Занятие "Путешествие в прошлое одежды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Виктория Александровна

Занятие "Путешествие в прошлое одежды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_prloshloe_odezhdy.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка» г. Белокуриха

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие в прошлое одежды»

 старшая группа

Выполнила: воспитатель

Смирнова В.А.

г. Белокуриха, 2025г.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое одежды» в старшей группе.

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением).

Цель: создать условия для знакомства изменения и преобразования одежды. Задачи:

- подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности,

- воспитывать в детях бережное отношение к одежде.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Эта шкатулка не простая.  Хотите узнать, что в ней находится? (да). Тогда отгадайте загадки:

Два конца, два кольца,

А посередине - гвоздик.

(ножницы)

Нитку за собой ведет,

Вышивает, платья шьёт,

Очень остренька и колка.

Угадали что? - (иголка)

(Демонстрирует иголки, нитки, ножницы). А как вы думаете, для чего нам нужны эти предметы?

Ответы детей. Чтобы шить; чтобы делать одежду; чтобы пришивать, что – нибудь.

Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Хотите узнать?

Сейчас мы с вами отправимся в виртуальное путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Занимайте удобные места и слушайте.

Слайд 1:«Путешествие в прошлое одежды»

А встречает нас волшебная книга. Она нам расскажет все об одежде и даже как она произошла.

(Показ на экране слайдов с комментариями воспитателя).

Путешествие нас ждет.

Книга времени несет.

В древности мы побываем

Много нового узнаем.

Слайд 2: Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя.

Слайд 3: А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота!

Но ведь растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?

Слайд 4: Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (сделать венок на голову; сделать юбку, платье).

Воспитатель. Хорошо придумано? Но листья – не надежная защита. Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно, поэтому люди стали думать, искать, чем прикрыться от ветра, дождя и снега.

Слайд 5: Жизнь на земле менялась, менялся и климат, становилось холоднее. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным нестрашны ни дождь, ни ветер, ни холод.

Слайд 6: Человек добыл огонь, но и он не спасал от холода. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Стали люди думать, чем им прикрыться от непогоды.

Слайд 7: Посмотрите на древних людей, обратите внимание на их одежду. Из чего она сделана? (ответы детей).

Люди научились сшивать шкуры костяными иголками, они даже украшали

свою одежду, пришивали камешки, ракушки с дырочками посередине.

Воспитатель. Как вы думаете, одежда из шкур животных удобнее одежды из листьев?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. В ней не холодно зимой.

Воспитатель. А летом?

Ответы детей. Варианты ответов.

- летом в шкуре жарко,

- она тяжелая,

- она плохо держится на теле.

Воспитатель. Молодцы. Такая одежда тяжёлая, летом в ней жарко.

Прошло много времени. Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: Слайд 8: растет в поле трава - лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань.  

Слайд 9: А чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.

Слайд 10: А ещё люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. Хлопок растёт на полях. Вы видели хлопок? Хотите посмотреть? Подойдите ко мне (даю детям по кусочку ваты).

Это та же самая вата. Попробуйте из этого кусочка хлопка скрутить нитку (показываю, дети пробуют скрутить нить). Получается? Да руками скрутить нитку тяжело. Но есть специальные машины, которые делают из хлопка длинные, прочные нити.

Слайд 11: Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани.

Воспитатель: Постепенно люди пришли к одежде, которую мы носим с вами. У современного человека очень много одежды. Человек ходит на работу, носит дома, надевает на праздники. В разных случаях ему нужна разная одежда.

Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду? (Да)

Воспитатель. Ребята пора нам прощаться с нашей волшебной книгой.

(Дети подходят к столу, где лежат ткань и бумага)

Воспитатель. Давайте посмотрим, какая ткань на ощупь?

Опыт сравним бумагу и ткань.

Восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии.

Воспитатель: Ребята, а какие звуки издают ткань и бумага?  Вы слышали,  (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем. Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Антон? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышала Варя? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).

Определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется.

Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).

Определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Разорвите бумагу. Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать. Поэтому одежду шьют из ткани.

(Дети садятся на стульчики)

Сначала художники придумывают рисунки на бумаге, потом с помощью умных машин этот рисунок переносится на ткань.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите как художники, придумать свой узор или рисунок для одежды?

Подойдите к столам. Здесь всё готово для рисования узора на сарафан. Придумайте и нарисуйте новые узоры для сарафанов.

Сейчас я предлагаю вам стать художниками- модельерами. У вас на столе лежат карточки с нарисованными куклами и вырезанная одежда для кукол из разноцветной бумаги: платья , юбки, кофты, брюки. Одежду мы с вами выбрали заранее и нам только осталось нарядить наших кукол.

Я предлагаю вам стать модельерами. Придумайте и оденьте одежду куклам. Желающие дети кратко расскажут во что они одели свою куклу.

Дети показывают кукол, в созданной ими одежде.

— Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде.

— Как вы думаете, им будет удобно?

Как красиво вы одели кукол. Куклы стали сразу нарядные, красивые.

"До чего ж красив наряд!"

Лену хвалят все подружки.

"Вот портниха!" - говорят.

Г. Ладонщиков

Чтобы сшить одежду люди затрачивают много труда. Поэтому к одежде нужно относиться бережно, тогда она будет вам служить долго, и вы всегда будете красивыми.

Давайте мы составим свой журнал модной одежды.

Посмотрите, какой у нас получился замечательный журнал мод. Мы поставим его в приёмную, пусть наши мамы выберут из этого журнала для себя одежду.

В конце занятия ребята дарят кукле рисунки с узорами для платьев.

При планировании занятия мною учитывались возрастные особенности детей. Содержание занятия насыщено различными игровыми методами и приемами, достаточной двигательной активностью детей. В занятие включены беседа,  сюрпризные моменты (шкатулка с инструментами для шитья одежды), загадывание загадок, наглядный материал (демонстрация презентации. Дети искренне удивлялись сюрпризным моментам, с удовольствием участвовали в опыте, дети хорошо отвечали на заданные вопросы. Проведенное в игровой форме занятие, вызвало повышенный интерес и высокую активность, который присутствовал в течении всего занятия. Считаю, что мне удалось достичь цель занятия через реализацию всех поставленных задач. Отсюда вывод, что дети хорошо усвоили материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в прошлое одежды"

Конспект интегрированного занятия по познавательной и продуктивной деятельности на тему "Путешествие в прошлое одежды" Это занятие можно проводить в рамках темы "Одежда" ,приобщая дошкольников к исток...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ "«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

НОД "Путешествие в прошлое одежды"

Познакомить детей с изготовлением и произхождением одежды, тканей"...

Путешествие в прошлое одежды

Программное содержание занятия:·       Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.·       Учит...