Исследовательский проект «Почему на Новый год елку наряжают?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники ёлку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без неё вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников Новый и Рождество.
Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 630.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №45
город Новороссийск
исследовательский проект
в подготовительной к школе группе №12
«Почему на Новый год
елку наряжают?»
Воспитатели: Жаркова Е.В.
Калашникова Н. И.
г. Новороссийск, 2025год
Маршрутный лист проекта
Полное название проекта – «Почему на Новый год елку наряжают?»
Автор проекта– воспитатели Жаркова Е. В., Калашникова Н. И.
Продолжительность проекта – 1 неделя
Тип проекта - исследовательский.
Участники проекта- дети подготовительной к школе группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 6-7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники ёлку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без неё вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников Новый и Рождество.
Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?
Гипотеза: Если дети узнают больше о традиции празднования Нового года, об этом празднике и его символах, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что на любой интересующий их вопрос можно найти много любопытной и интересной информации, приобретут навык получения добывания информации, что обязательно пригодиться в их дальнейшей жизни.
Модель трех вопросов:
Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о праздновании Нового года, мы воспользовались методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач и интернета.
Что мы знаем о новогодней елке?
- Елку наряжают на Новый год
- Под елку кладут подарки.
- Есть живые и искусственные елки.
Что хотим узнать?
- Почему наряжают елку?
- Елки наряжают во всех странах?
- Елку наряжают только елочными игрушками?
- Куда девают елки после Нового года?
Как узнать?
- Спросить у мамы, бабушки.
- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
- Спросить у воспитателей
Цель педагога: научить детей ценить традиции своего народа, через более подробное ознакомление с елью, как атрибутом новогоднего праздника.
Детская цель проекта: Узнать, почему на Новый год украшают елку?
Задачи проекта:
- для детей:
- Расширить знания о праздновании Нового года в нашей стране и других странах;
- Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
-Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
-формировать осознанное отношение к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека;
- создать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
- для педагогов:
- подобрать и изучить литературу о праздновании Нового года;
- познакомить детей с историей происхождения елки, подвести к тому, что на новогоднем празднике – елка необходимый атрибут;
- развивать познавательный интерес к миру природы и умение правильно взаимодействовать с природой;
- составить и написать памятку «Как правильно украшать елку»;
- создать папку творческих и литературных работ о праздновании Нового года;
для родителей:
- Помочь детям сделать елочки и игрушки для украшения елки в группе.
- Вызвать интерес к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название итогового мероприятия проекта: «Здравствуй, Елка!»
Продукты проекта
- для детей: елочные украшения, сделанные своими руками; презентация «Новогодние деревья разных стран», коллективная аппликация «Зайцы на елке»,
- для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром.
- для родителей: Памятка «Как правильно наряжать елку»; буклет «Живи, елочка!»; консультация «Новогодняя игрушка своими руками», «История новогодней игрушки»
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- сформируются знания детей об истории и традициях празднования нового года в России и других странах;
- Дети узнают историю новогодней игрушки;
- Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
для педагогов
- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о новогодних традициях и обрядах, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
- для родителей
- Поможем осознать важность совместного участия в проекте.
II. Краткое содержание проекта
Этапы проекта:
1.Постановка проблемы
Прогнозирование результатов/ продуктов проекта: в ходе работы над проектом выяснить, что елка является необходимым атрибутом празднования Нового года.
1.Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).
2.Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений
Деятельность педагога: мотивация детей к проектной деятельности; раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
1.Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов).
2.Формулирует проблемные вопросы.
3.Определяет задачи.
4.Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности.
5.Подбирает методическую и художественную литературу по теме.
