Проект "Семейный бюджет"
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Трунова Марина Сергеевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynyy_byudzhet.docx538.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Проект

по формированию финансовой грамотности дошкольников

«Семейный бюджет»

для детей среднего дошкольного возраста

Составила:

Трунова Марина Сергеевна

Пояснительная записка

      Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Актуальность проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Социальный заказ общества на экономически грамотную личность обусловлен взятием курса на развитие современных рыночных условий, которые основаны на свободном предпринимательстве, выборе вида экономической деятельности и т.д. Учитывая создавшуюся экономическую обстановку, все чаще и чаще стал возникать вопрос о формировании и развитии экономического воспитания детей. По определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять». Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.  Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.

Проблема

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Создание   необходимых психолого-педагогических условий будет способствовать формированию финансовой грамотности в различных видах деятельности. Исходя из этого, избранная нами тема проекта является актуальной. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать данный проект.

Цель проекта:

Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное  развитие»,  «Художественно  - эстетическое развитие», «Речевое  развитие», «Физическое  развитие».

Реализация  проекта

1 этап - «Погружение в проект» – 31.10 – 04.11.2022 года.

2 этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы» – 07.11 –29.11. 2022 года.

3 этап - «Презентация результатов» – 30.11. 2022 года.

4 этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности» - 30.11.  2022 года.

Паспорт проекта

Название проекта

«Семейный бюджет»

Тип проекта

Образовательный проект совместной деятельности, обучающий, познавательно – практико - ориентированный.

Участники  

Дети, педагоги, родители средней группы.

Сроки реализации

Краткосрочный с 31.10 - 30.11.2022года.

Цель проекта

Создание условий для формирования понятие  «семейный бюджет» у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета - «доходы» и «расходы».
  2. Формировать  представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
  3. Способствовать развитию детской познавательной инициативы.
  4. Развивать интерес детей к экономике.
  5. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы.
  6. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
  7. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
  8. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности.
  9. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
  10. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.
  11. Изготовление настольно-печатной игры «Семейный бюджет»

Принципы  реализации проекта        

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Планируемые образовательные результаты

У воспитанников:

Сформировано умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Сформировано умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Сформировано представление о том, что зарплата – это оплата за труд, пенсии за прошлый труд.

Сформировано понимание того, что расходы семьи не должны быть расточительными.

У педагогов:

Используют инновационные технологии и новые формы работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Пополнена предметно - развивающая среда.

Составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

Обобщение педагогического опыта.

У родителей:

Сформирована активная, компетентная позиция в процессе экономического воспитания детей.

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

I этап – «Погружение в проект»

  • определение цели и задач проекта «Семейный бюджет»;
  • подбор информации, методической, художественной литературы, Интернет-ресурсов, опыта работы коллег по теме;
  • подобраны дидактические, развивающие, настольно – печатные игры, игровые задания;
  • подбор иллюстративного   материала;
  • анкетирование семей воспитанников среднего дошкольного возраста;

II этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы»  

  1. Обогащение предметно-развивающей среды:
  • создание дидактических игр, игровых заданий, атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
  • создание «банковского» уголка.
  1. Совместная и самостоятельная  деятельность детей по теме проекта:
  2.  Изготовление настольно-печатной игры «Семейный бюджет»

Беседы:

«Что такое деньги?»,

«Денежкина история»,

«Бумажные и металлические деньги»,

«Что такое бюджет семьи?»,

«Где используются деньги?»,

«Чего нельзя купить за деньги?».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов:

«Профессии»,

«Посуда»,

«Мебель»,

«Одежда и обувь».

Чтение  художественной литературы:

К.Чуковский «Муха – цокотуха»,

С. Михалков «Как мужик корову продавал»,

Б. Минина «Доверчивый Зайчик»,

Т.Грекова «Клад», «Копейка рубль бережёт».

Заучивание пословиц и поговорок.

Продуктивная деятельность:

«Кошелёк с монетками»,

«Что купили в магазине».

Конструирование:

«Дом»,

использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Дидактические игры и упражнения: 

«Бюджет семьи»,

«Кому, что нужно для работы?»,

«Важные расходы»,

«Математический супермаркет»,

«Реклама»,

«Кладоискатели»,

«Доход - расход»,

«Знакомство с банковским терминалом».

Словесные игры:

«Пошла лиса за покупками»,

«Один – три - пять»,

«Скажи наоборот».

Пальчиковые гимнастики и физкультминутки:

«Будем денежки считать»,

«Моя семья»,

«Покупки»,

«Посуда».

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»,

«Поездка на маршрутном такси»,

«Автомастерская»,

«Магазин красоты»,

«Продуктовый магазин»,

«Программист»,

«Кафе».

Просмотр обучающих мультсериалов «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

  1. Работа с родителями:
  • консультации для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста», «Азы финансовой грамотности»,
  • акция «Покупатель – это я!»,
  • фотоколлаж «Лишнюю копеечку положу в копилочку»,
  • ЭОР для домашнего использования «Юные финансисты».

III этап - «Презентация результатов»

Проведение открытого показа НОД «Бюджет семьи».

IV этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности»

Совместная и самостоятельная деятельность детей привела к оптимизации детско-родительских отношений, значительно пополнилась РППС группы. Дети в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет знакомятся со сложными финансовыми понятиями, делятся информацией друг с другом,  педагогами, родителями.

Продукт

Настольно-печатная игра «Семейный бюджет»

Возможные риски

Недостаточные условия (материала, наглядности, мероприятий) для работы по теме.

Пассивная позиция родителей в экономическом воспитании детей.

Способы их преодоления

Использование дополнительных источников, информации.

Привлечение родительской общественности к участию в экономическом воспитании дошкольников.

Ресурсы и методические материалы, необходимые для проекта

Методическая литература и Интернет - источники:

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

http://www.edu.yar.ru/safety

Материально-технические ресурсы:

Технические средства обучения:

мультимедиа, использование видео - аудиоматериалов.

Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, муляжи).

Детская художественная литература.

Практическая значимость проекта

Данная работа может быть широко использована в практике педагогов дошкольного образования.

Работа над проектом показала важность этой темы. Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное. Таким образом, проект «Семейный бюджет» сформировал у детей предпосылки финансовой грамотности, умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории. Участие в проекте повысило уровень информированности родителей.

Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов в воспитательно – образовательном процессе, позволяет сделать вывод о том, что формирование  финансовой грамотности при создании определённых условий  у детей среднего дошкольного возраста в рамках проектной  9-Abz3lOQbs.jpgдеятельности эффективно и результативно.

Рисунок 1 – Продукт проекта. Настольно – печатная игра «Семейный бюджет»

HmblhYdYTA8.jpg

Рисунок 2 – Атрибуты к игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә

Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре  белән танышт...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Елмаюга ни җитә – елмаю боз эретә”

Максат:         Балаларда халык әсәрләре аша ярдәмчеллек һәм ягымлылык хисе тәрбияләү,тылсымлы сүзләр куллануны активлаштыру. Балаларда халык авыз иҗаты ә...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы. Уртанчылар төркеменә әхлак тәрбиясе бирү буенча перспектив план.

Максат:Балаларга иң гади әхлак кагыйдәләрен системага салып өйрәтү, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү, бер-берсе белән дустанә мөнәсәбәт урнаштырырга өйрәтү, әйләнә-тирәгә сакчыл караш тәрбияләү...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Авыл урамына сәяхәт” (Өлкәннәр төркеме.)

Максат:балаларны җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр белән таныштыруны дәвам итү.Җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр хәрәкәт итүче транспортка юл читеннән каршы бару, юлны аркылы чыгу тәртибен аңлату....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...