Профилактический курс занятий «Здравствуй, малыш»
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Романовская Анна Сергеевна

Целью профилактического курса является: оказание помощи родителям в воспитании ребенка, повышение их педагогической компетентности, оптимизация процесса адаптации ребенка к ДОУ.

 

Основными задачами являются:

 

 - обеспечить эмоционально-комфортное состояние детям и родителям;

 - развить у детей психологическую автономность и самостоятельность;

 - сформировать доверительные отношения ребенка с взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdravstvuy_malysh.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Утверждаю:

                                                                            Заведующая МБДОУ

                                                                  Детский сад №4 «Солнышко»

_______________Н.Н. Ловягина

                                                                             «__»________20__    

Профилактический курс занятий «Здравствуй, малыш». Структура программы

Целью профилактического курса является: оказание помощи родителям в воспитании ребенка, повышение их педагогической компетентности, оптимизация процесса адаптации ребенка к ДОУ.

Основными задачами являются:

 - обеспечить эмоционально-комфортное состояние детям и родителям;

 - развить у детей психологическую автономность и самостоятельность;

 - сформировать доверительные отношения ребенка с взрослыми.

     Работа осуществляется по нескольким направлениям. 

Блок I. Работа с родителями.

Основной задачей является: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям в период адаптации их ребенка к ДОУ.

Формы работы:

- анкетирование (Приложение 1);

- практические занятия;

- индивидуальные и групповые консультации;

- семинары;

- тренинги;

- стендовая информация, памятки.

       

        Данные формы работы с родителями способствуют предоставлению информации о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период, а также приемам урегулирования своего эмоционального состояния. Практическими упражнениями родители имеют возможность снять эмоциональное напряжение, поразмышлять над проблемами и радостями, связанными с воспитанием ребенка раннего возраста. Работа осуществляется согласно тематическому плану.

                     

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Задачи

Форма

Количество

часов

1.

- Презентация ДОУ

- Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ

      -  Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.

- Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ

Групповые родительские собрания.

1

2.

- Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания

 - Сбор информации о детях

 - Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей

 - Просветительская работа с родителями: научить анализировать детское восприятие, познакомить с возрастными характеристиками детей;

Индивидуальное и групповое консультирование родителей.

1

3.

 - Создание оптимальных условий  для адаптации детей к ДОУ

 - Ознакомление родителей с общими стратегиями игрового взаимодействия с детьми

 -  сопровождение детей в период адаптации.

 

Проведение открытых занятий

1

4.

 - Рекомендации родителям и воспитателям по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т.д.

Стендовая информация

1

Блок II. Работа с детьми.

Цель данного вида работы: развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между родителем и ребенком.

Задачи:

  • социальная активизация тактильной чувствительности;
  • социальное развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • социальная адаптация ребенка к ДОУ, снятие негативных эмоций и реакций.

Методы реализации:

  • физические игры и упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • подвижная игра;
  • танцевальные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • словесные игры;
  • сказкотерапия.

Условия проведения.

Занятия проводятся с участием родителей, согласно тематическому плану. Учитывая возрастные особенности развития детей раннего возраста, продолжительность занятий составляет 15-20 мин. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

п/п

Название

Задачи

Содержание

Количество занятий

1.

«Давайте знакомиться!»

-познакомить детей друг с другом;

-создать эмоционально-комфортное состояние для каждого ребенка.

1. упражнение «Меня зовут…»;

2.пальчиковая гимнастика;

3. музыкальное упражнение «Вот так хорошо»;

4. игра «Погремушка, играй»;

5. релаксация «Солнечные зайчики».

1

2.

«В гостях у зайчика»

-сблизить детей друг с другом.

1. упражнение «Давайте поздороваемся»;

2. упражнение «Большие ноги»;

3. Дыхательная гимнастика «Цветок»

4. игра «Лиса и зайцы»;

5. игра веселые мячики

6. «Пальчиковая гимнастика»;

7. рисование нетрадиционная техника (пальчиками) «Морковка для зайчика».

1

3.

Тематическое занятие по сказке «Колобок»

-развивать эмоциональную сферу ребенка;

-активизировать внимание;

-преодолевать страхи.

1. упражнение «Как тебя зовут?»;

2. игра «Ладушки»;

3. игра «Догонялки»

4. игра «Зайка»;

5. игра «Мишка косолапый»;

6. релаксация «Дождик и солнышко».

7. прощание.

1

4-5.

«Веселые мячики»

-формировать доверительные отношения между детьми;

-создать у детей хорошее настроение;

-развивать познавательные процессы.

1. упражнение «Имя соседа»;

2. игра «Мячик»;

3. игра «Пляска с платочками»;

4. игра «»Мотыльки»;

5. релаксация «Солнечные зайчики».

2

6.

Тематическое занятие по сказке «Курочка Ряба»

-активизировать тактильную чувствительность.

1. упражнение «Звонкий мяч»;

2. игра «Птички»;

3. игра «Кошачья лапа»

4. релаксация «Летний день».

5. прощание

1

7.

«Забавляй-ка»

-формировать чувство доверия через организацию тактильного контакта;

-снизить чувство страха в общении с малознакомыми людьми.

1. упражнение «Клубок»;

2. игра «Веселый бубен»;

3. пальчиковая гимнастика «Твои пальчики»;

4. игра «Киски просыпаются»;

5. релаксация «Бабочки».

2

8.

Тематическое занятие по сказке «Репка»

-активизировать внимание, преодолеть страхи.

1. мимическая гимнастика;

2. игра «Посадили репку»;

3. игра «Погремушки»;

4. релаксация «Котята».

5. прощание.

1

9.

Тематическое занятие по сказке «Теремок»

-активизировать внимание, преодолеть страхи, негативизм

1. упражнение «Доброе утро»;

2. игра «Ладошки»;

3. игра «Лягушка»;

4.игра «Зайка».

5. прощание.

1

 

ВСЕГО

 

9

 

 

Ожидаемый результат.

Данный профилактический курс должен способствовать изменению отношений родителей с ребенком: формирование более доверительных отношений, спокойное прощание ребенка с родителями по утрам; легкая адаптация к дошкольному учреждению, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М., 2011.
  2. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – Спб., 1999.
  3. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.
  4. Монина Г.Б., Лютова Е.К., Проблемы маленького ребенка. Спб., 2002.
  5. Морева Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории // Дошкольное воспитание. 2002. №10.
  6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации в ДОУ. – М.,2003
  7. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. интегративные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ  и родителей.- Спб., 2011.
  8. Чуричков А.,Снегирев В. Копилка для тренера: Сб. разминок, необходимых в любом тренинге. Спб., 2007.
  9. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов н/Д., 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Консультация для родителей "Здравствуй, малыш!"

О значительных изменениях как в физическом, так и в нервно-психическом развитии детей раннего возраста. Очень важно соблюдать режимные процессы, при этом соблюдать принципы последовательности и постеп...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта:  Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта: ...

ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»

Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....