Конспект занятия по познавательному развитию №8 в подготовительной к школе группе Тема: «Я – гражданин России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познанию
в подготовительной к школе группе «Я – гражданин России»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №8
в подготовительной к школе группе
Тема: «Я – гражданин России»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: формирование гражданских и патриотических чувств к своей Родине.
Программное содержание: формировать представление о России как о многонациональном государстве, закреплять культурно-исторические и географические знания об особенностях родного края, воспитывать толерантность и уважение к традициям других народов, закреплять умение соблюдать правила безопасности.
Материалы и оборудование: демонстрационный – карта мира или глобус; карта России с обозначениями полезных ископаемых, карта Оренбургской области; раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: у детей сформированы гражданские и патриотические чувства к своей Родине.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 2 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Работа с картой | «Чем богата Россия» | 3 мин |
2 | Работа в пособии | «На чём можно путешествовать?» | 5 мин |
3 | Физкультминутка | «На базаре» | 3 мин |
4 | Беседа | «Путешественники» | 3 мин |
5 | Беседа | О родном крае | 5 мин |
6 | Работа в пособии | «Что где растёт?» | 3 мин |
7 | Работа в пособии | «На чём путешествовали люди в прошлом» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 3 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
Дети стоят в кругу, выполняют задания взрослого:
Раз, два, три – красный цвет найди!
Раз, два, три – предмет круглой формы найди!
Раз, два, три – книгу покажи!
Раз, два, три – твёрдый предмет найди!
II. Основная часть
- Работа с картой (задание 1)
- В прошлый раз мы с вами говорили о нашей Родине. Как она называется? (Россия.)
- Правильно. Расскажите по карте, чем богата Россия.
Покажите, где находится ваш город.
- Чем богата ваша малая родина?
Перед детьми возникает затруднение – о богатстве родного края они, как правило, знают мало.
- Работа в пособии (задание 2)
- Расскажите, куда мы можем поехать из своего города на автомобиле, поезде, куда поплыть на пароходе, куда полететь на самолёте
- Рассмотрите карту России и скажите, каким транспортом можно доставить яблоки в тундру, тайгу, в степные районы и районы смешанного леса, если везти их с юга.
- А кто это делал в прошлом? (Купцы ездили за товарами в другие места.)
- Это правда. Поэтому первыми путешественниками не только в России, но и во всем мире стали купцы. Они со своими товарами ехали в другие страны, продавали их или меняли на заморские товары и привозили их на родину. Так появились первые путешественники. Благодаря им мир знает о других странах. Давайте рассмотрим карту. Вы видите на ней 5 больших участков (кусков) суши и белую полоску внизу. Это 6 материков (континентов). Они называются: Евразия, Южная и Северная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. Россия находится на самом большом материке – Евразия. Это слово произошло от соединения двух слов: «Европа» и «Азия». Это части материка, которые называются частями света. Они разделены между собой Уральскими горами (воспитатель показывает на карте).
- Посмотрите на карту мира. Вот это место занимала на ней Русь 500 лет назад. В какой части материка она находилась? (В Европе.)
- Отсюда русские купцы ездили торговать в другие земли. Таким купцом и путешественником был Афанасий Никитин. Он первым из россиян добрался до Индии – и на этот путь у него ушло 14 лет. Во время путешествия Афанасий Никитин делал записи о том, что и кого он видел. Эта книга была названа «Хождение за три моря». Так на Руси впервые узнали, как живут люди в далекой Индии. Именно Афанасия Никитина принято считать первым русским путешественником, хотя и задолго до него купцы тоже ездили очень далеко. Но он первый описал своё путешествие.
- Как вы думаете, почему его книга была названа «Хождение за три моря»? Посмотрите на карту – может, она вам подскажет ответ. (Он должен был переплыть три моря, чтобы попасть в Индию.)
- Правильно. А как вы предполагаете, на чем он передвигался по равнине? (Наверное, на конях.)
- А на чём плыл по морям и рекам? (На кораблях.)
- А как пересекал пустыни? (На верблюдах.)
- А горы преодолевал на ослах-мулах. Поэтому у него и ушло так много времени на это путешествие. А мог бы Афанасий Никитин путешествовать в одиночку? (Нет.)
- Верно, он путешествовал с другими купцами. Очень им помогали местные жители – индусы и многие другие люди в Азии, о жизни которых рассказывается в книге «Хождение за три моря».
- Физкультминутка «На базаре»
- Афанасий Никитин привёз много заморских товаров: ковры, шёлк, золотые украшения и пр. Вот мы сейчас и проверим, помните ли вы, какими товарами торговали русские купцы, а какими – заморские. Я буду называть товар, а вы будете вставать, если он русский, и приседать, если он – заморский. Приготовились … Начали! Репа, перец, пшеница, чай, пушнина, серебро, виноград, ковёр …
- Молодцы. Всё правильно.
- Беседа «Путешественники»
- Но были и другие путешественники – они путешествовали для того, чтобы открыть и присоединить к Руси новые земли. Посмотрите ещё раз на карту. Вот какой Русь была 500 лет назад, и вот какой она стала теперь. На какую часть материка распространились российские владения? (На Азию.)
- Все эти земли открыли и присоединили к России русские путешественники. Одним из них был Семён Дежнёв. Он жил около 400 лет назад. Этот человек первым из россиян дошёл до самого края нашей современной территории (показать на карте). Теперь этот мыс на самом краю Евразии носит его имя. Этот человек путешествовал всю жизнь и умер далеко от того места, где родился, - на другом краю русских земель. Всю свою жизнь он занимался тем, что налаживал отношения между русскими людьми и теми, кто жил в открытых им местах. Нанайцы, тунгусы и другие жители северных широт очень уважали этого человека. Они были для него проводниками в тайге и тундре, лоцманами на кораблях. Русские люди их учили читать, привезли много полезных вещей: ружья для охоты, свечи, очки и пр.
