Тема: «Волшебный мир ткани»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство с тканью в этом возрасте проходит уже не на уровне простого ощупывания, а как исследование свойств и возможностей материала.
 
Тема: «Волшебный мир ткани»
 
Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)
 
Форма проведения: Исследовательско-познавательная деятельность с элементами экспериментирования.
 
Цели и задачи:
 
· Познавательные: Познакомить детей с разными видами тканей (хлопок, шелк, шерсть, синтетика), их свойствами и происхождением.
· Развивающие: Развивать тактильные ощущения, обоняние, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать связную речь, обогащать словарный запас (слова: ткань, ситец, шелк, шерсть, драп, трикотаж, гладкий, шершавый, плотный, прозрачный, мнется, тянется, промокает).
· Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру, уважение к труду людей (портной, швея).
 
Материалы и оборудование:
 
· Образцы тканей (лоскуты): хлопок (ситец, бязь), шелк, шерсть (драп, трикотаж), синтетика (нейлон, флис).
· Емкости с водой и пипетки.
· Ножницы.
· Лупы.
· Листы бумаги и карандаши для зарисовки опытов.
· Карточки-схемы с этапами «рождения» ткани (лен -> нить -> ткань; овца -> шерсть -> пряжа -> ткань).
· Предметы одежды из разных тканей.
 
---
 
Ход занятия:
 
1. Вводная часть (мотивация): Воспитатель обращается к детям:«Ребята, посмотрите, что лежит у меня в этой волшебной коробке? (Достает разные предметы одежды). Из чего сделана наша одежда? (Из ткани). Сегодня мы с вами превратимся в ученых-исследователей и отправимся в страну Тканей, чтобы разгадать их секреты».
 
2. Основная часть (исследование):
 
· Опыт №1: «Узнай на ощупь». Детям раздают парные лоскуты разных тканей. Задание: с закрытыми глазами на ощупь найти одинаковые. Воспитатель задает вопросы: «Какая эта ткань на ощупь? (Гладкая, шершавая, мягкая, колючая, тонкая, плотная). Как ты догадался, что это один и тот же материал?»
· Опыт №2: «Сминаем и тянем». Дети берут лоскуты ситца, шелка и драпа. Задание: сильно сжать ткань в кулаке, а потом посмотреть, что с ней стало. Делают вывод: хлопок сильно мнется, шерсть – средне, синтетика и шелк – почти не мнутся. Задание: попробовать растянуть трикотаж и ситец. Вывод: трикотаж тянется, а ситец – нет.
· Опыт №3: «Пропускает ли воду?» Дети с помощью пипетки капают воду на разные лоскуты и наблюдают: вода впитывается (хлопок, шерсть) или скатывается каплей (синтетика, шелк). Делают вывод, какая ткань промокает быстрее, а какая может «защитить» от воды.
· Опыт №4: «Рассмотри в лупу». Дети рассматривают через лупу переплетение нитей в разных тканях. Воспитатель объясняет, что ткань состоит из ниточек, которые переплетаются друг с другом. У шелка они очень тонкие и гладкие, у шерсти – толстые и ворсистые.
· Беседа «Откуда пришла ткань?» Воспитатель с помощью карточек рассказывает и показывает:
  · Хлопок: растет на поле (коробочка хлопка) -> его собирают -> делают нитки -> ткут ткань.
  · Шерсть: стригут овечку -> получают шерсть -> прядут пряжу -> вяжут или ткут ткань.
  · Шелк: тутовый шелкопряд плетет кокон -> кокон разматывают -> получают шелковую нить -> ткут шелковую ткань.
 
3. Заключительная часть (закрепление): Дидактическая игра«Помоги кукле выбрать одежду». Задание:подобрать для куклы:
 
· Легкое платье для лета (из хлопка).
· Теплый свитер для зимы (из шерсти).
· Красивое платье для праздника (из шелка).
· Куртку для дождливой погоды (из непромокаемой ткани).
 
Дети объясняют свой выбор, используя новые слова и знания, полученные на занятии.
 
