Методическая разработка «Чрезвычайные ситуации — что это?»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Цели:

- закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях;

- развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приемы оказания первой медицинской помощи;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование и материалы: кукла-игрушка Стобед, схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 обруча, опасные и безопасные предметы, демонстрационный материал «Если малыш поранился», йод, вата, бинты, форма спасателей.

Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение книги Ю. А. Соколовой «Правила безопасности», просмотр телепередач, новостей, беседы.

Словарная работа: чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение о безопасности.

Педагог. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы еще раз поговорим о безопасности. Чаще всего беда застает человека неожиданно, даже тогда, когда ему кажется, что он готов к ней.

А вот и наш гость. Давайте с ним познакомимся — его зовут Стобед. Как вы думаете, почему у него такое странное имя?

Дети. Потому что с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности.

Педагог. А попадает он в опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести при той или иной опасности. Поможем ему — расскажем, что мы знаем об опасностях.

Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека. (Вывешивает схему.) Назовите их.

Дети. Пожар, взрыв газа, потоп, порез, ушиб, отравление, дорожно-транспортное происшествие и др.

Педагог. В основном это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.

А есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли. (Вывешивает схематическое изображение этих явлений.) Природа — наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. Что такое ЧС?

Дети. Это опасность, угрожающая сразу многим людям.

Педагог. Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом нам помогут вопросы.

• Временное затопление суши из-за подъема воды. (Наводнение.)

• Что может возникнуть при неосторожном обращении со спичками? (Пожар.)

• Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. (Ураган.)

• Сильный ветер в виде вращающегося столба. (Смерч.)

• Сильный вихрь, который бывает преимущественно в Америке. (Торнадо.)

• Очень сильная буря на море. (Шторм.)

• Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)

• Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (Спасатели.)

Педагог. Очень важно знать правила поведения в таких ситуациях.

Отвечая на вопросы, вы назвали такую ЧС, как землетрясение. Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Какие дома более устойчивы: деревянные, бревенчатые, кирпичные или панельные?

Дети. Деревянные.

Педагог. Назовите самые безопасные места в доме.

Дети. Это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы, санузлы.

Педагог показывает картину-схему, где запрещающие места помечены красным цветом, разрешающие — зеленым.

Педагог. Давайте попробуем найти такие места у нас в группе.

Дети встают на определенное место и объясняют, почему они выбрали его.

Далее проводится физминутка.

Педагог. Если землетрясение застало вас дома, что вы будете делать? {По ходу перечисления вывешивает схематическое изображение правил.)

Дети.

➣ Отключить газ, электроэнергию, огонь.

➣ Дойти до безопасного места.

➣ Защитить голову от падающих предметов.

➣ Не пользоваться лифтом.

➣ Не прятаться.

➣ Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать.

➣ Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.

➣ He стоять возле окон, зеркал.

Педагог. Если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия.

Дети.

➣ Отойти на открытое место.

➣ Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.

➣ Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.

➣ Выйти из машины, если ты в ней находился.

Педагог. Если человек оказался в завале, под грудой камней, что ему необходимо предпринять?

➣ Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами.

➣ Стучать, звать на помощь.

➣ Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки.

➣ Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.

Педагог. А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. В этом нам поможет игра «Раз, два, три, что может быть опасно — возьми!»

В 3-4 обручах — разные предметы, в том числе опасные. Дети бегают под музыку. С окончанием музыки надо найти и взять опасный предмет. У 2—3 детей спросить, почему они выбрали именно этот предмет.

Педагог. Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать. А вот наводнения можно предвидеть, но избежать все равно нельзя. Из-за чего происходит наводнение?

Дети. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин.

Педагог. Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. Как они узнают о приближающемся наводнении?

Дети. Сообщают по радио, телевидению, звучит сирена или гудок машин, передают друг другу.

Педагог. Подойдите к столу и выберите те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения.

Дети (выбирают и называют). Не быстропортящиеся продукты, документы, деньги, аптечку, запасную теплую одежду, обувь, туалетные принадлежности.

Педагог. Давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом.

