Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование основ финансовой культуры) тема «Код от сейфа» (с использованием ИКТ)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. В современном мире элементарные знания по финансовой грамотности необходимо прививать детям уже с дошкольного возраста. Финансовая грамотность приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Методическая разработка
занятия с детьми подготовительной группы
по образовательной области «Познавательное развитие»
(формирование основ финансовой культуры)
тема «Код от сейфа»
(с использованием ИКТ)
участников конкурса учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в номинации
«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности: Урок по финансовой грамотности»
«Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Васиной Снежаны Сергеевны, учителя-логопеда
Кузнецовой Александры Александровны, воспитателя
2023 г.
Введение
Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. В современном мире элементарные знания по финансовой грамотности необходимо прививать детям уже с дошкольного возраста. Финансовая грамотность приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Методическая разработка посвящена актуальному направлению - формированию основ финансовой культуры детей дошкольного возраста. Финансовая культура является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Занятия с детьми подготовительной группы по формированию основ финансовой культуры по теме: «Деньги», «Покупки» входит в образовательную область «Познавательное развитие». Содержание предлагаемого материала соответствует цели, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), рекомендациям СанПиН.
Целью методической разработки является: формирование элементарных экономических представлений, связанных с деньгами и покупками.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать у детей первичные экономические представления.
- закреплять представления экономических понятий: деньги, размен, цена, товар.
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать умение к планированию покупкам;
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать разумное отношение к деньгам;
- воспитывать умение сотрудничать в совместной практической деятельности.
Методической новизной разработки является включение в образовательный процесс интерактивных технологий.
Материал, предложенный на занятии, затрагивает следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Такая интеграция компонентов образовательной деятельности обеспечивает метапредметные связи и формирует у дошкольника целостное восприятие предмета.
Занятие строится с учетом методических рекомендаций и включает следующие структурные части: организационный момент (разворачивание сюжета, постановка цели занятия); основной блок (последовательное решение всех поставленных задач); заключительную часть (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей (рефлексия), создание благоприятного эмоционального фона).
В процессе проведения занятия использованы подходы, идеи, формы, методы и приемы педагогической деятельности, которые интересны дошкольникам и соответствуют их возрасту, наиболее эффективно решаются педагогические, образовательные и воспитательные задачи
Данная методическая разработка может быть полезна педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а также всем тем, кто занимается вопросами формирования финансовой культуры и основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, с целью методической поддержки в организации образовательной деятельности по указанному направлению.
ФИО разработчиков: Васина Снежана Сергеевна, Кузнецова Александра Александровна
Образовательная организация | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» | |||
Возрастная категория детей/обучающихся/класс/курс | 6-7 лет | |||
Тема | Занятия с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование основ финансовой культуры) тема «Код от сейфа» (с использованием ИКТ) | |||
Цель | Формирование элементарных экономических представлений, связанных с деньгами и покупками. | |||
Планируемые образовательные результаты | Знают первичные экономические представления; знают значение экономических понятий: деньги, размен, цена, товар; выделяют русские купюры среди других валют; умеют разменивать монеты; соотносят цену и товар, приобретают новые знания мира финансов посредством игровой и практической деятельности; умеют сотрудничать в совместной практической деятельности. | |||
Основные понятия | «Деньги», «размен», «цена», «товар». | |||
Формы, методы | словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – демонстрация (рассматривание); игровой – д/и, интерактивные игры (выполнение игровых действий); практический – упражнения (самостоятельная деятельность детей). Элементы метода проблемного обучения, оценочный (рефлексия) | |||