6.Привлекает к сотрудничеству членов семьи.
Планируемая деятельность детей: осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.
Деятельность родителей:
1.Вхождение родителей в тему проекта.
2.Ознакомление родителей с содержанием проекта.
3.Помогают собирать литературу по новогодней тематике
4.Беседуют с детьми о праздновании Нового года в России и других странах, помогают им в решении проблемной ситуации.
2.Определение цели деятельности и конкретного замысла
Деятельность педагога: помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации.
Планируемая деятельность детей: обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
3.Планирование
Деятельность педагога: фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.
Планируемая деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.
4.Реализация проекта и постоянная рефлексия
Непосредственная деятельность по проекту:
1. Беседы с детьми: «Новогодние деревья разных стран», «Елка, елочка-колючая иголочка», «Не рубите елки», «Знакомство с елочной игрушкой»
2.Рассматривание иллюстраций книг, фотографий о праздновании Нового года; разнообразии новогодних деревьев в разных странах.
3.Чтение детям сказок, рассказов, пословиц, народных примет в которых рассказывается о елочке, разучивание стихотворений.
4.Коллективная работа по аппликации на тему «Зайцы на елке»,
5.Поделка из природного материала(шишек) «Елочка красавица»
6.Составление рассказов «Моя елочка», «Как мы встречаем Новый год дома», «Моя любимая новогодняя игрушка».
7.Пластилинография «Елочка нарядная в гости к нам пришла»
8.Рисование «Хоровод вокруг елочки», «Моя любимая новогодняя игрушка»
9.Изготовление елки в технике «оригами»
10.Лепка елочных игрушек из соленого теста.
11.Украшение групповой елочки игрушками собственного изготовления.
12. Домашнее задание: исследовать свою «Новогоднюю красавицу-елку и рассказать о ней и ее игрушках».
Деятельность педагога:
1.Оформление выставки детских работ.
2.Разрабатывание сценария итогового развлечения.
3.Оформление информационных стендов для родителей, памяток и буклетов.
4.Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.
5.Разучивание с детьми стихов, чтение сказок и рассказов.
6. Контролирует развитие проектной деятельности детей.
7. Оказание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.
Планируемая деятельность детей: участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.
Деятельность родителей:
1.Помощь детям в составлении рассказов о своих новогодних елочках.
2.Изготовление совместно с детьми елочных украшений.
3.Совместная деятельность по созданию развивающей среды в группе.
4. Фотоколлаж «Моя елочка»
5.Анализ результатов
Деятельность педагога: помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.
Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач.
Проведение итогового развлечения «Здравствуй, Елка!»
Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей.
Подведение итогов работы над проектом.
Помощь в организации выставки елочных игрушек, изготовленных детьми и их родителями.
Деятельность детей: рассказывают об итогах своей деятельности, достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта. Презентуют свой проект.
III. Планирование (системная паутинка) по проекту «Почему на Новый год елку наряжают?»
IV. Методическое обеспечение проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»
Название проекта: «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»Вид проекта: ИсследовательскийДлительность: Средней продолжительности (1,5 месяца)Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-7 л...

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?»
Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?» знакомит ребёнка с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, разными вида...

Информационно-исследовательский проект "Почему нужно беречь голос?"
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ГОЛОС? »подготовительная группапродолжительность-3 недели(с 10.10.2014г. по 31.10.2014г.)Автор проекта:Музыкальный руководительОрешонко...
Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"
Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик. В сказке говорилось о том, как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...
Детский исследовательский проект "Почему появляются морозные узоры"
Актуальность:Однажды с Юлией Сергеевной мы рассматривали и рисовали морозные узоры. Нам стало интересно, как появляются морозные узоры. Мы сказали - неужели их рисует на окнах дедушка Мороз? А к...

Научно-исследовательский проект "Почему исчезли динозавры"
Данный проект позволяет разширить кругозор детей о разновидностях динозавров , о причинах их исчезновения....

Название номинации: «Познавательный проект» Тема проекта: «Почему на Новый год ёлку наряжают»
Ёлочка - является обязательным атрибутом этого праздника. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасна наряженная елочка. И нам кажетс...

