Наблюдение на прогулке
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наблюдение на прогулке "Наблюдение за сорокой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение на прогулке.

Тема «Наблюдение за сорокой»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Формы организации: организация прогулки

Планируемый результат:

  • Дети проявляют самостоятельность в процессе переодевания, организации самостоятельной деятельности
  • Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности, трудолюбие, демонстрируют дружеские взаимоотношения
  • Дети проявляют потребность в двигательной активности
  • Дети демонстрируют физические качества (ловкость, быстрота).
  • Дети проявляют умения прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
  • Дети знают слова "сорока", "стрекочет", "белобока", "отливы», «сорока-белобока"
  • Дети замечают характерные особенности строения птиц
  • Дети знают о сороке, ее внешних особенностях
  • Дети знают о жизни птиц, хотят заботиться о них

Цель: развитие познавательной активности в процессе наблюдения за сорокой в совместной и трудовой деятельности.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность в процессе переодевания, организации самостоятельной деятельности
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, трудолюбие, дружеские взаимоотношения между детьми
  • Воспитывать потребность в двигательной активности

Развивающие задачи:

  • Развивать физические качества (ловкость, быстрота)
  • Расширять знания детей о жизни птиц, желание заботиться о них

Образовательные задачи:

  • Активизировать и обобщать словарь детей: "сорока", "стрекочет", "белобока", "отливы», «сорока-белобока"
  • Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
  • Формировать элементарное представление о сороке, ее внешних особенностях
  • Учить замечать характерные особенности строения птиц

Учить Сашу прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.

Список использованных источников:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания: беседа, поощрение, создание ситуации успеха

Методы обучения: беседа, игра, демонстрация, показ, объяснение, стимулирование занимательным содержанием

Оборудование: изображение гнезда, изображение сороки (если нет реальной сороки),

Предварительная работа

Дидактическая игра: «Угадай по описанию»

Цель: формирование умения назвать признак объекта и определять объект.

Мотивация: Ребята представляете нам сегодня прислали интересную игру. Вы бы хотели поиграть в нее? А что нам нужно узнать перед тем как играть в нее? Верно. Тогда предлагаю узнать правила и сыграть в игру «Угадай по описанию».

Процесс: Для начала нам нужно выбрать ведущего. Настя ты бы хотела быть ведущей? А вы ребята не против чтобы Настя была ведущей? Тогда я сейчас расскажу вам правила. Я буду показывать ведущий картинку с изображенным предмета. А ведущий будет описывать этот предмет, но называть его нельзя. А другим играющим нужно догадаться, о каком объекте идет речь. Вы поняли, что нужно делать? Тогда я предлагаю сыграть в игру.

Итог: Вам понравилась игра «Угадай по описанию»? Тогда я положу игру к нашим играм. И если вы захотите, то сможете сыграть в нее.

Индивидуальная работа

Дидактическая игра: «Одень Куклу по погоде»

Цель: формирование умения подбирать одежду в соответствии с погодой

Ход игры

Мотивация: Воспитатель кладёт перед ребёнком картинку то что девочка в осенний сильный дождь одета по-летнему. Саша, сегодня такой сильный дождь шёл, то что Кукла Маша промокла, как ты думаешь почему? Ответ ребенка. Правильно, у неё вместо резиновых сапог, сандалии, вместо дождевика, футболка, зонтика нету. Представляешь она не знает, как нужно правильно одевается. Если мы ей не поможем, то она скоро заболеет. Саша что же делать? Ответ ребенка

Процесс: Верно мы можем научить, Машу, одевается по погоде. Мама Маше подарила вот такие карточки подсказки. Но они упали и перепутались теперь Маша не знает какую одежду нужно одевать в какое время года. Ты бы хотел помочь распределить одежду? Воспитатель организует игровую деятельность

Итог: Саша ты смог помочь Маше распределить картинки. Теперь она не забудет, как правильно одевается. Саша тебе понравилась игра? Тогда предлагаю тебе поиграть в нее если ты захочешь

Ход прогулки:

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:

  • Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Художественное слово

Воспитатель подзывает детей к себе. Просит встать вкруг

Ребята, какое сейчас время года?

Предполагаемые ответы (Осень)

Ребята, я знаю одно очень интересную загадку. Вы хотели бы попробовать отгадать ее?

Всюду я летаю,

Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут "лесной газетой"

Кто же это?

Предполагаемые ответы (сорока)

Правильно, это сорока

Дети участвуют в беседе

  • Дети смотивированы, проявляют заинтересованность любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности.

2. Основная часть

2.1 Беседа

Задача:

  • Формировать познавательный интерес к сороке

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность.

Дети, а вы знаете кто такая сорока?

Предполагаемые ответы (птица)

Правильно, сорока — это птица. Как вы думаете почему сорока не улетела в теплые края?