Средства обучения | Колокольчик, банкноты и монеты разных стран, ноутбук, интерактивная доска, интерактивная игра «Размен монет», товары с ценниками, купюры, плакат с изображением супермаркета с товарами на липучках, бумажные заламинированные изображения пакетов с липучками, презентация с изображением сейфа, картинки с изображением кошельков маленького, среднего и большого размеров; монеты на липучках | |||
Организационные условия | Предварительная работа: работа с детьми по темам «Деньги», «Покупки», создание интерактивной игры «Размен монет», создание презентации с изображением сейфа; изготовление игры «Запланированные покупки». Вступление, нацеливающее на тему предстоящей деятельности. Выполнение занимательных заданий интеллектуального характера. Выполнение практического задания группами детей. Рефлексия. | |||
Учебно-методическое обеспечение |
| |||
План занятия/мероприятия | ||||
Этапы занятия/мероприятия (время этапа) | Используемые дидактические средства | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Образовательный результат |
1.Организационный момент (5 мин.) | Использование колокольчика Свиток с посланием от князя, на передней части свитка изображение князя Киевского из мультфильма «Три Богатыря» | Воспитатель: Колокольчик озорной (воспитатель звенит в колокольчик) Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева –друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Ребята, нам пришло послание от князя Киевского, прочитаем? Воспитатель раскрывает свиток и читает: «Три богатыря в отпуске, мне некому помочь, забыл код от сейфа, а там все деньги. Скоро придворным зарплату платить, а код забыл, старый стал. Но каждую цифру, я зашифровал загадками и заданиями, сам придумал, а решить не могу. Помогите пожалуйста. А то народ рассердится и не быть мне больше князем Киевским». Воспитатель: Ой, Князь кто сейчас деньги в сейфе хранит. Ребята, где лучше хранить деньги? Воспитатель: А почему? Воспитатель: Верно. Поможем князю? Воспитатель: Не будем терять времени, решим задания и узнаем код от сейфа. | Дети встают в круг Повороты в стороны Качают руками Ответ детей - В банке - Это надежно, они охраняются. Ответы детей | Приветствие. Привлечь внимание Мотивация на деятельность Проектирование решения проблемы Целеполагание |
2. Основной блок (20 мин) | Купюры разных стран Интерактивная игра «Размен монет» Товары с ценниками, купюры Плакат с изображением супермаркета. На ватмане с помощью липучек прикреплены товары. Бумажные заламинированные изображения пакетов с липучками (пакеты по числу детей) На интерактивной доске появляется сейф | Воспитатель: Все задания Князя связаны с деньгами и покупками. А вы помните, что такое деньги? Воспитатель: А какие они бывают? Воспитатель: А для чего нужны деньги? Воспитатель: Вы всё знаете про деньги, я уверена, что мы со всем справимся 1 задание Воспитатель: Хранить могу я разную валюту, Но отлечу я русскую купюру за минуту! Необходимо найти, только русские купюры. Воспитатель: На русских купюрах князь оставил буквы, как думаете, что можно сделать с ними? Воспитатель: Какое слово получилось? Воспитатель: У нас есть первая цифра от сейфа – 1. 2 задание Воспитатель: Бывают случаи, что людям нужно разменять деньги. А вы помните, что значит фраза «Разменять деньги»? Воспитатель: Верно, это значит обменять более крупные деньги, на мелкие, в итоге у двух людей получается одинаковая сумма денег. И следующее задание князя – это размен монет. Воспитатель приглашает первого ребёнка к доске. Воспитатель: Выбери монету, которую хочешь разменять и нажми на нее. Воспитатель: Подумай, как можно разменять эту монету. Воспитатель: Ты справился с заданием! Воспитатель приглашает других детей по очереди. Воспитатель: Появилась еще одна цифра от кода - 5! Физминутка: «Мы не детки, мы не детки, А веселые монетки. Звонко катимся по кругу Радуемся мы друг к другу Дружно скачем: скок, скок, скок И обратно в кошелек. 3 задание Воспитатель: Что есть в магазине у каждого товара? Воспитатель: У вас есть купюры, найдите какой товар можно купить за ваши деньги. Соотнесите цену товара с купюрой. Воспитатель: У меня есть 5 рублей, остался товар за 3 рубля. Я смогу его купить? Воспитатель: Петушок (леденец) стоит 3 рубля, а у меня 5 рублей, сколько рублей еще останется? Воспитатель: Мы узнали еще одну цифру кода – 2! 4 задание. Воспитатель: Князь запланировал покупки на разные случаи жизни. Очень важно планировать покупки, чтобы расход был разумный. Под каким-то из товаров спрятана цифра кода от сейфа. Каждый из вас выберет те товары, который нужны для определенного события и закрепит у себя на пакете. Воспитатель приглашает одного ребёнка к плакату супермаркета и называет событие, для которого нужно выбрать товары. События: 1.Князь готовится ко дню рождения. 2.Князь решил завести котёнка. 3.Князь отправляется на море. 4.