Педагог бросает мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно: выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; размахивать тряпкой, чтобы заметили спасатели, ночью светить фонарем; если попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и др.

Педагог. Может ли быть опасным дом или здание после затопления?

Дети. Да.

Педагог. Почему?

Дети. Потому что повреждается фундамент дома.

Дети садятся на места.

Педагог. Мы назвали стихии земли, воды, остался воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия?

Дети. Ураган, смерч, тайфун, буря.

Педагог. Что такое ураган, смерч, мы называли, когда отвечали на вопросы. О них предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. Давайте вспомним, как надо себя вести при этих бедствиях.

Дети.

➣ Спрятаться в надежное укрытие (подвал, погреб, под мост).

➣ Защитить глаза, рот, нос от песка и земли.

➣ Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке.

➣ Если едете на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна.

➣ Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.

Педагог. Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу?

Дети. Надо укрыться в овраге, прижаться к земле.

Педагог. Во время ЧС бывают пострадавшие, и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показывает картинку). Какими должны быть спасатели?

Дети. Сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученными.

Педагог. У спасателей есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите ее. (Ответы детей.)

Педагог. Сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» и узнаем, знаете ли вы, как нужно оказывать первую медицинскую помощь в случае травмы. Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?

Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.

Педагог. Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.

Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.

В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.

Педагог. В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул в школе можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам в этом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях;

- развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приемы оказания первой медицинской помощи;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование и материалы: кукла-игрушка Стобед, схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 обруча, опасные и безопасные предметы, демонстрационный материал «Если малыш поранился», йод, вата, бинты, форма спасателей.

Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение книги Ю. А. Соколовой «Правила безопасности», просмотр телепередач, новостей, беседы.

Словарная работа: чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение о безопасности.

Педагог. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы еще раз поговорим о безопасности. Чаще всего беда застает человека неожиданно, даже тогда, когда ему кажется, что он готов к ней.

А вот и наш гость. Давайте с ним познакомимся — его зовут Стобед. Как вы думаете, почему у него такое странное имя?

Дети. Потому что с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности.

Педагог. А попадает он в опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести при той или иной опасности. Поможем ему — расскажем, что мы знаем об опасностях.

Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека. (Вывешивает схему.) Назовите их.

Дети. Пожар, взрыв газа, потоп, порез, ушиб, отравление, дорожно-транспортное происшествие и др.

Педагог. В основном это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.

А есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли. (Вывешивает схематическое изображение этих явлений.) Природа — наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. Что такое ЧС?

Дети. Это опасность, угрожающая сразу многим людям.

Педагог. Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом нам помогут вопросы.

• Временное затопление суши из-за подъема воды. (Наводнение.)

• Что может возникнуть при неосторожном обращении со спичками? (Пожар.)

• Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. (Ураган.)

• Сильный ветер в виде вращающегося столба. (Смерч.)

• Сильный вихрь, который бывает преимущественно в Америке. (Торнадо.)

• Очень сильная буря на море. (Шторм.)

• Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)

• Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (Спасатели.)

Педагог. Очень важно знать правила поведения в таких ситуациях.

Отвечая на вопросы, вы назвали такую ЧС, как землетрясение. Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Какие дома более устойчивы: деревянные, бревенчатые, кирпичные или панельные?

Дети. Деревянные.

Педагог. Назовите самые безопасные места в доме.

Дети. Это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы, санузлы.

Педагог показывает картину-схему, где запрещающие места помечены красным цветом, разрешающие — зеленым.

Педагог. Давайте попробуем найти такие места у нас в группе.

Дети встают на определенное место и объясняют, почему они выбрали его.

Далее проводится физминутка.

Педагог. Если землетрясение застало вас дома, что вы будете делать? {По ходу перечисления вывешивает схематическое изображение правил.)

Дети.

➣ Отключить газ, электроэнергию, огонь.

➣ Дойти до безопасного места.

➣ Защитить голову от падающих предметов.

➣ Не пользоваться лифтом.

➣ Не прятаться.

➣ Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать.

