Экономическое воспитание дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Брюханова Екатерина Владимировна

В современных условиях  использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для России и других стран мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мое сегодняшнее выступление подходит, в большей степени для педагогов начинающих или же для тех, кто не имел опыта прохождения КПК онлайн. Хотелось бы отметить, что наш детский сад 2 года назад приобрел примерную парциальную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и по ряду причин не удавалось включить ее в работу. В конце прошлого учебного года я поставила перед собой цель ввести эту программу в образовательный процесс. И, конечно же, прежде чем приступить к работе целесообразно пройти КПК. Свой выбор я остановила на онлайн курсе, который составлял 72 часа и предоставляет его сайт инфоурок.

Курс повышения квалификации «Финансовая грамотность для дошкольников»

Модули:

1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

2. Методические основы формирования финансовой грамотности дошкольников

3. Организация работы по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

4. Творческий подход к созданию игровых технологий с финансовым содержанием и их адаптация к игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

5. Использование игровых финансовых технологий для детей старшего дошкольного возраста

6. Внедрение инновационных форм работы на региональном и межрегиональном уровнях по направлению основы финансовой грамотности дошкольников

Итоговая аттестация

Материал, который я вам сейчас представлю, был полностью составлен из лекций курса. Мной из этого, что-то уже освоено, выполнено вы увидите это на экране, а что то еще находится в планах и разработке.

В современных условиях  использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для России и других стран мира. Освоение грамотности населением является важнейшей задачей как для государства и построения его экономической политики, так и для каждого гражданина нашей страны.

        Учитывая значимость решения проблемы низкой финансовой грамотности населения в России решение данного вопроса возложены на ключевые министерства Российской Федерации: Министерство финансов РФ, ЦБ РФ, Роспотребнадзор, Минобрнауки России и другие организации. Вопрос по финансовой грамотности выделен в самостоятельный, отдельный вопрос, для решения которого разработана законодательная база.

Так, в 2011 году было подписано распоряжение Правительства от 12 февраля 2011 года № 180-р «О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

На основании реализации вышеупомянутого проекта разработана «СтратЕгия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» утвержденная и введенная в действие Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р.

Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, в том числе за счёт использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.). С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет мы говорим о формировании элементарных экономических навыков и основ финансовой грамотности.

Именно старший возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели рекомендуется включать изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольной образовательной организации для детей 5-7 лет.

Большой интерес у дошкольников при формировании финансовой грамотности вызывают:

Ситуационные задачи.

Чтение художественной литературы.

Беседа-обсуждения.

Метод проектов

Использование того или иного метода работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами, которые ставит перед собой педагог по формированию финансовой грамотности у дошкольников, и может реализовываться в различных видах деятельности.

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования заключается в необходимости принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгАм, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

На курсе предлагали рассмотреть основные программы по финансовому воспитанию дошкольников, которые активно используются в настоящее время.

«Тропинка в экономику» под редакцией Анны Демьяновны Шатовой.

Через эту тропинку ребёнок входит в сложный мир экономики, познаёт его по-свОему, додумывая, достраивая то, что ему пока непонятно. Основывается программа на психолого-педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста

Вся работа проходит через четыре блока:

1.«Труд-продукт (товар)»;

2.«Деньги – цена(стоимость)»;

3. «Реклама: желания и возможности»;

4.«Полезные навыки и привычки в быту- Тоже экономика»

«Тропинка в экономику» проходит в непринуждённой обстановке, чтобы не лишать ребёнка возможности мыслить самостоятельно, поэтому дети сами выступают инициаторами экономических знаний.

Сименкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников».

Отличительной особенностью этой программы является то, что это
комплект, который  включает пособия:
        - Программа;

- Методические рекомендации;

- Читаем и обсуждаем;

- Книжки-раскраски к трём произведениям;

- Рассуждаем и решаем;

- Играем вместе;

- Мини-спектакли (с раздаточным материалом);

- Говорим с детьми о финансах (пособие для родителей).

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса: игры, обучающие сказки, ситуативные задачи, мини-спектакли.

С 1 сентября 2018 года в ДОО могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы. Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Пройдемся по блокам программы

1. Труд и продукт труда (товар)

Знакомство с разными профессиями воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

Педагогические задачи:

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

2. Деньги и цена (стоимость)

Прежде всего знакомство с понятием деньги рекомендуется начинать с их истории. Для знакомства можно использовать электронный ресурс Музей Банка Росси http://www.cbr.ru/museum/ , где представлены экспонаты, дающие представление о том, как развивалось денежное обращение и банковская система.

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила).

Педагогические задачи:

- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

3. Реклама:

Педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, ее назначении;

- поощрять объективное отношение детей к рекламе;

- развивать у детей способность различать рекламные уловки;

- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой.

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для

формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор

Общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи и т.д.)

Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, о их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги.

В развивающую предметно-пространственную экономическую среду рекомендуется включить следующее зонирование:

информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;

занимательно-экономическая зона, в которой представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.;

деятельностно-экономическая зона, наполняемая игрушками-предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр.

Организация игровой экономической зоны предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики.

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников

 Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Ведь именно через родителей ребенок получает свой  первый социальный опыт.

Дошкольное образование является первой ступенькой на длинном  образовательном маршруте ребенка. Современная система образования поставила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.

В свою очередь педагоги при организации образовательной деятельности  должны  обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, в частности повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

Именно семья учит ребенка первоначально разбираться в элементарных финансовых вопросах. Кто и как зарабатывает деньги в семье. Какие профессии в семье. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.  Научить ребенка, что не все можно купить сразу, что необходимо ставить долгосрочные цели, копить на что-то, предварительно обсудив это в семье. Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей к плодотворному взаимодействию в качестве помощников.

С этой целью ДОО должна быть максимально «открытой» средой для родителей ребенка. Всегда предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ.

Направления и формы взаимодействия с родителями

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, использование интернет-ресурсов, создание интернет-группы по взаимодействию. Онлайн-консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

 Завершая мое выступление, хотелось сказать, что  современному ребенку необходимо обладать так называемыми компетенциями XXI века. В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...