Страховочная сетка для современной семьи. Опыт участия в столичной биеналле творческих проектов молодых педагогов.
статья по психологии

Семья для меня – одна из главных ценностей. Гармоничные отношения между родителями и детьми  играют основную роль в воспитании детей.

Кроме роли папы и мамы взрослые в этом мире имеют большое число разных социальных ролей. Успешное умение справляться с разными социальными ролями зависит от способности  использовать поддержку разных социальных институтов и  расставлять ролевые приоритеты в зависимости от своих потребностей и потребностей своей семьи. 

Общаясь с членами семей воспитанников, порой приходится наблюдать, что некоторые родители смотрят на социальные институты поддержки семьи, среди которых и детский сад,  как на своих «должников». Иногда приходится видеть закрытую позицию семьи, в которой родители не столько сотрудничают, сколько противостоят, изолируются от социума. Я также наблюдаю семьи, в которых папа и мама живут с удовольствием, с искренним интересом и увлечением занимаются своими детьми и передают им важную жизненную ценность - позитивный оптимистичный взгляд на жизнь в целом.

Для меня мега-семья - это «страховочная сетка», которая должна быть у каждого человека. Переплетениями этой «сети» могут быть связи с бабушками и дедушками, с соседями, с друзьями семьи. В мега-семью я бы включила детский сад и школу, спортивную секцию или клуб по интересам и многое другое.  Если семья теряет доброжелательные отношения и возможность получать поддержку в одном месте, она всегда может обратиться в другое, где ее выслушают и поддержат.

Одну из своих профессиональных задач в общении с семьями я вижу в том, чтобы помочь  каждой семье выстроить отношения с различными социальными институтами на основе партнерства. Сформировав собственный круг поддержки, семья может, в случае затруднения, воспользоваться им как «страховочной сеткой».

На мой взгляд, именно формирование такой «страховочной сетки» лучшая профилактика стрессов, немотивированной агрессии, депрессии, суицидов и чувства тотального одиночества – проблем, свойственных жизни больших городов. 

На протяжении долгих  лет работы в детском саду я наблюдаю, как к выпускной группе родители наших воспитанников становятся хорошими друзьями. Они по очереди  забирают детей из сада; вместе ведут детей в музей, театр, водят детей в разные секции и кружки. Многие семьи наших воспитанников потом определяют своих детей в школе в один класс. По традиции, ежегодно мы с коллегами встречаемся с нашими бывшими воспитанниками в клубе  для старшеклассников «10 лет спустя». Свою задачу в рамках клуба мы видим в подготовке старшеклассников к роли будущего семьянина и формировании ценностного отношения к дому и семье. Встречаясь с нашими выпускниками, я вижу, что дети и родители поддерживают дружеские отношения.  Эти родители могут быть спокойны за своих детей. Они знают, в какой компании их подросшие дети проводят свое время.

Как мы решаем задачу формирования партнерских отношений между семьей и социальными институтами мега-пространства? Главный ресурс мне видится в использовании методов игрового моделирования. Оно дает родителям возможность «примерять» самые разные воспитательные роли, оказываясь то пассивными потребителями; то игровыми партнерами; то передающими свой опыт другим людям; то получающими удовольствие от процесса совместного поиска в решении воспитательных проблем. Игровое моделирование для нас - основа образовательно-игровых практикумов, обучающих тренингов для взрослых: родителей и педагогов в нашем детском саду. Игровое моделирование также активно используется нами и в образовательной работе с детьми.

Моделируя разные способы взаимодействия, получая обратную связь, педагоги, родители и дети приобретают пластичность в обращении друг с другом; становятся более терпимыми, учатся прояснять тревожащие их ситуации. 

Для того чтобы такие отношения стали возможны, мы, как один из первых социальных партнеров семьи, придерживаемся в своей работе открытости, эмоциональной вовлеченности (ненасильственные и безоценочные отношения); доступности (ясность видения происходящего и благодарность за любые точки зрения); обратной связи  (адресная поддержка активности родителей) и др.

Игровой формат общения с семьями воспитанников сближает педагогов и родителей, дает обеим сторонам бесценный опыт общности.  Я, как педагог-психолог, чувствую доверие со стороны родителей, их радость от общения, их уверенность в том, что в детском саду их всегда выслушают, поддержат эмоционально и, в случае необходимости, помогут.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»

Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в...

Художественно - творческий проект для педагогов и родителей. Техника пейп-арт. «Забавные птички»

Данный проект предоставляет возможность сотрудничества взрослого и ребёнка. Развивает мелкую моторику рук, способствует формированию речи, мышления, воображения, творческой инициативы у ребёнка. Бумаж...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

проект "Молодой педагог"

работа с молодыми педагогами доу...

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №16 г. Красноармейск Саратовской обл» статья Влияние самооценки на развитие творческого потенциала молодого педагога. (Из опыта работы)

Бушмакина Е.Н.Воспитатель МБДОУ «Детский сад №14г.Красноармейск Саратовской области», куратор «Школы становления педагогического мастерства молодого педагога».Юдина А.Г.Воспита...

Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.

Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...