"Что мы знаем о море"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширение представлений детей о море, его обитателях и экологической обстановке.
Задачи:
Расширять знания детей о море, его обитателях, об экологической обстановке.
Развивать речь и умение рассуждать при решении проблемной ситуации
Развивать творческое воображение при создании модели «Море»
Вызвать познавательный интерес к экспериментированию и моделированию
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чужой беде через помощь морским обитателям (очистка воды)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного №100»
Конспект занятия «Ознакомление с природой»
с элементами моделирования и
познавательно - исследовательской деятельности
для детей 5-6 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Что мы знаем о море»
Подготовлен: Половинкина А.И., воспитатель МДОАУ № 100 |
г. Оренбург
2025 г.
Доминирующая ОО: «Познавательное развитие»
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Тема занятия: «Море, море, ты какое?»
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесный: метод вопросов, беседа между детьми и воспитателем, чтение загадок, физминутка «Морской ежик»
Наглядный: демонстрация - рассматривание глобуса, модели «Море», иллюстраций «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», наблюдение за преобразованием объектов – выращивание морских обитателей.
Практический: игровой метод, элементарные опыты с очисткой воды, моделирование моря, создание проблемной ситуации.
Интеграция ОО:
социально-коммуникативное развитие: диалог с детьми на тему занятия;
познавательное развитие: эксперименты с водой, беседа о море, о морских обитателях и об экологической катастрофе;
речевое развитие: полные ответы детей на вопросы, рассказывание текста физкультминутки «Морской ежик», разгадывание загадок,
обогащение словарного состава новыми словами: модель, ламинария, штиль, шторм, экологическая катастрофа, танкер, очистительные сооружения, корабли – мусоросборщики, фильтр;
художественно-эстетическое: рассматривание иллюстраций «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», музыка «шторма» и «штиля»;
физическое развитие: физминутка «Морской ежик», переходы детей во время занятия
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет № 1
Цель: расширение представлений детей о море, его обитателях и экологической обстановке.
Задачи:
Расширять знания детей о море, его обитателях, об экологической обстановке.
Развивать речь и умение рассуждать при решении проблемной ситуации
Развивать творческое воображение при создании модели «Море»
Вызвать познавательный интерес к экспериментированию и моделированию
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чужой беде через помощь морским обитателям (очистка воды)
Планируемые результаты:
Сформированы представления о море, его обитателях и об экологической обстановке; есть познавательный интерес к экспериментированию и моделированию; проявлено творческое воображение при создании модели «Море»; дети испытывают потребность помочь морским обитателям очистить воду; дети способны самостоятельно рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы;
Организация РППС: глобус, иллюстрации «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», контейнеры с песком для каждого ребенка, мелкие игрушки морских обитателей, морские раковины, пластмассовый прозрачный контейнер, морские камни, морская соль, одноразовые стаканы для каждого ребенка, вода, ватные диски, марля, салфетки, тренажеры
Су-джок для каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание физминутки, беседа о море и ее обитателях.
Ход занятия:
Игра для создания эмоционального комфорта. |
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: На ноге стоит одной, крутит, вертит головой Нам показывает страны. Горы, реки, океаны. На столе передо мной закружился шар земной Дети: - Глобус Беседа по вопросам: - Как вы думаете, что такое глобус? (Модель планеты Земля)* - А что такое модель? (Это пример чего – то большого в уменьшенном виде)* - Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают? - А какого цвета на глобусе больше и почему? - А какая вода есть на земле? (минеральная, артезианская, пресная, соленая и пр.)* - Как вы думаете, какая вода в морях и океанах? (Соленая)* - А ее можно пить, употреблять в пищу? (нет)* - А как вы думаете, такая вода кому – нибудь нужна? (Да: рыбам, морским обитателям и пр.)* - А для человека она нужна? (Да: ее добавляют в ванну, делают лекарства и пр.)* |
*- примеры ответов детей |
- Ребята, вы хотите еще больше узнать о морях и океанах? (Да)* |
Тогда я вас приглашаю на экскурсию в научно – исследовательскую лабораторию нашего детского сада. Вы принимаете мое приглашение? (Да)* |
