"Что мы знаем о море"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Половинкина Антонина Ивановна

Цель: расширение представлений детей о море, его обитателях и экологической обстановке.

Задачи:

Расширять знания детей о море, его обитателях, об экологической обстановке.

Развивать речь и умение рассуждать при решении проблемной ситуации

Развивать творческое воображение при создании модели «Море»

Вызвать  познавательный интерес к экспериментированию и моделированию

 

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чужой беде через помощь  морским обитателям  (очистка воды)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_more.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного №100»

        

Конспект занятия «Ознакомление с природой»

с элементами моделирования и

познавательно - исследовательской деятельности

для детей 5-6 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Что мы знаем о море»

Подготовлен: Половинкина А.И.,

воспитатель МДОАУ № 100

г. Оренбург

2025 г.

Доминирующая ОО: «Познавательное развитие»

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная, восприятие художественной         литературы.

Тема занятия: «Море, море, ты какое?»

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Словесный: метод вопросов, беседа между детьми и воспитателем, чтение загадок, физминутка «Морской ежик»

Наглядный: демонстрация - рассматривание глобуса, модели «Море», иллюстраций «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», наблюдение за преобразованием объектов – выращивание морских обитателей.

Практический: игровой метод, элементарные опыты с очисткой воды, моделирование моря, создание проблемной ситуации.

Интеграция ОО: 

социально-коммуникативное развитие:  диалог с детьми на тему занятия;

познавательное развитие: эксперименты с водой, беседа о море, о морских обитателях и об экологической катастрофе;

речевое развитие: полные ответы детей на вопросы, рассказывание текста физкультминутки «Морской ежик», разгадывание загадок,

обогащение словарного состава новыми словами: модель, ламинария, штиль, шторм, экологическая катастрофа, танкер, очистительные сооружения, корабли – мусоросборщики, фильтр;

художественно-эстетическое: рассматривание иллюстраций «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», музыка «шторма» и «штиля»;

физическое развитие: физминутка «Морской ежик», переходы детей во время занятия

Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет № 1

Цель: расширение представлений детей о море, его обитателях и экологической обстановке.

Задачи:

Расширять знания детей о море, его обитателях, об экологической обстановке.

Развивать речь и умение рассуждать при решении проблемной ситуации

Развивать творческое воображение при создании модели «Море»

Вызвать  познавательный интерес к экспериментированию и моделированию

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чужой беде через помощь  морским обитателям  (очистка воды)

Планируемые результаты:

Сформированы представления о море, его обитателях и об экологической обстановке; есть познавательный интерес к экспериментированию и моделированию; проявлено творческое воображение при создании модели «Море»; дети испытывают потребность помочь морским обитателям очистить воду; дети способны самостоятельно рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы;

Организация РППС: глобус, иллюстрации «Морское дно», «Экологическая катастрофа», «Очищение воды», контейнеры с песком для каждого ребенка, мелкие игрушки морских обитателей, морские раковины, пластмассовый прозрачный контейнер, морские камни, морская соль, одноразовые стаканы для каждого ребенка, вода, ватные диски, марля, салфетки, тренажеры

Су-джок для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание физминутки, беседа о море и ее обитателях.

Ход занятия:

Игра для создания эмоционального комфорта.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

На ноге стоит одной, крутит, вертит головой

Нам показывает страны. Горы, реки, океаны.

На столе передо мной закружился шар земной

Дети: - Глобус

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, что такое глобус? (Модель планеты Земля)*

- А что такое модель? (Это пример чего – то большого в уменьшенном виде)*

- Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?

- А какого цвета на глобусе больше и почему?

- А какая вода есть на земле? (минеральная, артезианская, пресная, соленая и пр.)*

- Как вы думаете, какая вода в морях и океанах? (Соленая)*

- А ее можно пить, употреблять в пищу? (нет)*

- А как вы думаете, такая вода кому – нибудь нужна? (Да: рыбам, морским обитателям и пр.)*

- А для человека она нужна? (Да: ее добавляют в ванну, делают лекарства и пр.)*

*- примеры ответов детей

- Ребята, вы хотите еще больше узнать о морях и океанах?

(Да)*

Тогда я вас приглашаю на экскурсию в научно – исследовательскую лабораторию нашего детского сада. Вы принимаете мое приглашение? (Да)*

Воспитатель: Ребята, перед вами иллюстрация.

Беседа с детьми по картине «Море»

Воспитатель: Какое красивое море! Какая жизнь бурлит в его водах и на его дне! А вы хотите создать модель моря? (Да)*

Вот в эту емкость я налила воды из крана. Она похожа на морскую?