Предполагаемые ответы (им хватает еды)

Сорока не улетает в теплый крой из-за того, что она сильно привязывается к месту где располагает свое гнездо. Они не отлетают от этого места на большое расстояние. А почему сороки, не прилетают к кормушке?

Предполагаемые ответы (они боятся, кормушка мола для сороки)

Правильно кормушки, которые делают для маленьких птиц будет маленькой для сороки. А также эти птицы довольно пугливы из-за чего за ними нужно наблюдать тихо и стараться не испугать птицу. Чем они сейчас питаются?

Предполагаемые ответы (хлебом, ягодами)

Сороки едят зёрна, семена, ягоды и мелкие фрукты. Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?

Предполагаемые ответы (да)

Я с вами согласна.

Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

  • Дети демонстрируют интерес к сороке.

2.2 наблюдение

Задачи:

  • Вызывать желание наблюдать за поведением птицы
  • Расширять знания детей о жизни птиц, желание заботиться о них
  • Активизировать и обобщать словарь детей: "сорока", "стрекочет", "белобока", "отливы», «сорока-белобока"
  • Формировать элементарное представление о сороке, ее внешних особенностях
  • Учить замечать характерные особенности строения птиц

Частично-поисковый

Беседа

Иллюстрация

Наблюдение

Ребята, посмотрите на ветку. Кто же это там?

Предполагаемые ответы (сорока)

Правильно это сорока. Давайте внимательно рассмотрим, но помните, что птица очень пугливая и нужно вести себя тихо. Посмотрите на ее окраску. Скажите, какая окраска у сороки?

Предполагаемые ответы (белая, черная)

Правильно сорока черная с белой грудкой. А еще у нее черные с белым бока. Значит, как мы ее можем назвать?

Предполагаемые ответы (Белобока)

Так вот почему сороку называют белобокой. Голова, шея, грудь и спина черные с фиолетовым или синевато-зеленым отливом, а живот и бока белые. Также часто белые концы крыльев. Ребята, мы посмотрели на красоту внешнего вида сороки, ее разноцветную окраску. Давайте теперь рассмотрим хвост сороки. Какого цвета хвост?

Предполагаемые ответы (черный)

Правильно хвост у сороки черный, длинный. Как вы думаете зачем сороке такой длинный хвост?

Предполагаемые ответы (служит ей рулем)

Правильно хвост длиннее тела и помогает ей летать. При резких движениях на земле и в полете он помогает ей как руль в машине. Ребята, давайте послушаем, как сорока с нами разговаривает. Что она делает?

Предполагаемые ответы (стрекочет)

Правильно сорока издает громкие стрекочущие звуки. Зачем стрекочет сорока?

Предполагаемые ответы (когда переговаривается между собой)

Правильно, когда переговаривается друг с другом, а также предупреждает об опасности. А какой нос у сороки?

Предполагаемые ответы (длинный, острый)

У сороки нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.

А вы знаете как называют сороку?

Предполагаемые ответы (сорока-белобока)

Как много вы назвали прозвищ сороки. У нее есть еще несколько прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. А как вы думаете почему сороку назвали «Белобока»

Предполагаемые ответы (потому что по бокам перышки у сороки совсем белые)

«Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. А почему ее назвали «Стрекотухой»?

Предполагаемые ответы (громко стрекочет)

Сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет. Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А почему ее называют воровкой?

Предполагаемые ответы (она любит забирать все яркое, блестящее)

А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее. А где находится дом сороки?

Предполагаемые ответы (на дереве, кустах)

Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. А где сорока откладывает свои яйца и выводит птенцов?

Предполагаемые ответы (в гнезде)

Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя

  • Дети наблюдают за поведением птицы.
  • Дети знают о жизни птиц, хотят заботиться о них.
  • Дети знают слова "сорока", "стрекочет", "белобока", "отливы», «сорока-белобока".
  • Дети знают о сороке, ее внешних особенностях.
  • Дети замечают характерные особенности строения птиц

2.3 Исследовательская деятельность

Задачи:

  • Расширять знания детей о жизни птиц

Объяснение

Инструкция

Беседа Наблюдение

А вам интересно как выглядит гнездо сороки?

Предполагаемые ответы (да)

Воспитатель показывает изображение гнезда

Давайте внимательно его рассмотрим. Ребята, скажите какое по величине гнездо?

Предполагаемые ответы (большое)

Гнездо большое, сверху прикрытое колючей крышей. А из чего сделано гнездо?

Предполагаемые ответы (из веточек, палочек)

Оно построено из сухих веток, покрытых слоем глины и грязи. А на каком расстоянии от земли находится гнездо сороки?

Предполагаемые ответы (высоко)

Гнездо находится высоко от земли в кроне дерева так птицы защищают птенцов от хищников. А вы видели гнездо сороки?

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя.

