Паспорт проекта
проект по окружающему миру

Рыжова Оксана Владимировна

Паспорт проекта "Птицы наши друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ptitsy_nashi_druzya.docx319.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко»

                                                                                                                                                                       

.                                                                                                                    

                       

Паспорт

 информационно-творческого проекта                                                                                                               

«Птицы – наши друзья»»

МБДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

                                                                                                                                              Воспитатель:                                                        

Рыжова О.В.

С. им. Бабушкина

2022 год

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория

Рыжова Оксана Владимировна, воспитатель, высшая категория

Описание проекта

Тема учебно-воспитательного проекта

«Птицы наши друзья»

Актуальность проекта (обоснованность выбора темы)

В наше время, когда вопросы экологии стоят очень остро, проблема экологического воспитания у подрастающего поколения является очень актуальной. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической. Поэтому очень важно привить детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить детей оберегать окружающий мир.

В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, было принято решение реализовать проект «Птицы – наши пернатые друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Направление деятельности

групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный.

Возраст дошкольников

4 – 5 лет

Продолжительность проекта

01.04.2022 – 08.04.2022 (краткосрочный)

Методическая база (указать методики, основную литературу, которая использовалась при создании проекта)

  1. Интернет -  ресурсы.
  2. Программа «От рождения до школы»
  3. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду»
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.

Дидактическая цель проекта

Формирование у детей представлений об особенностях жизни птиц весной, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Мониторинг

Из 18 человек, посещающих группу, в проекте участвовали 15 человек, что составляет 83% от общего числа группы. Не посещают группу по причине болезни 3 человека (17%).  На начало проекта 5 человек имеют достаточный уровень, что составляет 33% детей от числа опрошенных, 10 человек низкий уровень знаний по данной теме, что составляет 67%. Детей с высоким уровнем знаний по данной теме не выявилось.

Вопросы для мониторинга

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Задачи проекта

  •  Обучающие:
  • углубить и систематизировать представления о перелетных и зимующих птицах, условиях их обитания, особенностях внешнего вида.
  • Развивающие:
  • развивать наблюдательность, познавательную активность детей;
  • развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов).
  • Воспитывающие:
  • воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Ожидаемые результаты

Дети:

У детей будут сформированы экологические  знания и культура поведения в природе .

Дети поймут взаимосвязь в природе и будут бережнее относится к птицам нашего края.

У детей разовьется интерес к жизни птиц.

Педагоги:

Приобретение педагогами опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

Пополнится развивающая среда в группе и на участке.

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повысится  экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Появится возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (сбор информации, подготовка оборудования, подбор игр и литературы и т.д.)

  • 1. Определение уровня знаний детей о зимующих и перелетных птицах
  • 2. Обсуждение проекта с родителями, его задач, помощь родителей в пополнении РППС
  • 3. Постановка целей и задач проекта, определение его продукта (Создание фотоальбома «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», выставка детских работ «Птицы – наши друзья», оформление центра краеведения совместно с детьми)
  • 4. Составить перспективный план мероприятий проекта
  • 5. Обогащение РППС, подготовка материала для реализации проекта: подбор художественной, методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, подготовка материалов для изобразительной деятельности, подготовить иллюстрации для рассматривания, сделать подборку фильмов и презентаций.

Основной этап:

- работа с детьми

- работа с родителями

- оснащение предметно-развивающей среды.

1. Социально-коммуникативное развитие

«Почему птицы возвращаются весной из далеких стран ? »

Игра – имитация «Мы птички»

Строительная игра: «Домик для птиц»

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор»,

Дидактические игры: разрезные картинки, домино - «Птицы».

РППС: атрибуты для сюжетно – ролевых игр, различные конструкторы, настольные игры

2. Художественно-эстетическое развитие 

  • Рисование (ладошками)  «Перелетные птицы»
  • Рисование «Грачи – вестники весны»
  • Аппликация «Домик для птиц»
  • Конструирование из разных видов конструктора «Строительство нового дома»
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
  • Народный праздник «Жаворонки»
  • Аппликация «Синичка»
  • Лепка из соленого теста «Жаворонки»

РППС: иллюстрации птиц, материалы для художественного творчества, различные виды конструктора

3. Речевое развитие

  • Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Птицы весной»
  • Чтение: И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков
  • Чтение и обсуждение пословиц и поговорок.
  • Отгадывание загадок по теме.

