барсуки, лисы, медведи, ежи),игра – ходилка «Быстрый муравьишка»
Ход
Воспитатель обращается к детям
В: К нам в детский сад на электронную почту пришло видеообращение из Зоологического института. Сейчас я вам его включу. «Здравствуйте, ребята! Я директор Зоологического института. В нашем институте работают ученые, которые изучают жизнь насекомых. Совсем недавно у нас в лаборатории произошло чрезвычайное происшествие: вышел из строя главный компьютер, в котором находилась вся важная информация и уникальные сведения о насекомых. Общество учёных просит вас о помощи в сборе информации о муравьях. Как выглядят муравьи, как и где живут, какую пользу или вред наносят окружающей среде. Всю собранную информацию просим отправлять нам на электронную почту. С нетерпением ждем от вас письма»
В: Где мы с вами можем найти информацию о муравьях?
Предполагаемые ответы детей: (в книгах, в энциклопедиях, в интернете, понаблюдать за ними на прогулке).
В: Но сейчас зима. Зимой мы можем увидеть муравьев в природе? (ответы детей).
В: Как же нам быть? (ответы детей).
В: Оказывается, зимой за муравьями можно наблюдать и в домашних условиях. Для этого существуют муравьиные фермы. Называются они – формикарий.
Дети с воспитателем повторяют формикарий 3 раза
И сегодня нам с вами удастся понаблюдать за муравьями. У Ильи есть дома формикарий. И, чтобы помочь ученым, он принес его в сад. И теперь мы сможем собрать всю информацию о муравьях (показывает формикарий детям)
В: Посмотрите, состоит формикарий из двух основных частей. Жилые камеры (или ходы) и арена – свободная площадка, где муравьи собирают пищу, складируют мусор.
Илья помогает в рассказе воспитателю
В: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (ответы детей).
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее своего собственного веса. Скажите кто – то из вас сможет унести на себе 10 ребят? Ответы детей
В: А муравей может. Муравей, хоть и маленький, но настоящий силач.
В: Муравьи – одни из самых древних насекомых. Они бегали по планете еще во времена динозавров. И живут до сих пор в отличие от динозавров.
В: Жизнь муравьев интересная и необычная. Муравьи – очень разумные насекомые. В сложных лабиринтах они легко находят угощение и по кратчайшим путям доставляют его в гнездо.
В: Муравьи живут одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная королева (или еще ее называют матка), которая откладывает большое количество яиц. Их этих яиц потом появятся новые муравьи. Вся большая муравьиная семья обслуживает свою королеву. Ухаживают за ней рабочие муравьи.
В: Каждый в муравьиной семье занят своим делом. Как же распределены обязанности между муравьями? (ответы детей).
В: Муравьи-няньки ухаживают за потомством. Уборщицы-муравьи чистят помещения гнезда. Строители возводят стены и крыши дома. Из чего строят дом? (ответы детей). Есть фуражиры.Дети повторяют 3 раза
Они добывают корм и строительные материалы. Фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики, наблюдатели и т. д. Муравьи очень много работают и почти никогда не спят, у них на все хватает сил.
В: Устали? Давайте немного разомнёмся
Воспитатель назначает одного ребёнка водящим – муравьём и проводит П/и «Муравей»
Дети гурьбой, неторопливым шагом идут в гости к « муравью» (ребёнок в шапочке муравья), проговаривают слова
Д: На пригорке у ручья
Повстречали муравья,
- Здравствуй, милый муравей!
Принимай к себе гостей!
«Муравей»Я гостей встречать люблю,
Сладким чаем угощу,
Но сначала поиграем,
Кто проворнее – узнаем.
Дети проходят за другой стол
В: А теперь давайте рассмотрим цикл жизни муравья
Воспитатель показывает и рассказывает цикл жизни
В: А теперь давайте рассмотримвнешнее строение муравья (дети рассматривают муравьев с помощью лупы).
В: Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
В: Чем питаются муравьи? (ответы детей).
В: Как и люди, муравьи нуждаются в пище для жизни. Питательным кормом для муравьев являются мертвые насекомые. Особенно питательны сверчки. Их можно купить в зоомагазинах. Можно кормить зерновой смесью для канареек. Муравьи, оказывается, еще и сладкоежки. Очень любят медовый сироп. Вода для муравьев очень важна. Муравьи могут выжить несколько дней без пищи, но не могут без воды. Надо добавлять немного воды в камеру увлажнения. Это надо делать всего два раза в неделю.
Воспитатель предлагает детям подойти к ранее нарисованной коллективной работе (природа весной)
В: Ребята, а как вы думаете муравьи приносят пользу или вред в природе? (ответы детей).
В: Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса» (они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу). Собирают сухие листья и палочки, рыхлят землю, опыляют растения, переносят семенной материал. Также муравьи приносят вред: портят внешний вид растений, переносят инфекцию, кусаются
Есть у муравьев и враги. Кто враг муравьев? (ответы детей). Муравьями питаются многие птицы, земноводные, пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи.
В: Ребята скажите пожалуйста, чем мы с вами занимались? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднения? Ответы детей
В: Воспитатель хвалит детей (общая и поимённая оценка детей) и дарит настольную игру – ходилку «Быстрый муравьишка».Сейчас я учёным отправлю информацию, которую мы собрали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Встреча с художником»
Формирование элементарных представлений о видах живописи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».
Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос». Цель: способствовать формированию целостной картины мира.Интеграция обр...

Конспект Образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Насекомые»
Сформировать обобщённое понятие «насекомые»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Путешествие по Челябинску»
Задачи:Познакомить с историческим прошлым города ( крепость Челяба)Дать детям знания о крупных промышленных предприятиях Челябинска («Мечел», «Тракторный завод», «Ю...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
Цель: расширять и углублять представления детей о космосе.Обучающие задачи:Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.Ра...
Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Волшебное путешествие в мир театра». (Подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания о театре и сказке «Золотой ключик», развивать умение решать проблемные ситуации, творческое воображение и коммуникативные навыки. Социально-коммуникативное...