➣ Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.

➣ He стоять возле окон, зеркал.

Педагог. Если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия.

Дети.

➣ Отойти на открытое место.

➣ Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.

➣ Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.

➣ Выйти из машины, если ты в ней находился.

Педагог. Если человек оказался в завале, под грудой камней, что ему необходимо предпринять?

➣ Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами.

➣ Стучать, звать на помощь.

➣ Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки.

➣ Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.

Педагог. А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. В этом нам поможет игра «Раз, два, три, что может быть опасно — возьми!»

В 3-4 обручах — разные предметы, в том числе опасные. Дети бегают под музыку. С окончанием музыки надо найти и взять опасный предмет. У 2—3 детей спросить, почему они выбрали именно этот предмет.

Педагог. Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать. А вот наводнения можно предвидеть, но избежать все равно нельзя. Из-за чего происходит наводнение?

Дети. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин.

Педагог. Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. Как они узнают о приближающемся наводнении?

Дети. Сообщают по радио, телевидению, звучит сирена или гудок машин, передают друг другу.

Педагог. Подойдите к столу и выберите те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения.

Дети (выбирают и называют). Не быстропортящиеся продукты, документы, деньги, аптечку, запасную теплую одежду, обувь, туалетные принадлежности.

Педагог. Давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом.

Педагог бросает мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно: выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; размахивать тряпкой, чтобы заметили спасатели, ночью светить фонарем; если попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и др.

Педагог. Может ли быть опасным дом или здание после затопления?

Дети. Да.

Педагог. Почему?

Дети. Потому что повреждается фундамент дома.

Дети садятся на места.

Педагог. Мы назвали стихии земли, воды, остался воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия?

Дети. Ураган, смерч, тайфун, буря.

Педагог. Что такое ураган, смерч, мы называли, когда отвечали на вопросы. О них предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. Давайте вспомним, как надо себя вести при этих бедствиях.

Дети.

➣ Спрятаться в надежное укрытие (подвал, погреб, под мост).

➣ Защитить глаза, рот, нос от песка и земли.

➣ Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке.

➣ Если едете на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна.

➣ Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.

Педагог. Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу?

Дети. Надо укрыться в овраге, прижаться к земле.

Педагог. Во время ЧС бывают пострадавшие, и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показывает картинку). Какими должны быть спасатели?

Дети. Сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученными.

Педагог. У спасателей есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите ее. (Ответы детей.)

Педагог. Сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» и узнаем, знаете ли вы, как нужно оказывать первую медицинскую помощь в случае травмы. Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?

Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.

Педагог. Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.

Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.

В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.

Педагог. В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул в школе можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной ситуации для детей второй младшей группы по теме: "Наши мамы"

Формировать представление детей о празднике мам; учить правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь;продолжать учить составлять узор на круге  или квадрате, создавая компо...

Методическая разработка образовательной ситуации в средней группе по экологическому воспитанию зимнее путешествие "В поисках снеговика"

Конспект организованно- образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе по тэкологической тропе  зимнее путешествие " В поисках снеговика"...

Методическая разработка образовательной ситуации в средней группе по экологическому воспитанию "Осень золотая"

Конспект организованно- образовательной деятельности по экологическому   воспитанию по экологической тропе "Осень золотая"...

Методическая разработка: игровая ситуация "На день рождение к коту Леопольду".

Использование методов и приемов ТРИЗ в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство  развития мышления....

Собственная методическая разработка игровой ситуации «Новый год у ворот» во второй младшей группе

Это игровая ситуация способствует развитию памяти ,наблюдательность, речевую активность, а также учит выделять предметы из группы и отличать их по величене. Воспитывает любознательность и сообразитель...

Методическая разработка. Проблемная ситуация для детей старшего дошкольного возраста исследования величин "Измерь мост шагами"

Данная методическая разработка помогает наглядно показать кпри помощи каких средств возможно привлечь детей к решению задач измерения и исследования величин разными способами...

Методическая разработка "Чрезвычайная ситуация"

Методическая разработка "Чрезвычайная ситуация"...