Конспект занятия по профориентации " Путешествие в будущее"
план-конспект занятия по психологии

Малькова Наталья Владимировна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malkovoy_n.v._mdou_detskiy_sad_no158_proforientatsiya.docx54.41 КБ
Файл pismo_mashi.pptx353.2 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профориентационных практик

Номинация: «Лучшее профориентационное мероприятие»

Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

«Путешествие в будущее»

Малькова Наталья Владимировна

Педагог-психолог

МДОУ «Детский сад № 158»

Ярославль, 2022

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности.… Образно говоря, детская игра –это профориентатор ребенка.

А. Г. Асмолов

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

      Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых []. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обазования [5], является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Идея «ранней профориентации», в современном понимании – это процесс профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность. «Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций», – отмечают авторы «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [2]. Такое понимание процесса сопровождения профессионального самоопределения предполагает, что каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста преимущественно    носит информационный характер, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Теоретическим обоснованием подходов и технологий формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников являются общая психологическая теория игры (А.Н. Леонтьев), специальная психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин) и характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда (Е.А. Климов).  

Игры-путешествия являются одним из инновационных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которые способствует развитию различных сторон личности дошкольников, расширению знаний и представлений об окружающем мире, их обобщению и систематизации, способствуют ранней профориентации. Данный вид игр позволяет активизировать различные виды деятельности дошкольников, стимулировать их на применение уже имеющихся знаний и приобретение нового опыта, а, способствует развитию познавательной активности, любознательности и познавательного интереса дошкольников[1,6]. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Тема ОД

«Путешествие в будущее»

Предварительная работа

Знакомство с миром профессий людей, разучивание стихотворений о профессиях, пословиц и поговорок о труде

Цель педагога-психолога

Формирование у воспитанников представления о многообразии профессий.

Цель детей

Помочь девочке Маше вернуться домой в настоящее время

Образовательные области

Задачи педагога-психолога

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей уважение к труду людей разных профессий

Развитие умения сотрудничать, отстаивать свои суждения

Развитиенавыков общения и эффективного взаимодействия

Формирование способности к эмпатии.

Повышать уверенность в своих силах

Поддержка детской инициативы

Познавательное развитие

Активизировать и закреплять уже имеющиеся знания детей о профессиях.

Уточнять знания детей о некоторых профессиях, орудиях труда.

Развивать творческое мышление, воображение, креативность.

Речевое развитие

Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Профессии»

Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать связную речь

Художественно-эстетическое развитие

Содействовать развитиюу детей творческого воображения, эстетического вкуса

Физическое развитие

Создать условия для формирования правильной осанки и развития мелкой моторики

Форма проведения: подгрупповая

Время проведения: 30 мин.

Ведущий : педагог-психолог

Оборудование и материалы:кукла Маша; мультимедийное оборудование,восковые мелки и карандаши, бумага для рисования формата А4

Музыкальное оснащение:аудиозапись  песни  «Профессии» исполняют Маша и Майя, звуки профессий (звук дрели, ржание лошади, звук пылесоса, кудахтанье курицы, звук сирены, звук поезд, звук посуды на кухне, звук улицы); звуки машины времени , мелодия из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»; звук полученного сообщения ; музыка для изодеятельности (Andr_Gagnon_-_Comme_au_premier_jour; Jim Brickman – Greensleeves; Stratovani -AveMaria и д.р.)

Подготовка к занятию: в одной части помещения расставить стулья для работы в круге, в другой -подготовить столы и стулья для изодеятельности.

Ожидаемые результаты:

  • У ребенка сформированы знания о профессиях взрослых; сформировано положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  • Сформирована познавательная активность, как необходимое качество для успешного обучения в школе.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Ход мероприятия

Этап, продолжительность,

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Технологии, методы, приемы

Результат

1.Вводный

1 мин

Педагог-психолог  проводит детей в центр зала, и предлагает сесть на стульчики,  образуя круг.