---
 
Результаты (итоги) занятия:
 
В результате проведенного занятия дети старшей группы достигли следующих результатов:
 
1. Предметные (познавательные) результаты:
 
· Сформировались знания: Дети познакомились с названиями 3-4 видов тканей (хлопок, шерсть, шелк), узнали об их происхождении (растение, животное).
· Усвоили свойства: На практике выявили и усвоили основные свойства тканей: прочность, толщина, мягкость, сминаемость, гигроскопичность (впитывает/не впитывает влагу).
· Расширили словарь: Активно использовали в речи слова-характеристики: гладкий, шершавый, плотный, тонкий, мнется, тянется, промокает, впитывает.
 
2. Метапредметные результаты:
 
· Развитие познавательных способностей: Дети проявили исследовательский интерес, с удовольствием проводили опыты, учились выдвигать простые гипотезы («Я думаю, шелк промокнет быстро») и проверять их.
· Развитие сенсорики: Активно развивались тактильные и зрительные анализаторы через манипуляции с разными по фактуре материалами.
· Развитие мыслительных операций: Успешно сравнивали образцы по разным признакам, анализировали результаты опытов и делали на их основе выводы.
 
3. Личностные результаты:
 
· Проявили самостоятельность и инициативу в процессе экспериментирования.
· Учились работать в команде: слушать друг друга, делиться выводами.
· Сформировалось понимание связи между предметом (одеждой) и материалом (тканью), а также ценности труда людей, которые создают ткани и шьют одежду.
 
Таким образом, занятие позволило не просто дать детям знания о тканях, а сформировать у них целостное представление о материале через призму собственного исследовательского опыта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tkanyu_v_starshey_gruppe.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с тканью в этом возрасте проходит уже не на уровне простого ощупывания, а как исследование свойств и возможностей материала.

Тема: «Волшебный мир ткани»

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Подготовил материал Свириденко Оксана Викторовна

Форма проведения: Исследовательско-познавательная деятельность с элементами экспериментирования.

Цели и задачи:

Познавательные: Познакомить детей с разными видами тканей (хлопок, шелк, шерсть, синтетика), их свойствами и происхождением.

· Развивающие: Развивать тактильные ощущения, обоняние, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать связную речь, обогащать словарный запас (слова: ткань, ситец, шелк, шерсть, драп, трикотаж, гладкий, шершавый, плотный, прозрачный, мнется, тянется, промокает).

· Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру, уважение к труду людей (портной, швея).

Материалы и оборудование:

Образцы тканей (лоскуты): хлопок (ситец, бязь), шелк, шерсть (драп, трикотаж), синтетика (нейлон, флис).

· Емкости с водой и пипетки.

· Ножницы.

· Лупы.

· Листы бумаги и карандаши для зарисовки опытов.

· Карточки-схемы с этапами «рождения» ткани (лен -> нить -> ткань; овца -> шерсть -> пряжа -> ткань).

· Предметы одежды из разных тканей.

Ход занятия:

#1042;водная часть (мотивация): Воспитатель обращается к детям:«Ребята, посмотрите, что лежит у меня в этой волшебной коробке? (Достает разные предметы одежды). Из чего сделана наша одежда? (Из ткани). Сегодня мы с вами превратимся в ученых-исследователей и отправимся в страну Тканей, чтобы разгадать их секреты».

2. Основная часть (исследование):

Опыт №1: «Узнай на ощупь». Детям раздают парные лоскуты разных тканей. Задание: с закрытыми глазами на ощупь найти одинаковые. Воспитатель задает вопросы: «Какая эта ткань на ощупь? (Гладкая, шершавая, мягкая, колючая, тонкая, плотная). Как ты догадался, что это один и тот же материал?»

· Опыт №2: «Сминаем и тянем». Дети берут лоскуты ситца, шелка и драпа. Задание: сильно сжать ткань в кулаке, а потом посмотреть, что с ней стало. Делают вывод: хлопок сильно мнется, шерсть – средне, синтетика и шелк – почти не мнутся. Задание: попробовать растянуть трикотаж и ситец. Вывод: трикотаж тянется, а ситец – нет.