РППС: книги с иллюстрациями некоторых писателей, энциклопедии о птицах, иллюстрации к пословицам и поговоркам

4.Познавательное развитие

  • Беседа о жизни птиц в лесу зимой и весной.

НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

  • Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам».
  • Подкармливание птиц на участке детского сада.

Наблюдения на прогулке за птицами

Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов

РППС: энциклопедии, иллюстрации перелетных и зимующих птиц, фотографии птиц нашего края

Завершающий этап (систематизация, подведение итогов)

Создание фотоальбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», выставка детских работ «Птицы – наши друзья», оформление центра краеведения совместно с детьми), оформление центра краеведения совместно с детьми

Достигнутые результаты

Дети:

У детей сформированы экологические  знания и культура поведения в природе.

Дети стали бережнее относится к птицам нашего края.

У детей пополнился уровень знаний по теме проекта, они стали больше интересоваться жизнью птиц

Педагоги:

Повысился опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, профессиональное мастерство.

Пополнилась развивающая среда в группе.

Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

Повысился уровень

Повысится  экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Появится возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Работа с родителями

Обсуждение проекта с родителями, его задач, распределение домашних заданий, помощь родителей в подборе иллюстраций, участие родителей в оформлении центра краеведения

Из 18 человек, посещающих группу, в проекте участвовали 15 человек, что составляет 83% от общего числа группы. Не посещают группу по причине болезни 3 человека (17%).  На начало проекта 5 человек имеют достаточный уровень, что составляет 33% детей от числа опрошенных, 10 человек низкий уровень знаний по данной теме, что составляет 67%. Детей с высоким уровнем знаний по данной теме не выявилось.

Вопросы для мониторинга

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

На конец проекта 1 человек имеет низкий уровень развития по данной теме (7%), 8 человек средний уровень развития (53%), 6 человек показали высокий уровень знаний (40%)

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Птицы весной»

Задачи:

- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение классифицировать зимующих и перелетных птиц;

- совершенствование навыка составления описательного рассказа по мнемотаблице;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа:

– беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций;

– дидактические игры: «Кто лишний», «Поймай и назови». Знакомство с мнемотаблицей «Птицы». Вырезывание заготовок для скворечника.

Оборудование: макет березы, аудиозапись «Голоса природы», письмо, мультимедиа, слайд-шоу «Перелетные птицы».

Ход НОД:

- Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:

«Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!»

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

- Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

- От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она - крикунья местная (ворона).

- Поможем расколдовать птиц? Я думаю, ваши знания и умения нам помогут. Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга? В какое время они возвращаются?

- Птиц нет, тишина (обращаю внимание на дерево, пустые гнезда).

- Чтобы птицы запели, нужно выполнить задания (дети садятся на стульчики).

Презентация «Перелетные птицы»

- Каких перелетных птиц вы знаете. Сейчас посмотрим (включается слайд-шоу).

- Мы не назвали еще одну птицу, она открывает весну. Кто же это?

- Пришло время расколдовать птиц, составить рассказ о них.

Составление описательных рассказов о перелетных птицах по мнемотаблице: грач, ласточка, скворец, журавль.

Дидактическая игра «Каждой птичке своё место»

- Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта).

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач - пашня)

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка – гнездо под крышей дома)

3. Есть на дереве дворец.

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(скворец - скворечник)

4. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(журавль - болото)

Подвижная игра «Стайка»

- Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички,

Птички – невелички.

Птички летают, устали не знают.

Стоп! Сели птички на дорожку,

Поклевали птички крошки.

(Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.

Бежать на носочках по кругу друг за другом.

Размахивать руками, как крыльями.

Присесть, развернувшись лицом в круг.

Стучать указательными пальцами по полу).

Дидактическая игра «Рассели птиц»

– Ребята, посмотрите на это волшебную березу. На правой стороне распустились листья – здесь у нас будут жить перелетные птицы, а на левой стороне еще зима. Там будут жить зимующие птицы. Будьте внимательны, не перепутайте зимующих и перелетных птиц.

(Дети выходят, берут карточки с изображением птиц и вешают на соответствующую половину дерева).

- Молодцы ребята! Вот и запели наши птицы.

(Включается аудиозапись «Голоса природы»)

– Что нового вы узнали о перелетных птицах?

– Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

– Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

– Птицы в знак благодарности дарят нам медали «Друзья птиц» и просят создать альбом перелетных птиц с фотографиями и наблюдениями.

C:\Users\dell\Desktop\птицы\2wNMRzjEyDE.jpgC:\Users\dell\Desktop\птицы\b_8vv5Tj0dE.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...