- Доброе утро! Я рада вас видеть! Я предлагаю начать нашувстречу с приветствия:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Выполняют действия в соответствии с текстом игры, проговаривают слова (садятся на стульчики)

Речевая игра с элементами психогимнастики

Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка

2.Мотивационно-побудительный

3мин

   - Ребята, тему сегодняшнего занятия вы мне сможете назвать сами. А поможет вам в этом музыка. Вы готовы?

Включается аудиозапись  песни  «Профессии» исполняют Маша и Майя.(Приложение 1)

- Вы правы, сегодня мы будем говорить о профессиях. А, что такое профессия?

Педагог-психолог выслушивает версии детей

- Правильно. Профессия, ребята, это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Сегодня мы поговорим о многообразии мира профессий, их значении в нашей жизни, о качествах, необходимых людям той или иной профессии.

Звуковой сигнал -получение письмо по электронной почте (Приложение 2. Музыкальное сопровождение).

- Интересно, кто это прислал нам письмо? Ребята, письмо прислала моя знакомая, девочка Маша. Мария любит все новое, необычное, любит узнавать новое, а также применять новые знания на практике. Давайте прочитаем, о чем она хочет нам рассказать.

Педагог-психолог открывает письмо. Содержание письма выводится на экран (Приложение 3):

- Приветствую вас, мои друзья. Мне срочно нужна ваша помощь. Я изобрела машину времени, но, когда стала её испытывать – оказалась в будущем! Будущее прекрасно, но я хочу вернуться домой. Прилетайте ко мне и помогите мне вернуться к маме и папе, я по ним очень скучаю. У вас есть одна попытка, я в вас верю!

- Ребята, сегодня я предлагаю совершить необычное путешествие- путешествие в будущее. Готовы?

Для этого вы должны встать в заранее начерченный на полу круг (или квадрат) и следовать инструкциям ведущего(Приложение 4. Музыкальное сопровождение): закройте глаза (многие временные потоки обладают непереносимым человеческим глазом свечением), сейчас вы будете погружены в специальную капсулу. Вы чувствуете, что теряете гравитацию. Вы начинаете медленно покачиваться справа – налево. Ваша капсула резко меняет направление, она стремительно поворачивает направо, затем налево. Капсула маневрирует между временными потоками. Осторожно, помеха сверху – нагнитесь. Сейчас вам необходимо пролететь через очень узкий временной проход, капсула сужается со всех сторон. Она сужается все больше! Мы преодолели путь! Поздравляю, вы можете открыть глаза и осмотреться

- Ребята смотрите, а вот и моя старая знакомая, девочка Маша. Присмотритесь, она очень взволнована, ведь быть взрослым не только интересно, но и очень ответственно. Она предлагает вам совершить небольшую экскурсию по миру взрослых, помочь ей разобраться со сложными заданиями, а затем  всем вместе вернуться обратно в детский сад.

Поможем Маше?

Прослушивают аудиозапись и формулируют тему занятия.

Дают определение понятию «профессия»

Дети погружаются в игровую ситуацию – читают письмо от девочки Маши.

Дети все вместе переносятся в будущее и там знакомятся с девочкой Машей

Беседа.

Демонстрация презентации (иллюстрация электронного письма).

Психогимнастическое упражнение, игровой прием погружение

Актуализация имеющихся знаний.

Погружение в игровую

ситуацию.

Развитие воображения, образного мышления. Развитие эмпатии.

3. Основной этап

9 мин.

-  Мы с вами попали в будущее и у нас появилась уникальная возможность почувствовать себя взрослыми.

Подумайте, как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству?

Давайте, первой представится наша новая подруга:

-«Меня зовут Мария, а моего папу Иван, значит я - Мария Ивановна».

Затемкаждый из детей представляется по имени отчеству

- Ребята, вам сложно или легко, было представиться по -взрослому? (дети по желанию отвечают на вопрос)

- Ребята, всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас по имени, но для этого надо и самим вежливо и с уважением относиться к другим людям как к взрослым, так и к детям. Вы согласны?

