Методическая разработка. "Город Дружбы" - игротерапевтическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Цель данной методической разработки: развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика агрессивного поведения. Задачи: формирование адекватного поведения у детей старшего дошкольного возраста; воспитывать стремление к дружелюбию по отношению к друг другу, чувство эмпатии; развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГОРОД ДРУЖБЫ» - игротерапевтическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика агрессивного поведения.
Задачи:
- Формировать адекватное поведение у детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитывать стремление к дружелюбию по отношению к другим людям, чувство эмпатии.
- Развивать коммуникативные навыки.
Методы и приёмы: метод познавательных игр, создание проблемных ситуаций, использование наглядного материала.
Оборудование: клубок ниток, строительный материал – кубики, конструктор, материалы для коврика дружбы: пуговицы, звезды из фольги, цветы, клей, скотч; плоскостная игрушка “Солнышко”
Ход занятия
1. Приветствие. “Доброе Солнышко”.
Цель: Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе. Настрой на работу.
Материал: Полуплоскостная игрушка “Солнышко”, представляет собой мягкую игрушку с разноцветными ладошками-лучиками, где желтый круг — символ доброты, лучи – ладошки — цвета радуги.
Ход упражнения: Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Педагог-психолог: Доброе утро, ребята! Я рада поприветствовать сегодня вас на нашем занятии. И вместе со мной сегодня с вами очень хочет поздороваться вот это Солнышко Дружбы, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся (дети встают в круг и берутся за лучики-ладошки солнышка)
- Скажем все вместе друг другу “Доброе утро”!
Разминка
Игра “Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе” .
Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Ход упражнения:
Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.
Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: “Раз, два, три...” На счет “три” вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
- Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?
-Как называется наш группа?
- Как меня зовут?
-Как зовут вашего воспитателя?
-Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
- Кто из животных умеет мяукать?
-Как называется предмет, по которому можно звонить?
- (ключевой вопрос) Скажите мне, как называется город, в котором мы живем?
- Правильно! Мы живем в большом городе Санкт-Петербург. Здесь много улиц, много магазинов, есть школы, есть детские сады, и есть много домов, в которых живут люди. И есть дома, в которых живем мы сами.
- Дети скажите, а из чего состоит город? (ответы детей)
- Город очень большой. Там огромное количество улиц и домов. И дома там очень большие и высокие. Из нескольких этажей.
- А вы хотите построить город, но не простой, а город дружбы? (ответы детей.)
3. Основная часть. Упражнение “Строитель” .
Цель: исследование межличностных взаимоотношений, развитие умения позитивного взаимодействия детей друг с другом.
- А может ли город состоять из одного дома (ответы детей).
- Надо построить ещё дома. А из чего мы будем строить? А какие стройматериалы нужны? (ответы детей).
Ход упражнения: В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить.
По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства.
Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Например: “Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь” (Обсуждение построек).
- Что вы построили? Кто живет в вашем доме? Чем любит заниматься? Есть ли у него друзья? С кем бы он хотел подружиться?
Совместный вывод: жители города живут дружно, весело и всегда помогают друг другу.
Игра “Паутинки”. (Упражнение “Паутина добрых слов”).
Педагог-психолог: У меня есть “клубочек дружбы”, который я передам (ИМЯ РЕБЕНКА). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят (либо отдаст в руки), сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Педагог-психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
(Ответы детей)
Педагог-психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
4. Игра “Коврик мира”.
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие “Коврика мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материал: Для игры необходим кусок ткани размером 90*150, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Ход игры:
Педагог-психолог. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Перед вами лежит коврик мира. Давайте посмотрим, что может получиться, если мы воспользуемся этим ковриком? (Психолог кладет на пол коврик, а на него – красивую книжку или занятную игрушку)
- Представьте себе, что (ИМЯ РЕБЕНКА) и (ИМЯ РЕБЕНКА) хотят взять эту игрушку поиграть, но она одна, а их – двое. Они оба сядут на этот коврик мира, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так.
(Дети занимают места на ковре).
- Может у кого-то из ребят есть предположение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии педагог предлагает детям украсить кусок ткани: “Сейчас мы с вами превратим этот кусок ткани в коврик мира” нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас “коврик мира”?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре силы?
- Что вы понимаете под справедливостью?
5. Подведение итогов занятия.
Педагог-психолог: Наш коврик мира, коврик дружбы теперь будет помогать нам на наших следующих занятиях. Если вдруг вы поссоритесь, или вам нужно вместе решить какую-то трудную ситуацию, он вам обязательно в этом поможет.
- С помощью сегодняшнего занятия мы с вами сейчас смело сможем составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.
- Помогать другу.
- Быть честным.
- Уступать.
- Не бояться просить прощения.
- Не грубить.
- Не жадничать.
- Не злиться.
- Соблюдая эти правила, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям построенные дома Дружбы получились большими и красивыми.
Дети встают в круг, берут за ладошки “Солнышко” и говорят друг другу “До свидания”!
Использованная литература.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.: ил.
- Соболева А.Н. Ковер мира. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними. //Еженедельная методическая газета для педагогов- психологов “школьный психолог”, М.: ИД “Первое сентября”, 2004 г., №40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335022-1383761989.jpg)
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»
- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-346299-1384851761.jpg)
Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-414425-1528285129.jpg)
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ежик».Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-968305-1539340815.jpg)
Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Край дружбы народов"
Это занятие посвящается проблеме мирного сосуществования детей разных национальностей, воспитания в них дружелюбия, понимания, доброты и уважения друг к другу. Оно может быть полезно для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1214084-1580638832.jpg)
Конспект занятия по развитию речи на тему: “ДРУЖБА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ” для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание : уточнить представления детей о том, что значит”уметь дружить”; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотношени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-1322879-1616077589.jpg)
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»
Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым пос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-731023-1451894358.jpg)
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дружба крепкая»
Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:закрепить у детей знание основных эмоций (радость, г...