Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Дымковские игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Долгополова Альбина Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на тему

«Дымковские игрушки»

Цель: знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Задачи:

1.     Образовательные

•     Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

2.     Развивающие

•     Развивать речь, память.

3.     Воспитательные

•     Воспитывать любовь к народному творчеству.

•     Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы.

Материалы к занятию: Кукла-барышня, дымковские игрушки, мяч, иллюстрации, настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня», глина.

Организация детей: фронтальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44  

Калининского района Санкт-Петербурга 

Конспект занятия

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей средней группы

Тема: «Дымковские игрушки»

Воспитатель:

Долгополова Альбина Владимировна

 

Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Игровые технологии.

Санкт-Петербург

2025 год

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на тему

«Дымковские игрушки»

Цель: знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Задачи:

  1. Образовательные

•        Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

  1. Развивающие

•        Развивать речь, память.

  1. Воспитательные

•        Воспитывать любовь к народному творчеству.

•        Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы.

Материалы к занятию: Кукла-барышня, дымковские игрушки, мяч, иллюстрации, настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня», глина.

Организация детей: фронтальная.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Здравствуй небо голубое,            (смотрят вверх)

Здравствуй солнышко родное!   (тянут руки вверх)

Здравствуй матушка Земля!        (кланяемся)

Здравствуй ты!                        (пожимают друг другу руки)

И здравствуй Я!                          (руки к груди)

(Дети повторяют за воспитателем)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл интересный гость, кто же это?

В группе появляется игрушка Кукла Дымковская.

Глазки голубые,

Кудри завитые,

Юбка расписная,

Кто же я такая?  (показ куклы).

Дети: Кукла

Воспитатель: Правильно!

Из села, где жить привыкла,

И зовется село Дымка.

Я пришла к вам не одна,

Я друзей к вам привела.

Кукла: Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья у нашей Дымковской куклы: лошадка, петушок, курочка, олененок и т.д.  (Ответы детей)

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе. Вы узнали их? (Дети подходят к столу, рассматривают игрушки)

-А какие они, какие цвета вы видите?  (Ответы детей)

Кукла: действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в моём селе Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(Дети присаживаются за столы)

Воспитатель: ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем. 

Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся деревня – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Показ иллюстрации «село Дымково»

Делали эти игрушки из глины. Глина мягкая, мягче, чем пластилин. (Дети пробуют на ощупь глину)

Показ картинок: глина в руках человека, глиняные игрушки до разрисовки, с разрисовкой.

Воспитатель: Ребята, какой краской сначала надо было раскрасить такую игрушку? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, белой краской сначала покрывали игрушки, потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. А, сможете предположить, почему мастера выбрали белый цвет? Где в природе они могли его подсмотреть? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Игрушки эти лепили зимой!!! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. А на празднике что любят делать люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, плясать.  

Воспитатель: А сейчас Кукла приглашает всех поплясать: (дети выходят в центр)

Физкультминутка

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.         (Повороты вправо-влево)

Руки вверх! Руки вниз!         (Поднимают вверх и отпускают вниз руки)

И немного покрутись!         (Повороты вправо-влево)

Вверх! И снова наклонись! (Поднимают руки вверх, делают наклон вниз)

Вправо, влево головою!         (Повороты головой вправо-влево)

Руки вверх! Перед собою!        (Поднимают руки вверх, перед собой)

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой.         (Топают правой ногой и делают шаг)

Всяк вокруг себя вертитесь         (Оборот вокруг себя)

А теперь на стульчики садитесь!         (Дети занимают свои места)

Воспитатель: Игрушки в Дымковской слободе делали к Празднику из глины. Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост. (демонстрируются элементы росписи)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (Ответы детей)

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и конечно, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как создается игрушка? (иллюстрация)

Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя красную глину.

Воспитатель: Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.

Воспитатель: Кукла предлагает Вам самим украсить дымковскую игрушку, приклеивая липучки с узором на игрушку.

Настольная дидактическая игра «Укрась дымковского коня»

Цель: продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить подбирать узоры к силуэту и рассказывать, какими элементами составлен дымковский узор.

Задачи: вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность образов; обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки, вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом.

Материалы: шаблон с силуэтом коня, узоры на липучках.

Ход игры:

Деятельность детей: дети приклеивают липучки с узором на силуэт коня.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг).

Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

Воспитатель: С какими игрушками мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

-Из чего сделаны данные игрушки? (Ответы детей)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Ответы детей)

- Где обжигают игрушки? (Ответы детей)

-Какие основные цвета используются при украшении игрушки? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы молодцы ребята! Кукла Дымковская принесла вам подарки, и вы сможете побыть мастерами и сами раскрасите в свободное время себе дымковскую игрушку, ведь теперь вы знаете какие цвета вам для этого понадобятся. Вот и подошло к концу наше занятие. Кукла Дымковская прощается с вами.

Кукла: До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое игрушки"

Данный материал предназначен для детей подготовительной группы,включает в себя презентацию и конспект. ...