  • Дети знают о жизни птиц

2.4 Трудовая деятельность

Задача:

  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

Упражнение

Поощрение

Ребята, посмотрите на наш участок, ночью был сильный ветер и участок засыпало листьями, а ведь надо что бы участок был чистым нам будет так удобнее играть и бегать. Если будет чистый участок мы будем видеть где ямы и тогда мы не упадём.

Вы бы хотели прибрать наш участок?

Предполагаемые ответы (да)

Я предлагаю вам взять в руки грабли и прибрать листья на участке. Вы согласны, прибрать наш участок?

Предполагаемые ответы (да)

Отлично! Тогда давайте возьмем грабли.

Дети вместе с воспитателем прибирают участок.

Какие вы все молодцы, так быстро и дружно прибрали участок. Теперь на нашем участке так чисто, благодаря вам!

Дети внимательно слушают воспитателя, выполняют действия.

  • Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

3. Подвижная игра «Сорока и насекомые»

Задача:

  • Развивать у детей двигательную активность, быстроту реакций; развивать умение взаимодействовать друг с другом;
  • Учить соблюдать правила безопасности в подвижной игре.

Игра

Беседа

Объяснение

Поощрение.

Художественное слово

Ребята, а вы знаете что есть интересная игра про сороку?

Предполагаемые ответы (нет)

А вы бы хотели сыграть в эту игру?

Предполагаемые ответы (да)

Тогда я предлагаю по считалочке выбирать ведущего, он будет сорокой, а все остальные ребята будут насекомыми.

Кто хочет по считалочке выбрать ведущего?

Дети выбирают ведущего благодаря считалочке

А кто будет каким насекомым?

Дети рассказывают о том, кто будет каким насекомым

Какие разные у нас насекомые. Сейчас я вам расскажу о игре. Пока я буду читать стихотворение в это время сорока будет летать и не заходить за линии, а когда я его закончу читать то сорока побежит за насекомыми, а насекомые должны успеть перебежать в свой домик за линию.

А про что нам не нужно забывать?

Предполагаемые ответы (про технику безопасности)

Правильно про технику безопасности. Как вы думаете, можно ли толкаться во время подвижных игр?

Предполагаемые ответы (нет)

Ребята, а почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы (Когда толкаемся, можно пораниться.)

Ребята, а почему, вы так считаете?

Предполагаемые ответы (Можно потеряться, заблудиться.)

Можно ли брать палки в руки и другие посторонние предметы?

Предполагаемые ответы (нет)

А почему?

Предполагаемые ответы (Можно попасть палкой в глаз, поцарапаться.)

Вы поняли правила игры?

Предполагаемые ответы (да)

Тогда я предлагаю сыграть в игру.

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

И за вами увязалась

Воспитатель организует игровую деятельность.

Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают правила, активно участвуют в игре.

  • Дети демонстрируют двигательные способности, быстроту реакций.
  • Дети соблюдают правила безопасности.

4. Самостоятельная деятельность (индивидуальная работа).

Задачи:

  • Воспитывать самостоятельность в процессе организации самостоятельной деятельности
  • Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
  • Для индивидуальной работы: учить прыгать в длину с места

Ситуация свободного выбора, беседа, показ, упражнение.

Дети, вы можете вынести любые игрушки и атрибуты из нашего домика и поиграть ими.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с некоторыми детьми.

Воспитатель предлагает Саше научиться прыгать как зайчик очень далеко.

Саша, чтобы научиться прыгать очень и очень далеко нужно встать исходное положение: ноги слегка расставлены, ступни параллельно, руки отведены назад. Во время прыжка руки выносятся вперед, приземление на всю стопу; ноги полусогнуты.

Воспитатель показывает правильное выполнение прыжка.

Саша, попробуй теперь ты.

Воспитатель следит за выполнением упражнения.

Саша теперь ты можешь прыгать словно заяц. Теперь ты можешь поиграть вместе с другими детьми

Дети выбирают вид деятельности, играют.

Саша учится прыгать в длину с места, затем присоединяется к остальным детям

  • Дети проявляют самостоятельность в процессе организации самостоятельной деятельности
  • Дети проявляют умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
  • В индивидуальной работе: проявляет умение прыгать в длину с места

5.Подведение итогов.

Задачи:

  • Формировать умение анализировать собственную деятельность на прогулке.

Беседа

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Ребята, скажите, зачем мы сегодня с вами наблюдали?

Предполагаемые ответы (за сорокой)

А что вы узнали о них нового?

Предполагаемые ответы

Ребята, скажите, а что же мы делали после того как провели наблюдение?

Предполагаемые ответы

Верно, мы убирали расчищали участок от листьев. А зачем мы это делали?

Предполагаемые ответы

В какую игру мы сегодня играли?

Предполагаемые ответы (Сорока и насекомые)

Верно, ребята, молодцы! Дети, прогулка подошла к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Соберите все игрушки и отряхните их. Теперь строимся парами и идём в детский сад. Переодеваемся, и проходим в группу мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...