- Беседа о родном крае
- Посмотрите на карту. Вот здесь находится наша Родина – Россия. Она общая для всех россиян. А вот здесь – наш город. Это тоже родина, но малая. Она общая только для тех людей, которые здесь живут.
- Ребята, чем славится ЗАТО Комаровский? (Здесь находится военная дивизия.)
- Как называется самая главная профессия наших жителей, наших пап? (Военнослужащие.)
- Правильно военнослужащие, а где они работают, служат? (В дивизии.)
- Правильно, они работают – служат в военной дивизии. А в какой дивизии они служат? (В ракетной дивизии.)
-Чем славится наша дивизия? Что у нас ежегодно запускают? (Ракеты, спутники.)
- Значит, что можно сказать про наш городок?
- Верно, наш ЗАТО Комаровский является небольшим военным городком, в котором расположена ракетная дивизия, одна из самых больших дивизий в нашей стране. Городок назван в честь космонавта Владимира Комарова, первого человека, дважды побывавшего в космосе и погибшего при выполнении полета. В 1967 году его спускаемый аппарат из-за нераскрытия основного парашюта и перекрутки строп врезался в землю в 40 километрах от нашего городка, полностью разрушился и загорелся. На месте гибели военнослужащие 13-й ракетной дивизии поставили памятник космонавту, а жители ходатайствовали о присвоении населенному пункту фамилии Комарова.
- Ребята, кто знает, как называется наша область. (Оренбургская область.)
- Вот это – карта области, нашего необъятного Оренбуржья. Кто скажет чем знаменита наша область? (Оренбургским пуховым платком.)
- Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире? (Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые.)
- Получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. И, конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Для того, чтобы получились такие замечательные платки, надо приложить много усилий. Этот тяжёлый труд.
- Около Оренбурга находятся другие города области и один из них Бузулук. Бузулук является центром Бузулукского района. Что вы уже знаете об этом районе? (Там находится Бузулукский бор.)
- Что такое бор? (Лес, в котором растут сосны, ели.)
- Что вы можете сказать об обитателях Бузулукского бора? (В бору водится много животных и птиц.)
- Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. Чем ещё знаменит он? (Добывают нефть.)
- Правильно, с недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что больше пятидесяти лет назад, здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Ребята, кто знает, для чего нам нужна нефть? (Из неё делают бензин.)
- Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из-под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
- Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое – газ. Скажите, для чего людям нужен газ? (Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу.)
- Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно.
- Есть в Оренбуржье место, которое знаменито на всю Россию. Особенно оно привлекает людей летом. Как вы думаете, что это за место? (Соль-Илецк.)
- Город Соль-Илецк, правильно. Чем он знаменит? (Солёным озером, арбузами.)
- Город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Её добывают здесь уже почти 500 лет, а она не заканчивается. А чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья 1906 года, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда? (Отдохнуть, искупаться, полечиться.)
- Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы, которые называют «лекарственным лакомством», так как они очень полезны. Вот чем знаменит наш край.
- Работа в пособии (задание 3)
- Мы говорили и о людях, и о животных, но забыли о растениях. Давайте вспомним, что и где в России растет.
- Какие растения растут в российских садах и огородах. Всё ли правильно нарисовал художник?
- Исправьте ошибки с помощью стрелок.
- Работа в пособии (задание 4)
- Обведите то, на чём русские путешественники в прошлом открывали новые земли.
III. Заключительная часть
Итог занятия
- Как вы считаете, почему люди становились путешественниками, ведь это было очень опасно и многие люди погибали? (Они хотели торговать с другими странами, открыть новые земли, стать богатыми.)
- А как вы думаете, что для них было важнее: обогатиться или узнать, как живут другие люди, рассказать об этом на родине, рассказать другим народам о Руси? (Не знаем.)
- Подумайте, ведь стать богатым можно было и торгуя в России. (Тогда, конечно, было интересно узнать побольше о других странах.)
- Вам интересно ездить в другие города и страны? (Да.)
- Назовите города, где вы были.
Дети называют, а воспитатель показывает на карте, где они находятся.
- А хотите и вы побольше узнать о других странах? (Да.)
- Тогда в следующий раз будем готовиться в новое путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»
Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. Тема: Квест – игра «4 столицы»
Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса к своей стране, желания узнавать ее особенности через ознакомление со значимыми городами России Формирование чувства сопричастности к своему городу,...

Конспект занятия по познавательному развитию №1 в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
Конспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе «Воспоминание о лете»...

Конспект занятия по познавательному развитию №3 в подготовительной к школе группе Тема: «Наш общий дом»
Конспект занятия по познавательному развитию №3в подготовительной к школе группеТема: «Наш общий дом»...

Конспект занятия по познавательному развитию №7 в подготовительной к школе группе Тема: «Я – гражданин России»
Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группе «Я – гражданин России»...
