Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Дымковские игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на тему
«Дымковские игрушки»
Цель: знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Образовательные
• Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
2. Развивающие
• Развивать речь, память.
3. Воспитательные
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы.
Материалы к занятию: Кукла-барышня, дымковские игрушки, мяч, иллюстрации, настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня», глина.
Организация детей: фронтальная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей средней группы
Тема: «Дымковские игрушки»
Воспитатель:
Долгополова Альбина Владимировна
Используемые технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Технология деятельностного подхода;
Игровые технологии.
Санкт-Петербург
2025 год
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на тему
«Дымковские игрушки»
Цель: знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.
Задачи:
- Образовательные
• Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.
- Развивающие
• Развивать речь, память.
- Воспитательные
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы.
Материалы к занятию: Кукла-барышня, дымковские игрушки, мяч, иллюстрации, настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня», глина.
Организация детей: фронтальная.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:
Здравствуй небо голубое, (смотрят вверх)
Здравствуй солнышко родное! (тянут руки вверх)
Здравствуй матушка Земля! (кланяемся)
Здравствуй ты! (пожимают друг другу руки)
И здравствуй Я! (руки к груди)
(Дети повторяют за воспитателем)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл интересный гость, кто же это?
В группе появляется игрушка Кукла Дымковская.
Глазки голубые,
Кудри завитые,
Юбка расписная,
Кто же я такая? (показ куклы).
Дети: Кукла
Воспитатель: Правильно!
Из села, где жить привыкла,
И зовется село Дымка.
Я пришла к вам не одна,
Я друзей к вам привела.
Кукла: Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья у нашей Дымковской куклы: лошадка, петушок, курочка, олененок и т.д. (Ответы детей)
Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе. Вы узнали их? (Дети подходят к столу, рассматривают игрушки)
-А какие они, какие цвета вы видите? (Ответы детей)
Кукла: действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в моём селе Дымково.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(Дети присаживаются за столы)
Воспитатель: ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.
Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся деревня – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Показ иллюстрации «село Дымково»
Делали эти игрушки из глины. Глина мягкая, мягче, чем пластилин. (Дети пробуют на ощупь глину)
Показ картинок: глина в руках человека, глиняные игрушки до разрисовки, с разрисовкой.
Воспитатель: Ребята, какой краской сначала надо было раскрасить такую игрушку? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, белой краской сначала покрывали игрушки, потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. А, сможете предположить, почему мастера выбрали белый цвет? Где в природе они могли его подсмотреть? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Игрушки эти лепили зимой!!! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. А на празднике что любят делать люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, плясать.
Воспитатель: А сейчас Кукла приглашает всех поплясать: (дети выходят в центр)
Физкультминутка
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево. (Повороты вправо-влево)
Руки вверх! Руки вниз! (Поднимают вверх и отпускают вниз руки)
И немного покрутись! (Повороты вправо-влево)
Вверх! И снова наклонись! (Поднимают руки вверх, делают наклон вниз)
Вправо, влево головою! (Повороты головой вправо-влево)
Руки вверх! Перед собою! (Поднимают руки вверх, перед собой)
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой. (Топают правой ногой и делают шаг)
Всяк вокруг себя вертитесь (Оборот вокруг себя)
А теперь на стульчики садитесь! (Дети занимают свои места)
Воспитатель: Игрушки в Дымковской слободе делали к Празднику из глины. Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост. (демонстрируются элементы росписи)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (Ответы детей)
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и конечно, барыни.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как создается игрушка? (иллюстрация)
Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя красную глину.
Воспитатель: Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.
Воспитатель: Кукла предлагает Вам самим украсить дымковскую игрушку, приклеивая липучки с узором на игрушку.
Настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня»
Цель: продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить подбирать узоры к силуэту и рассказывать, какими элементами составлен дымковский узор.
Задачи: вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность образов; обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки, вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом.
Материалы: шаблон с силуэтом коня, узоры на липучках.
Ход игры:
Деятельность детей: дети приклеивают липучки с узором на силуэт коня.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг).
Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
Воспитатель: С какими игрушками мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
-Из чего сделаны данные игрушки? (Ответы детей)
-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Ответы детей)
- Где обжигают игрушки? (Ответы детей)
-Какие основные цвета используются при украшении игрушки? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы молодцы ребята! Кукла Дымковская принесла вам подарки, и вы сможете побыть мастерами и сами раскрасите в свободное время себе дымковскую игрушку, ведь теперь вы знаете какие цвета вам для этого понадобятся. Вот и подошло к концу наше занятие. Кукла Дымковская прощается с вами.
Кукла: До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"
Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ; ка...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".
Конспект занятия по познавательному развитию в сре...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое игрушки"
Данный материал предназначен для детей подготовительной группы,включает в себя презентацию и конспект. ...
