Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Невидимова Галина Сергеевна

ЗАДАЧИ:

  1. Научить детей правильному отношению к деньгам и способам их зарабатывания, а также разумного использования;
  2. Формировать нравственно-экономические понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
  3. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 5 «НОРИЛЬЧОНОК»

Перспективный план кружковой работы

в подготовительной группе « Никелька»

на тему:

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Воспитатель:

Невидимова Г.С

Г. Норильск

Задачи

1. Сформировать первичные экономические понятия;

2. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

3.Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.; нравственными понятиями

4..Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Формы работы: Сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей , ИКТ.

Сроки реализации программы: сентябрь-Апрель

Тематический план

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

  1. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

1

Презентация - «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

2

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Просмотр мультф. «Уроки тетушки Совы»

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

3

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Дидактическая игра «Заветные желания»

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

4

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;

Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

1

Беседа «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро

Октябрь

2

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

3

Беседа «Понятие цены, стоимости».

Демонстрация мультфильма «уроки тетушки совы».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

4

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Ноябрь

1

игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

2

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?» Беседа - «Семейный бюджет: доходы семьи»

Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

3

игра - «Семейный бюджет: расходы семьи»

игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Сформировать понятие об основных расходах семьи Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

4

Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет»

5

Декабрь

  1. «Труд и продукт труда (товар)»

Труд – основа жизни

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде

сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

2

Наши потребности

«Юные финансисты» или

занятие – путешествие

«Наши потребности»

Дать понятие потребности;

Уточнить от чего зависят потребности человека;

Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет

3

игра – «Семейная копилка. Учимся экономить

Игра - «Хочу и надо»

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность Формировать представление детей о понятии «бюджет

4

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Игра: «Что создаётся трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

5

Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Январь

1

конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

2

Игра – «Карманные деньги»

Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

3

Дидактическая игра «Если бы у меня было много денег…», беседа на тему без чего нам не обойтись в

жизни? Что нельзя купить за деньги?

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Февраль

1

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.

научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей; объяснить, от чего зависит цена товара.

2

Где покупают и

продают разные

товары? Социо-игровая технология (работа в малых группах).Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

Разновидности магазинов

Дать представление о рынке, ярмарке, базаре, киоске.

Закрепить понятия детей о том, для чего нужны деньги:

трудовые действия работников супермаркета;

Воспитывать уважительное отношение к труду и профессии продавца.

3

Беседа - «Благотворительная деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

Март

  1. «Реклама»

1

Беседа – «Рекламы разные нужны»

Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

2

игра - «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство

3

С.В. Михалков «Как старик корову продавал».чтен.худ.лит.

Сочиняем рекламу. Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Формировать представление детей о рекламе Умение использовать рекламу. Учить детей делить покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

4

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»

Дидактические игры: «Чудесные мешочки», «Опиши игрушки», «Угадай чего не стало»

Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цене товара, побуждать интерес к играм.

Апрель

1

«Ярмарка»

  1. Песни, танцы, аттракционы, переплетаются с познавательными задачами математического и экономического характера. Совершают операции купли- продажи, заключают сделки, разыгрывают «Аукцион». Продаются изделия народных промыслов (хохлома, гжель и и свои поделки). Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками.

2

КВН - «Путешествие в денежную страну»

  1. Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

3

Квест- игра « Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы:  Ф...