· Опыт №3: «Пропускает ли воду?» Дети с помощью пипетки капают воду на разные лоскуты и наблюдают: вода впитывается (хлопок, шерсть) или скатывается каплей (синтетика, шелк). Делают вывод, какая ткань промокает быстрее, а какая может «защитить» от воды.

· Опыт №4: «Рассмотри в лупу». Дети рассматривают через лупу переплетение нитей в разных тканях. Воспитатель объясняет, что ткань состоит из ниточек, которые переплетаются друг с другом. У шелка они очень тонкие и гладкие, у шерсти – толстые и ворсистые.

· Беседа «Откуда пришла ткань?» Воспитатель с помощью карточек рассказывает и показывает:

· Хлопок: растет на поле (коробочка хлопка) -> его собирают -> делают нитки -> ткут ткань.

· Шерсть: стригут овечку -> получают шерсть -> прядут пряжу -> вяжут или ткут ткань.

· Шелк: тутовый шелкопряд плетет кокон -> кокон разматывают -> получают шелковую нить -> ткут шелковую ткань.

3. Заключительная часть (закрепление): Дидактическая игра «Помоги кукле выбрать одежду». Задание: подобрать для куклы:

· Легкое платье для лета (из хлопка).

· Теплый свитер для зимы (из шерсти).

· Красивое платье для праздника (из шелка).

· Куртку для дождливой погоды (из непромокаемой ткани).

Дети объясняют свой выбор, используя новые слова и знания, полученные на занятии.

Результаты (итоги) занятия:

В результате проведенного занятия дети старшей группы достигли следующих результатов:

#1055;редметные (познавательные) результаты:

Сформировались знания: Дети познакомились с названиями 3-4 видов тканей (хлопок, шерсть, шелк), узнали об их происхождении (растение, животное).

· Усвоили свойства: На практике выявили и усвоили основные свойства тканей: прочность, толщина, мягкость, сминаемость, гигроскопичность (впитывает/не впитывает влагу).

· Расширили словарь: Активно использовали в речи слова-характеристики: гладкий, шершавый, плотный, тонкий, мнется, тянется, промокает, впитывает.

2. Метапредметные результаты:

· Развитие познавательных способностей: Дети проявили исследовательский интерес, с удовольствием проводили опыты, учились выдвигать простые гипотезы («Я думаю, шелк промокнет быстро») и проверять их.

· Развитие сенсорики: Активно развивались тактильные и зрительные анализаторы через манипуляции с разными по фактуре материалами.

· Развитие мыслительных операций: Успешно сравнивали образцы по разным признакам, анализировали результаты опытов и делали на их основе выводы.

3. Личностные результаты:

· Проявили самостоятельность и инициативу в процессе экспериментирования.

· Учились работать в команде: слушать друг друга, делиться выводами.

· Сформировалось понимание связи между предметом (одеждой) и материалом (тканью), а также ценности труда людей, которые создают ткани и шьют одежду.

Таким образом, занятие позволило не просто дать детям знания о тканях, а сформировать у них целостное представление о материале через призму собственного исследовательского опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также предста...

Занятие в подготовительной логопедической группе по теме: Аппликация из ткани: "Город"

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время ...

ОО «Познание» ФЦКМ Тема: В мире ткани.

ОО «Познание» ФЦКМТема: В мире ткани.Воспитатель: Черенева И.М.Цель: познакомить с происхождением тканей. Задачи:Познакомить с историей создания одежды.Вызвать интерес к процессу изменения и прео...

Детский исследовательский проект Тема: «Волшебная ткань» Номинация: «Умелые руки» (художественно-прикладное творчество);

Здравствуйте уважаеые коллеги! Данный проект будет интересен детям.У нас он прошел на ура! Все ребята  и родители приняли активное участие....

Проект "Волшебный мир тканей"

Актуальность: дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.&raqu...

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по ручному труду (работа с тканью) на тему: "Волшебная ниточка"

Конспект поможет воспитателям доходчиво и просто объяснить старшим дошкольникам сложную для их возраста работу с иголкой и ниткой....

Проект "Волшебный мир тканей"

Проект "Волшебный мир тканей"...