Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе «Секреты мыльных пузырей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рязанцева Наталья Александровна

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе

«Секреты мыльных пузырей»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментальную работу с мыльными пузырями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе

«Секреты мыльных пузырей»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментальную работу с мыльными пузырями.

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Формировать представления о свойствах мыльного пузыря (легкий, прозрачный, круглый, летает, лопается).

Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Знакомить с понятиями «раствор», «эластичный», «прозрачный».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Формировать умение работать в парах, договариваться, соблюдать очередность.

Приучать соблюдать правила безопасности во время экспериментальной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Обогащать словарный запас детей: «раствор», «прозрачный», «эластичный», «исследователь».

Активизировать речь в процессе обсуждения хода экспериментов.

Упражнять в построении сложноподчиненных предложений с использованием причинно-следственных связей («пузырь лопнул, потому что...»).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать эстетическое восприятие радужных переливов мыльных пузырей.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать мелкую моторику через действия с оборудованием (рамки, трубочки).

Развивать координацию движений, правильное дыхание.

Материал:
Стаканы с готовым раствором для мыльных пузырей, разные рамки для выдувания (пластиковые — круглые, треугольные, квадратные; веревочные), тарелочки пластиковые, перчатки х/б, трубочки коктейльные, салфетки бумажные и матерчатые, лупы, фартуки для детей, мольберт или доска для фиксации гипотез, магнитофон для музыкального сопровождения.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

Дети входят в группу, оформленную под научную лабораторию. Воспитатель в белом халате.

Воспитатель: Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня наша группа превратилась в научную лабораторию, а мы с вами станем учеными-экспериментаторами. А изучать мы будем вот этих удивительных созданий! (Пускает в центр круга несколько мыльных пузырей). Кто они?

Дети: Мыльные пузыри!

Воспитатель: Верно! Они такие красивые, но сколько же секретов они от нас скрывают! Как вы думаете, какие тайны хранят мыльные пузыри? Хотите стать первооткрывателями?

2 часть. Выдвижение гипотез и проведение опытов.

Воспитатель: Прежде чем начать эксперименты, давайте выдвинем гипотезы — то есть, наши предположения. (Фиксирует высказывания детей на доске схематично или записывает).

«Они всегда круглые?»

«Они могут быть прочными?»

«Из чего они состоят?»

«Почему они лопаются?»

Воспитатель: Прекрасные гипотезы! Теперь настало время их проверить. Надеваем фартучки и займемся научными открытиями!

Опыт 1: «Волшебная форма пузыря».

Воспитатель: У вас на столах есть рамки разной формы: круглые, квадратные, треугольные. Как вы думаете, пузырь, выдутый из квадратной рамки, будет квадратным? Давайте проверим!
(Дети выдувают пузыри с помощью разных рамок, наблюдают).

Воспитатель: Что вы заметили? Какую форму принимает пузырь, независимо от рамки?
Вывод детей: Мыльный пузырь всегда стремится стать круглым.

Опыт 2: «Поймай пузырь».

Воспитатель: А теперь давайте проверим прочность пузырей. Попробуйте поймать пузырь на сухую руку. Что произошло? (Он лопнул). А теперь наденьте перчатку (или намочите руки раствором) и попробуйте снова.
(Дети выполняют действия, сравнивают результаты).

Воспитатель: Почему на перчатке пузырь дольше не лопается?
Вывод детей: На гладкой и влажной поверхности пузырь живет дольше, а на сухой и шершавой лопается сразу.

Опыт 3: «Пузырь-непоседа на тарелке».

Воспитатель: А сейчас я покажу вам настоящий фокус! (Выдувает пузырь на влажную тарелку). Теперь рассмотрите его через лупу. Что вы видите?

Дети: Радугу! Переливы!

Воспитатель: А теперь аккуратно, смоченной в растворе трубочкой, дотроньтесь до пузыря. Что с ним происходит? (Он не лопается, а меняет форму). Пузырь очень эластичный!

3 часть. Рефлексия. Подведение итогов.

Воспитатель: Наши исследования подошли к концу. Давайте вернемся к нашим гипотезам. Какие секреты мыльных пузырей мы раскрыли?
(Воспитатель обобщает ответы детей, опираясь на записи на доске):

Мыльный пузырь всегда круглый.

Он легкий и летает.

Он прозрачный и радужный.

Он эластичный.

Он лопается от сухих и шершавых поверхностей.

Воспитатель: Вы были настоящими учеными: выдвигали гипотезы, проводили опыты и делали точные выводы! Давайте изобразим самый главный наш вывод — идеальную форму мыльного пузыря. (Дети рисуют в воздухе большие и маленькие круги).

Воспитатель: На память о наших открытиях я дарю вам волшебный раствор. Вы можете продолжить эксперименты в группе. Спасибо за плодотворную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»

Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности тема: «Части тела» с детьми раннего возраста с нарушенным слухом

На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, использование индивидуальных слуховых аппаратов...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»...