(Нет, она пресная)*

А что нужно сделать, чтобы вода стала морской? (Растворить соль)*

Чем нужно устлать морское дно? (Гальки, ракушки)*

Дети, а чем мы еще можем украсить море? (Водорослями)*

А зачем в море водоросли? (Очень красивые, помогают морским обитателям дышать, морскую капусту употребляют в пищу, в них много йода)*

По – научному водоросли называются ламинарии, мы ее называем морской капустой.

Дети и воспитатель вместе выкладывают модель моря

Воспитатель: - А теперь я вам предлагаю немного поиграть.

В контейнерах вы видите песок. Но он непростой: в нем не загадка, не секрет, найдите и дайте правильный ответ. Кто это?

Дети находят в песке обитателей моря, называют их  и помещают в емкость с водой.

Это наш мини – аквариум, он нужен для того, чтобы наши мальки выросли, а мы будем наблюдать, как они растут.

Воспитатель: - Ребята, в море живут не только рыбы, но и другие морские обитатели. Я предлагаю вам поиграть в игру «Морской ежик – осьминожек»:

Морской ежик-непоседа (катают мяч на ладонях взад-вперед)

Чтоб на месте не лежать, просит ежик-осьминожек

С ним немного поиграть (подбрасывают мячик)

Ты колючий, ну и что ж? (круговые движения)

Помассируй ручки, еж.

Мы тебя хотим тебя погладить (гладят сверху)

Мы хотим с тобой поладить (катают взад-вперед)

Вправо – влево повернемся,

Наклонимся – разогнемся,

Раз - присядем, встанем – два.

Получилася игра!

Ежей в контейнер положите и на стульчики пройдите.

Дети кладут ежей в контейнер и садятся на стульях вокруг стола с аквариумом.

Воспитатель: Вот оно какое море: разноцветно – голубое.

Волнами шумящее, чайками кричащее,

Чистое, соленое, теплое, рифленое,

С небом обнимается, солнцу улыбается.

Посмотрите, ребята, сейчас наше море спокойное, это-штиль.

Хотите послушать, как звучит штиль? (Да.)*

Дети слушают звуки моря и рассуждают о том, что такое штиль

Воспитатель показывает картинку ветра и спрашивает о том, что происходит с морем, когда дует сильный ветер? (Ответы детей)

Дети слушают звуки шторма и выполняют дыхательную гимнастику «Шторм».

Пока дети делают дыхательную гимнастику, в море «переворачивается танкер с нефть» и появляется масляное пятно.

Воспитатель обращает внимание детей на пятно и удаляет его

фильтром.

Воспитатель: - Люди давно привыкли к существованию морей и океанов и даже не заметили, как многие моря оказались в беде!!

Как вы думаете, почему? (Ответы детей: люди их сильно загрязнили;  часто случаются аварии – в море выливается нефть; заводы и фабрики сбрасывают в моря и океаны грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно; морские обитатели плохо себя чувствуют и даже гибнут и пр.)

Воспитатель обращает внимание детей на  иллюстрации.

Воспитатель: Такое состояние морей и океанов называют ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФОЙ.

Но люди заботятся о морях и океанах. А как это происходит, как вы думаете? ( Ответы детей: там, где нефть выливается море, корабли - нефтесборщики, при помощи специальных  приспособлений, высасывают нефть)

Воспитатель обращает внимание детей на  иллюстрации.

 с танкером, который очищает море и дает понятие «танкер»

Воспитатель: А еще как? (Ответы детей: люди строят очистительные сооружения,  корабли-мусоросборщики, которые собирают мусор не только с поверхности, но и  с морских глубин)

Воспитатель обращает внимание детей на  иллюстрации и дает понятие «очистительные сооружения», «корабли – мусоросборщики»

Воспитатель:- Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли работников очистительных станций и очистить воду от загрязнения? (Да.)*

Предлагаю вам вновь пройти в нашу мини - лабораторию.

Посмотрите, у каждого из вас есть емкость с загрязненной водой и емкость с фильтрами. Присмотритесь, фильтры у вас разные, рассмотрите их.

Дети рассматривают фильтры.

Вопросы детям: Из чего состоит твой фильтр, Алена? А твой, Максим?

Как вы думаете, чей фильтр очистит воду лучше? (более плотный, из разных материалов очистил лучше)

 Дети рассуждают и дают свои ответы.

Воспитатель предлагает детям очищенную от загрязнений воду добавить в аквариум к растущим рыбам, а грязные фильтры выбросить в мусорный контейнер.

Затем воспитатель просит подойти детей к нему.

Воспитатель: Ребята, вот мы и приоткрыли еще одну страничку из жизни моря. На этом наша сегодняшняя экскурсия в научно – исследовательскую лабораторию нашего детского сада заканчивается.

Чем же вам запомнилась наша экскурсия? (Ответы и рассуждения детей)

Большое вам спасибо. Никто бы не справился лучше вас.

Воспитатель вручает детям на память эмблемы «Юный защитник природы»

 Длительность: 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...