- Я буду говорить начало фразы, а вы называть профессию, которую я описываю. Готовы?  
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (
тракторист).
Самолётом правит… (
лётчик).
Клеит книжки… (
переплётчик).
В школе учит нас… (
учитель).
Строит здания… (
строитель).
Красит стены нам… 
(маляр).
Столы делает… (
столяр).
Песни нам поёт… (
певец).
Торговлей занят… (
продавец).
На станке ткёт ткани… (т
кач).
От болезней лечит… (
врач).
Хлеб выпечет в пекарне… (
пекарь).
Нарисует нам… 
(художник).
Сапоги сошьёт… (
сапожник).
С другого языка переведёт… (
переводчик).
Исправиткран (
сантехник).
Часы чинит… (
часовщик).
Грузит краном… (
крановщик).
Рыбу ловит нам… (
рыбак).
Служит на море… (
моряк).
Хлеб убирает… (
комбайнёр).
В шахте трудится… (
шахтёр).
В жаркой кузнице… (
кузнец).
Кто всё знает – молодец!

-Мы живём в большом городе, требуется труд людей разных профессий для того, чтобы в городе было всё в порядке. Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

  • Если бы не было строителей, то…
  • Если бы не было водителей, то…
  • Если бы не было парикмахеров, то…
  • Если бы не было дворников, то…
  • Если бы не было учителей, то…
  • Если бы не было милиционеров, то…
  • Если повара перестанут готовить пищу?
  • Если врачи перестанут лечить людей?
  • Если все водители откажутся сесть за руль?
  • Если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

 Педагог-психолог предлагает детям порассуждать на тему; Все ли профессии важны? Почему?

-У каждого взрослого человека есть профессия. А вызнаете, что у каждой профессии есть ещё и звук? Длякаждого из вас прозвучит короткий фрагмент звучания какого-нибудь

Инструмента, транспорта или орудия труда, а вы должны будете определить, кем работает человек который часто слышит эти звуки(Приложение 6. Музыкальное сопровождение).

1. Звук дрели.

2. Ржание лошади.

3. Звук пылесоса.

4. Кудахтание курицы.

5. Звук сирены

6. Звук поезда

7. Звук посуды на кухне

8.Звук улицы

Молодцы, теперь вы даже с закрытыми глазами можете ориентироваться в

пространстве!

Дети отвечают кукле взаимностью, жмут руку и тоже представляются по имени отчеству.

Когда все побудут взрослыми, обсуждают, понравилось ли им быть в роли взрослых. Отвечают на вопросы (по желанию), рассуждают

Дети выполняют упражнение, называют профессию хором которую описывает педагог-психолог

Дети проговаривают окончание фразы и рассуждают о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий,

Дети в процессе беседы приходят к выводу:

Все профессии нужны, все профессии важны!

Дети угадывают профессию по звуку, который очень часто слышит представитель профессии.

Беседа.

Игровое упражнение

Беседа, если есть необходимость пояснение и объяснение своего ответа

Музыкальные загадки.

Сплочение группы. Повышение уверенности в своих силах.

Активизация и обогащение словаря детей по теме

«Профессии».

Понимание значимости профессий в жизни людей.

Развитие воображения, развитие речи в опоре на слуховой анализатор.

4.Динамическая пауза

3 мин.

.

- Маша немного устала. Я предлагаю вам вместе с ней отдохнуть и размяться.

Педагог-психолог предлагает детям встать со стульчиков и немного подвигаться.

Мы в профессии играем(шагают на месте)
Вмиг мы лётчиками стали
В самолётах полетали.
(кружатся вокруг себя, руки в стороны)
И водителями вдруг стали (
бегут по кругу и рулят «имитируя» езду на машине)
Быстрый руль в руках у нас
Быстро едем просто «Класс!»(
поднимаем вверх большой палец)
А теперь на стройке мы дружно строим кирпичи, (
остановились, руки полочкой перед грудью)
Раз кирпич и два, и три
(руки поочерёдно ставим одну на другую)
Строим дом мы, посмотри.
(руками над головой «изобразить крышу»)
Вот закончилась игра (
разводят руками в стороны)
Нам на стульчики пора (
проходят на стулья).

