Проект "Это всё - соль!
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Это всё-соль» в старшей группе
Паспорт проекта
Разработала: воспитатель Богданова Е.В.
Тема проекта:
«Это всё-соль»
Цель проекта:
Формирование представления о соли- как необходимом для человека продукте. Изучение свойств поваренной соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи проекта:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
- Вырастить кристалл поваренной соли.
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Срок проекта:
Краткосрочный, с 03.11.2025г. по 14.11.2025г.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Результат:
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
Продукт деятельности:
- Презентация проекта «Волшебная соль»;
- Выставка рисунков солью.
Актуальность
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На наш взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослого:
- принять и освоить цель, актуальную для ребёнка;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Основные принципы реализации проекта
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Методы и приемы при реализации проекта
- Анализ познавательной литературы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Наблюдения;
- Творческая деятельность;
- Игровая деятельность.
Технология реализации проекта
Совместно с ребёнком мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить плотность солёной и пресной воды. В реализации проекта нам помогали родители, рассказывая дома о вкусовых качествах соли.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
- Соль растворяется в воде.
- При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета.
Ожидаемый результат реализации проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
Этапы реализации проекта
Основные направления реализации проекта (мероприятия)
Подготовительный:
с 03.11.2020г. по 04.11.2025г.
- Формирование проблемы, цели проекта.
- Изучение специальной литературы.
- Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов.
Основной:
С 03.11.2025г. по 13.11.2025г.
- Беседы «Что ты знаешь о соли?», «Белое золото земли»;
- Дидактические игры «Соль полезна для того, чтобы…», «Соленое — не соленое»;
- Сказки о соли;
-Загадки о соли;
-Пословицы и поговорки о соли;
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучение свойств и качеств соли», «Определение плотности солёной воды»; «Как вырастить кристалл из соли?».
Заключительный:
14.11.2025г.
- Презентация проекта;
- Выставка рисунков солью.
План-схема реализации проекта
Подготовительный период:
День 1-2.
Задачи:
- Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
Совместная деятельность воспитателей и детей
- Беседа «Что ты знаешь о соли?»;
- Знакомство с пословицами и поговорками о соли;
- Дидактическая игра «Соленое — не соленое».
Самостоятельная деятельность детей
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
Итог
Обогащение представлений о соли.
Основной период:
День 3-4.
Задачи:
-Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Вырастить кристаллы поваренной соли.
Совместная деятельность воспитателя и детей
-Опытно-экспериментальная деятельность «Как вырастить кристалл из соли?».
Самостоятельная деятельность детей
-Наблюдение за образованием кристаллов соли;
- Дидактическая игра «Соль полезна для того, чтобы…».
Итог
-Подтвердить, что соль — это кристаллы, что соль добывается из соленой воды.
День 5-6.
Задачи:
Расширить знания детей о соли, ее полезных свойствах и вреде для здоровья.
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Беседа «Белое золото земли»;
- Высаживание растений в соленую и пресную воду;
- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная».
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде;
- Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Итог
Выявить полезные и вредные свойства соли.
День 7-8.
Задачи:
Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»;
- «Определение плотности солёной воды»;
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде.
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Итог
- Установить, что соль растворяется в воде, зависимость растворяемости соли от температуры воды;
- Установить, что плотность соленой воды выше, чем пресной.
День 9.
Задачи:
Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
Совместная деятельность воспитателей и детей
- Рисование солью.
Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде;
- Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Итог
- Сделать вывод о том, что от соленой воды растения погибают;
- Вырастить кристалл поваренной соли.
Заключительный период:
День 10.
-Презентация проекта;
-Выставка рисунков.
Результаты реализации проекта
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.
В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.
- Соль растворяется в воде.
- При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Работа с родителями:
1. Консультация «Экспериментируем дома».
2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
Приложение №1
Немного истории.
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».
Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
Опытно-экспериментальная деятельность.
1. Соль растворяется в воде.
В ёмкость с водой, погружаем ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.
2. Соль в воде разной температуры.
Берем два стакана с холодной и горячей водой. Кладем в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в обеих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
3. Получение кристаллов.
Берем небольшое блюдце, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем и оставляем на ночь на батарее.
Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
4. Исследуем плотность солёной воды.
Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: соль действительно повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
5. Определяем влияние соли на рост растений.
Берем две емкости с водой. В одну добавляем соль. Ставим в обе емкости ростки растений. Наблюдаем в течение дня. Росток в соленой воде вянет.
Вывод: соль вредит росту растений.
6. Выращивание кристалла соли.
Берем высокий стеклянный сосуд, наливаем горячую воду, добавляем соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаем в раствор синельную проволоку. Через несколько дней видим кристалл, образованный из мелких частиц.
Вывод: используя свойства соли кристаллизоваться, можно вырастить кристалл соли.
Приложение №2
Беседа «Что ты знаешь о соли»
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте, посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы:
- Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека);
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи);
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных);
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Соль - это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД.
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Наша планета очень богата солеными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?
Русская народная сказка «Соль»
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
— Говори, в чем дело — какая нужда?
— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
— А каким товаром торги ведешь?
— Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
— А ну, — говорит, — покажь!
Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
— Позвать его сюда!
Привели Ивана — купеческого сына к царю.
— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
— А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.
— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!
— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:
— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.
— А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.
Пословицы о соли.
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Не солоно хлебавши.
- Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка).
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- В миски, платки, горшки, сковородки.
- Рис и рыба, фасоль и салат
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
- Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
- Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусно.
- Грех куском макать в соль.
Загадки о соли.
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- Лежит гася-простеглася. Як устане, то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает (соль).
Консультация для родителей «Рисуем солью».
Дети просто в восторге, насколько это увлекательное занятие! А результаты вдохновят на дальнейшие свершения. Итак, для творчества вам понадобятся: подкрашенная вода в разные цвета детскими красками (или пищевыми красителями), кисточка, белый клей в тюбике с узким носиком, соль, бумага (как вариант цветная, на черной очень хорошо смотрятся яркие цвета)
На листе бумаги с помощью клея нарисуйте то, что вашему ребенку будет угодно (рисунок или просто абстрактный замысловатый узор). Затем, щедро посыпьте лист с нарисованным клеем рисунком солью. Да соли не жалейте! Она должна покрыть все участки клея. Затем стряхните излишки в приготовленный заранее сосуд (очень хорошо подходит для этого противень для выпечки) Теперь начинается самое интересное! Окуните кисть в подготовленную, подкрашенную в разные цвета краску, и нанесите ее на рисунок. При этом не нужно стараться закрасить все участки соли, достаточно капнуть в некоторых местах и затем наслаждаться происходящим чудом! Краска начнет сама распространяться вдоль солевых линий. Если вы используете подкрашенную пищевыми красителями воду, можно заменить кисточку пипеткой. В подобном рисовании очень захватывает именно процесс.
Хотя и результат получается очень яркий и красочный. Дети как загипнотизированные наблюдают за путешествиями краски вдоль линий соли. В этот момент очень интересно порассуждать на тему того, как долго будет «двигаться» краска и встретится ли она в конце концов с другим цветом. А если встретится, то что из этого получится. А получиться может что-то наподобие такого…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

