Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
методическая разработка по психологии
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
- Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
- Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
- Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
- Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.
Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?
- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?
- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?
Выписываются ответы на доске и выделяются те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».
Ведущий делает акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?
Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из чего складывается взаимоуважение? Кроме тех форм взаимодействия, которые мы с вами обсуждали, существуют общие «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Упражнение «Приветствие»
Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).
Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.
Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.
Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива....

Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является, формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи:Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;Обучить воспит...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.Задачи:Расширить представление педагогов о ...

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.
Передача ритмаЭто прекрасная символическая игра, помогающая начать или закончить групповую работу...