Педагог-психолог выполняет упражнение вместе с детьми

Дети выполняют упражнение

Упражнение с элементами психогимнастики.

Снижение эмоционального напряжения; снятие статического мышечного напряжения путем переключения внимания с одной деятельности на другую; развитие выразительности движений.

Практическая работа.

10 мин

-Мы сегодня много говорили о профессиях. А какую профессию выбрали вы? Нарисуйте предмет, который характеризует эту профессию. (Пр. Яработаюповаром, поэтому я нарисую поварешку и ложку). Задание старайтесь выполнять сами, не советуйтесь с друзьями. (Приложение 7. Музыкальное сопровождение))

После того, как задание будет выполнено, садитесь в общий круг. По очереди показывайте своюрисунок, объясните, что нарисовано, а мы будем отгадывать, кем вы работаете.

- Время нашего путешествия в будущее подходит к концу, пора возвращаться домой, в настоящее вместе с Машей.

Для этого вы снова должны встать в заранее начерченный на полу круг (или квадрат) и следовать инструкциям: закройте глаза, мы погружаемся  в специальную капсулу. Вы начинаете медленно покачиваться справа – налево. Ваша капсула резко меняет направление, она стремительно поворачивает направо, затем налево. Капсула маневрирует между временными потоками. Осторожно, помеха сверху – нагнитесь. Сейчас вам необходимо пролететь через очень узкий временной проход, капсула сужается со всех сторон. Она сужается все больше! Мы преодолели путь! Поздравляю, вы можете открыть глаза и осмотреться.

Все  ребята и Маша благополучно вернулись домой.

Дети рисуют предмет, который имеет отношение к их будущей профессии, а затем все вместе угадывают кем же будет работать автор рисунка

Дети выполняют инструкцию и   все вместе переносятся в настоящее, обратно в детский сад

Изодеятельность.Объяснение своего рисунка.

Психогимнастическое упражнение.

Формирование ассоциативного образа предмета труда  с определенной профессией. Поддержка детской инициативы.

Развитие воображения, образного мышления. Развитие эмпатии.

Рефлексия

3 мин

- Ребята, у нас сегодня получилось совершить необычное, но такое увлекательное путешествие в будущее. Вы все большие молодцы!

Вам понравилось сегодня представлять себя взрослыми? Интересно было разговаривать о профессиях?

Дети говорят, что им понравилось, запомнилось

Устная рефлексия

Подведение итогов занятия. Формирование элементарных навыков самооценки.

Прощание

1 мин.

В конце занятия ведущий

всех детей просит протянуть в центр круга правые руки, положить их друг на дружку, а затем также соединить левые руки и громко хором сказать: «Всем спасибо!» Ребята выполняют задание

Дети выполняют упражнение

Игровой прием «Спасибо-всем»

Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и

Используемая литература

  1. Дошкольник в мире профессий. Методические рекомендации по организации ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации / – Междуреченский городской округ: МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки», 2020. – 61 с
  2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.06.2017).
  3. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Куцакова.– М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 128 с.
  4. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. Н. Кузнецова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 916 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 1 электрон. опт. диск (DVD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 1,9 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.
  5. Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. – URL: http://news.sfu-kras.ru/node/11515.
  6. Шустерман М.Е. Думаем, изобретаем, открываем мир. – М.: Речь, 2006. – 208 с. httр://triz-рlus.ru/mоrfоlоgiсheskij-аnаliz/krugi-lulliyа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приветствую вас, мои друзья. Мне срочно нужна ваша помощь. Я изобрела машину времени, но, когда стала её испытывать – оказалась в будущем! Будущее прекрасно, но я хочу вернуться домой. Прилетайте ко мне и помогите мне вернуться к маме и папе, я по ним очень скучаю. У вас есть одна попытка, я в вас верю!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...