Статья на тему «Взаимодействие психолога с родителями в ДОУ"
статья по психологии

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования  данных форм в работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Взаимодействие психолога  с родителями  в ДОУ»

Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится  труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.  

           Основными формами взаимодействия с родителями в нашем саду являются:

  • консультации;
  • родительские гостиные;
  • беседы с родителями и детьми;
  • информационные уголки;
  • выступления на родительских собраниях.

Взаимодействие психолога с родителями  обычно начинается с ознакомительной беседы при поступлении ребенкав детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад,  предполагаемая степень участия в работе учреждения, заполняется анкета  индивидуального развития ребенка, устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и условиями успешной адаптации, следующая консультация организуется по результатам индивидуальной диагностики.

Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома, поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду.

Также организуются консультации для родителей  по темам:

  • «Трехлетний ребенок – личность»
  • «У школьного порога»
  • «Знаете ли вы своего ребенка»
  • «Жадность…»
  • «Почему кусаются дети».

Данные консультации проводятся с целью повышения уровня педагогической компетенции родителейоб индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания.

Организация гостиных для родителей является дальнейшей работой по взаимодействию с родителями.Темы встреч с родителями:

  • «Мы такие разные…»
  • «Учимся общаться с ребенком»
  • «Мой милый капризуля…»
  • «Как научить ребенка быть добрым»

Цель данных гостиных - предоставить родителям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, научиться новым формам взаимодействия с детьми в повседневной жизни,познакомиться с практическими приёмами, которые помогут помочь разрешить конфликт между детьми, успокоить активного ребёнка, поучаствовать в играх,  дать возможность высказаться самим, пообщаться, расслабиться. В нашей жизни людей многому обучают,  но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.  Как помочь родителям почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать? Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на наших встречах.Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.

Очень часто тематика разговоров в гостиной со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом, родительские гостиные в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста.

  Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на определенную тему, предлагается комплекс совместных игр родителей и детей, в которые они могут поиграть дома.

В нашем детском саду проходят дни открытых дверей, в которых активное участие принимают родители.Им предоставляется возможность побывать на коррекционно-развивающих занятиях психолога с детьми, где они могут увидеть, как и во что играют их дети, познакомиться с методами и приемами работы, а затем получить ответы на интересующие их вопросы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования  данных форм в работе с родителями.

Литература

  1. Арнаутова Е. Планируем работу ДОУ с семьей  // Управление ДОУ.– 2002.– № 4.– с.10
  2. Буцева К. Психолого-педагогическое просвещение родителей.  // Методист .– 2006.– № 7.– с.50
  3. Современный ребенок: семья плюс детский сад  // Обруч.– 2008.– № 1.– с. 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение ка...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...

Статья на тему "Взаимодействие детского сада с родителями"

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение...

Статья на тему «Взаимодействие воспитателя и семьи»

Статья на тему «Взаимодействие воспитателя и семьи»...

статья на тему " Взаимодействие с семьёй воспитанника"

Материал о работе с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетность направления работы с родителями, согласно ФГОС ДО. Формы работы с родителями воспитанников. Календарны...

Статья на тему "Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй".

В статье описаны варианты форм взаимодействия инструктора по физической культуре в детском саду с родителями....