Программно-методические основы психолого-педагогического сопровож-дения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования
консультация по психологии

Глодова Ирина Александровна

Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях.

Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Российское общество постепенно приходит к пониманию того, что коллективное обучение детей с ОВЗ и сверстников условной нормы имеет большое значение, как для первой, так и для второй группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Программно-методические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.

Исполнитель

Педагог-психолог                                                         И.А. Глодова

пгт Серышево, 2022


Вопросы для обсуждения:

 1.      Программно-методические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.

 2.      Подготовить конспект «Общий алгоритм и принципы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Трансформация подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях.

Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Российское общество постепенно приходит к пониманию того, что коллективное обучение детей с ОВЗ и сверстников условной нормы имеет большое значение, как для первой, так и для второй группы.

Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Важным условием результативной работы образовательной организации в области развития инклюзивной теории и практики является эффективное управление всем процессом включения, обучающегося с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду.

Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что данный процесс при реализации на практике является сложным и весьма противоречивым, так как пока еще не выработаны четкие, понятные управленцам и педагогам-практикам механизмы, позволяющие эффективно решать вопросы по включению обучающихся с ОВЗ в образовательную среду. На сегодня многие злободневные проблемы организации инклюзивного образования субъекты РФ вынуждены решать самостоятельно, нередко в ситуации ограниченности финансовых ресурсов.

Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзии. На сегодня основная задача состоит в том, чтобы на основе существующего опыта в области образования обучения и воспитания детей с ОВЗ создать оптимальную и результативную систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов.  

В современных теоретических подходах к организации психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования основной акцент делается на том, что необходимо создать такую систему действий, при которой объединение в одном классе (группе) детей с нормальным развитием и детей с особенностями психофизического развития, оказывает содействие полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Анализ научных работ и педагогической практики по заявленной проблеме позволяет выделить принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации:

  • системность;
  • единство диагностики и коррекции;
  • индивидуальный подход;
  • обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
  • междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

В инклюзивном образовании психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности специалистов (дефектолога, психолога, социального педагога, тьютора и др.)  охватывает: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с условно нормативным развитием, их родителей, а также педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

Свою деятельность специалисты службы сопровождения осуществляют на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые подлежат обязательному учету при создании специальных условий образования для ребенка с ОВЗ.

Следует заметить, что в процессе психолого-педагогического сопровождения важно получить информацию о наличии или отсутствии статуса «ребенок с ОВЗ»: прошел или не прошел ПМПК, а также наличие или отсутствие инвалидности.

Службы сопровождения, определяя стратегию и тактику деятельности, программу работы специалистов учитывают:

  • возможности образовательной среды образовательной организации для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого с ОВЗ;
  • проблемы создания эмоционально благоприятного климата в педагогическом, детском и родительском коллективах;
  • особенности диагностики психического, личностного и социального развития обучаемого с ОВЗ;
  • специфику реализации программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.

В этой связи заметим, что к специалистам служб сопровождения, работающих в условиях инклюзии в образовательной организации, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: наличие соответствующего высшего образования, квалификация по профилю деятельности.  Такой специалист не только должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, обучения и развития, обучающихся с ОВЗ, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, со организацию в этих целях участников образовательного процесса.

Концептуальными ориентирами сопровождения являются не столько преодоление неспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а также комплексное, гибкое и оперативное решение проблем, возникающих при инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ.

На сегодняшний день выделяют два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ:

1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;

2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.  

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально, и фронтально. На основе анализа ряда работ ученых (М.Р. Битянова и др.) можно определить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации:

  1. Осуществление входной диагностики.
  2. Организация психолого-медико-педагогического консилиума.
  3. Составление индивидуального образовательного маршрута.
  4. Разработка адаптированной образовательной программы.
  5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
  6. Проведение повторной диагностики (динамическая диагностика).
  7. Анализ и оценка результатов сопровождения.
  8. Разработка стратегии и тактики дальнейшего сопровождения.

В условиях инклюзивной практики актуальным является использование возможности моделирования программ психолого-педагогического сопровождения как процесса определения проблемы ребенка с ОВЗ и поиска наиболее эффективных путей ее решения. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.

Одно из направлений инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение семей, обучающихся с ОВЗ. Очевидно, что любая семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, нуждается в сопровождении. С момента появления «особого» ребенка его родители, находятся в условиях постоянного напряжения, что нередко приводит к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей социокультурной адаптации. При планировании программы сопровождения необходимо учитывать особенности семьи ребенка с ОВЗ, ее воспитательный потенциал.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

  • физическим и психическим здоровьем;
  • успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии;
  • эффективной межличностной коммуникацией;
  • жизненным и профессиональным самоопределением.

Рассмотрев понятие психолого-педагогическое сопровождение целесообразно более подробно остановиться на самой модели психолого-педагогического сопровождения. Большую роль в ее реализации играет ПМПК. Однако существует целый ряд моделей сопровождения детей, определяющим фактором в их выборе служит формат статуса ребенка и комплекс необходимых для решения задач ППС.

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

1. После периода адаптации детей учителем и специалистами проводится скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, индивидуальной программы сопровождения (ИОМ) и/или обучения по АООП (методами, не требующими согласия родителей: наблюдение, педагогическое анкетирование). Подготовка материалов для ПМПк.

