Страховочная сетка для современной семьи. Опыт участия в столичной биеналле творческих проектов молодых педагогов.
статья по психологии
Семья для меня – одна из главных ценностей. Гармоничные отношения между родителями и детьми играют основную роль в воспитании детей.
Кроме роли папы и мамы взрослые в этом мире имеют большое число разных социальных ролей. Успешное умение справляться с разными социальными ролями зависит от способности использовать поддержку разных социальных институтов и расставлять ролевые приоритеты в зависимости от своих потребностей и потребностей своей семьи.
Общаясь с членами семей воспитанников, порой приходится наблюдать, что некоторые родители смотрят на социальные институты поддержки семьи, среди которых и детский сад, как на своих «должников». Иногда приходится видеть закрытую позицию семьи, в которой родители не столько сотрудничают, сколько противостоят, изолируются от социума. Я также наблюдаю семьи, в которых папа и мама живут с удовольствием, с искренним интересом и увлечением занимаются своими детьми и передают им важную жизненную ценность - позитивный оптимистичный взгляд на жизнь в целом.
Для меня мега-семья - это «страховочная сетка», которая должна быть у каждого человека. Переплетениями этой «сети» могут быть связи с бабушками и дедушками, с соседями, с друзьями семьи. В мега-семью я бы включила детский сад и школу, спортивную секцию или клуб по интересам и многое другое. Если семья теряет доброжелательные отношения и возможность получать поддержку в одном месте, она всегда может обратиться в другое, где ее выслушают и поддержат.
Одну из своих профессиональных задач в общении с семьями я вижу в том, чтобы помочь каждой семье выстроить отношения с различными социальными институтами на основе партнерства. Сформировав собственный круг поддержки, семья может, в случае затруднения, воспользоваться им как «страховочной сеткой».
На мой взгляд, именно формирование такой «страховочной сетки» лучшая профилактика стрессов, немотивированной агрессии, депрессии, суицидов и чувства тотального одиночества – проблем, свойственных жизни больших городов.
На протяжении долгих лет работы в детском саду я наблюдаю, как к выпускной группе родители наших воспитанников становятся хорошими друзьями. Они по очереди забирают детей из сада; вместе ведут детей в музей, театр, водят детей в разные секции и кружки. Многие семьи наших воспитанников потом определяют своих детей в школе в один класс. По традиции, ежегодно мы с коллегами встречаемся с нашими бывшими воспитанниками в клубе для старшеклассников «10 лет спустя». Свою задачу в рамках клуба мы видим в подготовке старшеклассников к роли будущего семьянина и формировании ценностного отношения к дому и семье. Встречаясь с нашими выпускниками, я вижу, что дети и родители поддерживают дружеские отношения. Эти родители могут быть спокойны за своих детей. Они знают, в какой компании их подросшие дети проводят свое время.
Как мы решаем задачу формирования партнерских отношений между семьей и социальными институтами мега-пространства? Главный ресурс мне видится в использовании методов игрового моделирования. Оно дает родителям возможность «примерять» самые разные воспитательные роли, оказываясь то пассивными потребителями; то игровыми партнерами; то передающими свой опыт другим людям; то получающими удовольствие от процесса совместного поиска в решении воспитательных проблем. Игровое моделирование для нас - основа образовательно-игровых практикумов, обучающих тренингов для взрослых: родителей и педагогов в нашем детском саду. Игровое моделирование также активно используется нами и в образовательной работе с детьми.
Моделируя разные способы взаимодействия, получая обратную связь, педагоги, родители и дети приобретают пластичность в обращении друг с другом; становятся более терпимыми, учатся прояснять тревожащие их ситуации.
Для того чтобы такие отношения стали возможны, мы, как один из первых социальных партнеров семьи, придерживаемся в своей работе открытости, эмоциональной вовлеченности (ненасильственные и безоценочные отношения); доступности (ясность видения происходящего и благодарность за любые точки зрения); обратной связи (адресная поддержка активности родителей) и др.
Игровой формат общения с семьями воспитанников сближает педагогов и родителей, дает обеим сторонам бесценный опыт общности. Я, как педагог-психолог, чувствую доверие со стороны родителей, их радость от общения, их уверенность в том, что в детском саду их всегда выслушают, поддержат эмоционально и, в случае необходимости, помогут.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/04/i.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-133447-1358587717.jpg)
Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-678009-1443730978.jpg)
Художественно - творческий проект для педагогов и родителей. Техника пейп-арт. «Забавные птички»
Данный проект предоставляет возможность сотрудничества взрослого и ребёнка. Развивает мелкую моторику рук, способствует формированию речи, мышления, воображения, творческой инициативы у ребёнка. Бумаж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-978673-1511722650.jpg)
Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"
В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/25/picture-1256699-1690273374.jpg)
Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-542256-1418234092.jpg)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №16 г. Красноармейск Саратовской обл» статья Влияние самооценки на развитие творческого потенциала молодого педагога. (Из опыта работы)
Бушмакина Е.Н.Воспитатель МБДОУ «Детский сад №14г.Красноармейск Саратовской области», куратор «Школы становления педагогического мастерства молодого педагога».Юдина А.Г.Воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-579111-1423466277.jpg)
Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.
Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...