Воспитатель: Ребята, перед вами иллюстрация. Беседа с детьми по картине «Море» Воспитатель: Какое красивое море! Какая жизнь бурлит в его водах и на его дне! А вы хотите создать модель моря? (Да)* Вот в эту емкость я налила воды из крана. Она похожа на морскую? (Нет, она пресная)* А что нужно сделать, чтобы вода стала морской? (Растворить соль)* Чем нужно устлать морское дно? (Гальки, ракушки)* Дети, а чем мы еще можем украсить море? (Водорослями)* А зачем в море водоросли? (Очень красивые, помогают морским обитателям дышать, морскую капусту употребляют в пищу, в них много йода)* По – научному водоросли называются ламинарии, мы ее называем морской капустой. Дети и воспитатель вместе выкладывают модель моря Воспитатель: - А теперь я вам предлагаю немного поиграть. В контейнерах вы видите песок. Но он непростой: в нем не загадка, не секрет, найдите и дайте правильный ответ. Кто это? Дети находят в песке обитателей моря, называют их и помещают в емкость с водой. Это наш мини – аквариум, он нужен для того, чтобы наши мальки выросли, а мы будем наблюдать, как они растут. Воспитатель: - Ребята, в море живут не только рыбы, но и другие морские обитатели. Я предлагаю вам поиграть в игру «Морской ежик – осьминожек»: Морской ежик-непоседа (катают мяч на ладонях взад-вперед) Чтоб на месте не лежать, просит ежик-осьминожек С ним немного поиграть (подбрасывают мячик) Ты колючий, ну и что ж? (круговые движения) Помассируй ручки, еж. Мы тебя хотим тебя погладить (гладят сверху) Мы хотим с тобой поладить (катают взад-вперед) Вправо – влево повернемся, Наклонимся – разогнемся, Раз - присядем, встанем – два. Получилася игра! Ежей в контейнер положите и на стульчики пройдите. Дети кладут ежей в контейнер и садятся на стульях вокруг стола с аквариумом. Воспитатель: Вот оно какое море: разноцветно – голубое. Волнами шумящее, чайками кричащее, Чистое, соленое, теплое, рифленое, С небом обнимается, солнцу улыбается. Посмотрите, ребята, сейчас наше море спокойное, это-штиль. Хотите послушать, как звучит штиль? (Да.)* Дети слушают звуки моря и рассуждают о том, что такое штиль Воспитатель показывает картинку ветра и спрашивает о том, что происходит с морем, когда дует сильный ветер? (Ответы детей) Дети слушают звуки шторма и выполняют дыхательную гимнастику «Шторм». Пока дети делают дыхательную гимнастику, в море «переворачивается танкер с нефть» и появляется масляное пятно. Воспитатель обращает внимание детей на пятно и удаляет его фильтром. Воспитатель: - Люди давно привыкли к существованию морей и океанов и даже не заметили, как многие моря оказались в беде!! Как вы думаете, почему? (Ответы детей: люди их сильно загрязнили; часто случаются аварии – в море выливается нефть; заводы и фабрики сбрасывают в моря и океаны грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно; морские обитатели плохо себя чувствуют и даже гибнут и пр.) Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации. Воспитатель: Такое состояние морей и океанов называют ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФОЙ. Но люди заботятся о морях и океанах. А как это происходит, как вы думаете? ( Ответы детей: там, где нефть выливается море, корабли - нефтесборщики, при помощи специальных приспособлений, высасывают нефть) Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации. с танкером, который очищает море и дает понятие «танкер» Воспитатель: А еще как? (Ответы детей: люди строят очистительные сооружения, корабли-мусоросборщики, которые собирают мусор не только с поверхности, но и с морских глубин) Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации и дает понятие «очистительные сооружения», «корабли – мусоросборщики» Воспитатель:- Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли работников очистительных станций и очистить воду от загрязнения? (Да.)* Предлагаю вам вновь пройти в нашу мини - лабораторию. Посмотрите, у каждого из вас есть емкость с загрязненной водой и емкость с фильтрами. Присмотритесь, фильтры у вас разные, рассмотрите их. Дети рассматривают фильтры. Вопросы детям: Из чего состоит твой фильтр, Алена? А твой, Максим? Как вы думаете, чей фильтр очистит воду лучше? (более плотный, из разных материалов очистил лучше) Дети рассуждают и дают свои ответы. Воспитатель предлагает детям очищенную от загрязнений воду добавить в аквариум к растущим рыбам, а грязные фильтры выбросить в мусорный контейнер. Затем воспитатель просит подойти детей к нему. |
Воспитатель: Ребята, вот мы и приоткрыли еще одну страничку из жизни моря. На этом наша сегодняшняя экскурсия в научно – исследовательскую лабораторию нашего детского сада заканчивается. Чем же вам запомнилась наша экскурсия? (Ответы и рассуждения детей) Большое вам спасибо. Никто бы не справился лучше вас. Воспитатель вручает детям на память эмблемы «Юный защитник природы» |
Длительность: 25 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"
Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с использованием ИКТ...