2. Проведение ПМП консилиума с целью принятия предварительного решения о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения (ИОМ), направления на ПМПК (возможно получение документов об инвалидности ребенка (ИПР), справки-рекомендации об индивидуальном обучении; принятие решения о разработке индивидуального плана обучения).

3. Запись на обследование ПМПК (возможно получение согласия от родителей на обследование, подготовка направления ОО) с целью уточнения необходимости создания для них СОУ и т.д. Копия коллегиального заключения консилиума выдается родителям (законным представителям) на руки, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем консилиума. В случае несогласия родителей с решением ПМПк о прохождении ПМПК они в письменной форме выражают свое мнение в протоколе консилиума, а обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе ОО в соответствии с ФГОС.

4. Обследование на ПМПК. Получение рекомендаций по обучению: АООП или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка.

5. Специалисты консилиума после получения заключения ПМПК проводят углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ и разработке индивидуальной программы сопровождения. Родители пишут согласие на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке.

6. По результатам обследования специалистов проведение ПМП консилиума (при участии родителей) о необходимости разработки адаптированной основной общеобразовательной программы (конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. Ведется протокол ПМПк. Составляется заключение ПМПк, определяется период сопровождения ребенка.

7. Родители подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума. В случае несогласия родителей с заключением консилиума, обучение и воспитание осуществляется по образовательной программе ОО. В случае согласия - написание родителями заявления об обучении по адаптированной основной образовательной программе.

8. Создание рабочей группы по разработке адаптированной образовательной программы, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и программы сопровождения процесса создания специальных условий для обучения ребенка. В частности, издание приказов директором ОО:  

  • о разработке адаптированных ОО программ и/или индивидуальных учебных планов для конкретного обучающегося с ОВЗ;
  • об утверждении адаптированных основных образовательных программ и/или индивидуальных уч. планов для конкретных детей с ОВЗ;
  • об утверждении программы внеурочной деятельности;
  • об утверждении программы по повышению уровня профессионального мастерства пед. работников;
  • об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
  • о проведении внутришкольного контроля по реализации адаптированных программ или ФГОС НОО;
  • о внесении изменений в должностные инструкции учителей, зам по УВР, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога доп. образования, работающих с детьми с ОВЗ.
  • об утверждении плана методической работы (раздел общего плата в части сопровождения введения ФГОС для ОВЗ)
  • об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
  • о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем), возможно внесение изменений в штатное расписание;

9. Создание специальных условий в соответствии с АООП (использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

10. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда и др. Разработка и утверждение рабочих адаптированных программ учителейпредметников по учебным предметам и внеклассной работе с учетом изменений предметных, метапредметных целей, личностных результатов, дидактических материалов. Внесение изменений в оформление сайта.

11. Адаптация основной образовательной программы. Корректировка учебного плана.

12. Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых), приказ о внесении изменений в положение, само Положение с изменениями.

13. Внесение изменений в должностные обязанности педагогов.

14. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, проведение консилиумной сессии с целью оценки эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ. Составляется заключение ПМПк о необходимости продолжения обучения по разработанной программе или необходимости корректировки программы сопровождения.

15. Либо проводится корректировка с согласованием родителей программы сопровождения, определяется следующий период обучения и воспитания в соответствии с измененными компонентами программы, либо принимается решение о повторном прохождении ПМПК с целью изменения пакета СОУ. Родители подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с ним.

1 шаг: Приказ о деятельности ПМПк (состав, руководитель, план работы (если нет – Положение о ПМПк))

2 шаг: выявление детей, нуждающихся в организации для них СОУ (первичная диагностика)

3 шаг: проведение ПМП консилиума. Получение согласия родителей (законных представителей)

4 шаг: разработка ИОМ или подготовка документов (направление, характеристика, копия решения ПМПк) и запись на ПМПК

5 шаг: после получения заключения ПМПК подписание родителями соглашения на обследование ребенка специалистами ОО, проведение ПМП консилиума. Согласие родителей с решением консилиума.

6 шаг: написание заявления родителями об обучении по АООП.

7 шаг: Приказ директора ОО о создании рабочей группы по разработке АООП; разработка и утверждение АООП.

8 шаг: внесение изменений в локальные акты (если не было ранее), в должностные обязанности педагогов

Алгоритм сопровождения детей, имеющих инвалидность, без статуса ОВЗ, обучающихся совместно с другими учащимися:

1. Получение документов об инвалидности ребенка

2. Проведение ПМПк для изучения ИПР

3. Принятие решения консилиума о необходимости разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения

4. Приказ директора школы об утверждении Программы и создании специальных условий обучения и воспитания ребенка-инвалида.

5. Контроль создания СОУ.

Алгоритм сопровождения детей, имеющих инвалидность, без статуса ОВЗ, обучающихся на дому:

1. Получение документов об инвалидности ребенка и справки от врача с рекомендацией обучения на дому.

2. Написание родителями заявления о переводе ребенка на обучение на дому.

3. Приказ директора ОО об обучении ребенка на дому.

4. Проведение ПМПк.

5. Принятие решения консилиума о необходимости разработки индивидуального учебного плана, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

6. Приказ директора школы об утверждении Программы и создании специальных условий обучения и воспитания ребенка-инвалида. Контроль создания СОУ.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

2 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.

3 Фоминых Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего профессионального образования /Перспективы науки. – 2013. – № 10. – С. 82-88.

4 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. ‒ 298 с.

5 Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 36-40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе      Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения ...

Схема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В данном материале представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...