Князь хочет приготовить на завтрак омлет. 5.Князь хочет украсить свой дворец к новому году. Воспитатель: Вы выбрали все необходимые товары, молодцы! Что осталось в супермаркете? Воспитатель открепляет картинку, под ней находится последняя цифра кода. Воспитатель: А вот и последняя цифра - 4. Воспитатель: Какие цифры мы нашли? Воспитатель: Только цифры нужно набрать в порядке убывания. Попробуем открыть сейф. Воспитатель по очереди приглашает детей набрать нужную цифру на сейфе. Пятый ребёнок открывает сейф, нажав на ручку сейфа. | Примерный ответ детей: - Это то, что используют люди для покупок, оплаты чего-либо. Бумажные, железные, электронные, русские, китайские, американские (евро, доллар) и т.д. - Покупать продукты, одежду, игрушки, платить за садик, дом и т. д. Дети находят русские купюры среди других валют - Составить слово Дети составляют слово «Один» - Один Ответы детей Ребёнок выполняет задание Аналогично дети выполняют задание Наклоны в стороны Наклоны в стороны Поворот вокруг себя Повороты к соседу Прыгают на месте Садятся на места - Ценник, цена. - Да. - Останется 2 рубля. Дети по очереди выходят к доске с изображением супермаркета. Выбирают товары под событие и прикрепляют их на свой пакет. Ответы детей. ( -1, 5, 2, 4. Дети вводят код и открывают сейф. | Актуализация знаний Самостоятельное применение на практике, уже имеющихся знаний. Актуализация знаний Владение способами действия, применение полученных и уже имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. |
Итог (2 мин.) | Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями Князя и нашли код от сейфа. Воспитатель: Сегодня вы работали с деньгами и совершали покупки. - Скажите, что такое деньги? - Для чего они нужны? - Что такое размен денег? - Важно ли планировать покупки? -Какой совет вы можете дать Князю, где лучше хранить деньги? | Ответы детей | Систематизация знаний. Подведение итогов, обобщение полученных детьми знаний. | |
Рефлексия (3 мин) | Картинки с изображением кошельков маленького, среднего и большого размеров; монеты на липучках | Воспитатель: Вам было интересно сегодня? Что понравилось больше всего? А что не понравилось? Воспитатель: У меня есть три кошелька, если вам было интересно, все задания получилось выполнить, то возьмите монету и прикрепите к большому кошельку. Если у вас возникли трудности и непонимания, то прикрепите монету к среднему кошельку. Если вам было скучно, неинтересно, не получалось выполнять задания, то прикрепите монету к маленькому кошельку. Воспитатель: Я горжусь вами. Князь благодарит вас и передает вам шоколадные монеты. | Ответы детей Дети прикрепляют монеты в соответствии с их успехами | Привлечение детей к оценке и самооценке результатов деятельности |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Поварницина, Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал / Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. – Волгоград : Учитель, 2020. – 186 с.
- Стахович, Л. В. Играем вместе: пособие для воспитателей, методистов и руководителей
дошкольных организаций /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2022. – 40 с. - Шатова, А. Д. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников / А. Д. Шатова. – М. : Просвещение, 2018. – 176 с.
Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. – М. : Сфера, 2020. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ": ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ТЕМУ: "БЕЛАЯ КРАСАВИЦА РОССИИ"
ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ": ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ТЕМУ: "БЕЛАЯ КРАСАВИЦА РОССИИ"...

Методическая разработка занятия во второй младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (Формирование элементарных математических представлений)
Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений). Вторая младшая группа. Тема: "Знакомство с квадратом"...

Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию Тема: «Приключения в бумажной стране»
Конспект может оказаться полезен педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, а так же родителям детей. В конспекте представлены простые опыты с бумагой, которые не требуют большой предварительной подготов...

Методическая разработка занятия во второй младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП)
Методическая разработка занятия во второй младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП)...

Занятие с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие».
Закрепление знаний дошкольников об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира....

Конспект ООД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира на тему «Домашние животные»
Конспект ООД в средней группе "Домашние животные" по ФКЦМ...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Будильник»
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Буд...
