Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе «Секреты мыльных пузырей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе
«Секреты мыльных пузырей»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментальную работу с мыльными пузырями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности в старшей группе
«Секреты мыльных пузырей»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментальную работу с мыльными пузырями.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Формировать представления о свойствах мыльного пузыря (легкий, прозрачный, круглый, летает, лопается).
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Знакомить с понятиями «раствор», «эластичный», «прозрачный».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Формировать умение работать в парах, договариваться, соблюдать очередность.
Приучать соблюдать правила безопасности во время экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Обогащать словарный запас детей: «раствор», «прозрачный», «эластичный», «исследователь».
Активизировать речь в процессе обсуждения хода экспериментов.
Упражнять в построении сложноподчиненных предложений с использованием причинно-следственных связей («пузырь лопнул, потому что...»).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать эстетическое восприятие радужных переливов мыльных пузырей.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать мелкую моторику через действия с оборудованием (рамки, трубочки).
Развивать координацию движений, правильное дыхание.
Материал:
Стаканы с готовым раствором для мыльных пузырей, разные рамки для выдувания (пластиковые — круглые, треугольные, квадратные; веревочные), тарелочки пластиковые, перчатки х/б, трубочки коктейльные, салфетки бумажные и матерчатые, лупы, фартуки для детей, мольберт или доска для фиксации гипотез, магнитофон для музыкального сопровождения.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Дети входят в группу, оформленную под научную лабораторию. Воспитатель в белом халате.
Воспитатель: Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня наша группа превратилась в научную лабораторию, а мы с вами станем учеными-экспериментаторами. А изучать мы будем вот этих удивительных созданий! (Пускает в центр круга несколько мыльных пузырей). Кто они?
Дети: Мыльные пузыри!
Воспитатель: Верно! Они такие красивые, но сколько же секретов они от нас скрывают! Как вы думаете, какие тайны хранят мыльные пузыри? Хотите стать первооткрывателями?
2 часть. Выдвижение гипотез и проведение опытов.
Воспитатель: Прежде чем начать эксперименты, давайте выдвинем гипотезы — то есть, наши предположения. (Фиксирует высказывания детей на доске схематично или записывает).
«Они всегда круглые?»
«Они могут быть прочными?»
«Из чего они состоят?»
«Почему они лопаются?»
Воспитатель: Прекрасные гипотезы! Теперь настало время их проверить. Надеваем фартучки и займемся научными открытиями!
Опыт 1: «Волшебная форма пузыря».
Воспитатель: У вас на столах есть рамки разной формы: круглые, квадратные, треугольные. Как вы думаете, пузырь, выдутый из квадратной рамки, будет квадратным? Давайте проверим!
(Дети выдувают пузыри с помощью разных рамок, наблюдают).
Воспитатель: Что вы заметили? Какую форму принимает пузырь, независимо от рамки?
Вывод детей: Мыльный пузырь всегда стремится стать круглым.
Опыт 2: «Поймай пузырь».
Воспитатель: А теперь давайте проверим прочность пузырей. Попробуйте поймать пузырь на сухую руку. Что произошло? (Он лопнул). А теперь наденьте перчатку (или намочите руки раствором) и попробуйте снова.
(Дети выполняют действия, сравнивают результаты).
Воспитатель: Почему на перчатке пузырь дольше не лопается?
Вывод детей: На гладкой и влажной поверхности пузырь живет дольше, а на сухой и шершавой лопается сразу.
Опыт 3: «Пузырь-непоседа на тарелке».
Воспитатель: А сейчас я покажу вам настоящий фокус! (Выдувает пузырь на влажную тарелку). Теперь рассмотрите его через лупу. Что вы видите?
Дети: Радугу! Переливы!
Воспитатель: А теперь аккуратно, смоченной в растворе трубочкой, дотроньтесь до пузыря. Что с ним происходит? (Он не лопается, а меняет форму). Пузырь очень эластичный!
3 часть. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: Наши исследования подошли к концу. Давайте вернемся к нашим гипотезам. Какие секреты мыльных пузырей мы раскрыли?
(Воспитатель обобщает ответы детей, опираясь на записи на доске):
Мыльный пузырь всегда круглый.
Он легкий и летает.
Он прозрачный и радужный.
Он эластичный.
Он лопается от сухих и шершавых поверхностей.
Воспитатель: Вы были настоящими учеными: выдвигали гипотезы, проводили опыты и делали точные выводы! Давайте изобразим самый главный наш вывод — идеальную форму мыльного пузыря. (Дети рисуют в воздухе большие и маленькие круги).
Воспитатель: На память о наших открытиях я дарю вам волшебный раствор. Вы можете продолжить эксперименты в группе. Спасибо за плодотворную работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
Примерные конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада.
Тема: “ История вещей ”...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности тема: «Части тела» с детьми раннего возраста с нарушенным слухом
На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, использование индивидуальных слуховых аппаратов...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»...
